дело № 2-1004/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2017 года с. Раевский РБ
Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кондрашова М.С., при секретаре Мухаметшиной Р.М., с участием представителя истца помощника прокурора Альшеевского района РБ Цынаева П.Ю., представителя ответчика главы Администрации СП Аксеновский сельсовет МР Альшеевский район РБ Дунина А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Альшеевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Аксеновский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан об обязании поставить на кадастровый учет места захоронения граждан, зарегистрировать право собственности на места захоронения граждан, устранении нарушения законодательства о погребении,
установил:
Прокурор Альшеевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации СП Аксеновский сельсовет МР Альшеевский район РБ, в котором просит обязать администрацию сельского поселения Аксеновский сельский совет муниципального района Альшеевский район поставить на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности на земельные участки, на которых расположены места захоронения: в <адрес>, западнее от трассы <адрес> между деревнями <адрес> и <адрес>, в д. <адрес> западнее от трассы <адрес> рядом с <адрес>, в д. <адрес>, рядом с <адрес> в переулке, в д. <адрес>, западнее от трассы <адрес> рядом с <адрес> д.<адрес> в <адрес>, рядом с <адрес> ближе к трассе, кладбище, находящееся севернее от <адрес> рядом со школой, место захоронений, расположенное на границе <адрес> и <адрес>, кладбища д. <адрес> и д. <адрес>, расположенные на горе д. <адрес> в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры республики 29.09.2017 № 7/3-7-2017 о проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле.
В соответствии со статьями 1,7 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование.
Пунктом 22 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 7 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-З «О местном самоуправлении» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
При таких обстоятельствах общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч.2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» места погребения (с расположенными на них кладбищами) по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Из системного толкования указанных положений можно сделать вывод об отнесении земельных участков, занятых кладбищами к собственности муниципальных образований. Следовательно, земли кладбищ могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а общественные кладбища могут быть только муниципальными. Этот вывод соответствует и положениям ст. 50 ч.2 п. 3 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 209, ст. 215 ГК РФ, ст. 51 ФЗ РФ № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное имущество без каких-либо ограничений может находиться в режиме казны муниципального образования; закрепляться за муниципальными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передаваться на ином вещном или обязательственном праве, в том числе праве аренды, иным физическим или юридическим лицам.
Следовательно, земли кладбищ могут находиться в муниципальной собственности, так и передаваться после оформления муниципальной собственности муниципальным образованием во владение и пользование иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям и учреждениям либо иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере погребения и оказания ритуальных услуг).
В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения Аксеновский сельский совет муниципального района Альшеевский район расположено 9 мест погребения:
- в д. <адрес> расположено западнее от трассы <адрес> между деревнями <адрес> и <адрес>;
- в д. <адрес> расположено западнее от трассы <адрес> рядом с <адрес>;
- в д. <адрес> расположено рядом с <адрес> в переулке;
- в д. <адрес> расположено западнее от трассы <адрес> рядом с <адрес> д.<адрес>;
- в <адрес> расположенное рядом с <адрес> ближе к трассе,
- кладбище, находящееся севернее от <адрес> рядом со школой;
- место захоронений, расположенное на границе <адрес> и <адрес>;
- кладбище д. <адрес>, распложенное на горе, рядом с д. <адрес>,
- место захоронений д. <адрес>, расположенное на горе, рядом с д.<адрес>
Однако право собственности на земельные участки под местами захоронений не зарегистрированы, земельные участки на кадастровый учет не поставлены, межевание не проводилось.
Неустановление границ данных земельных участков на местности, не проведение межевания занятых под кладбищами земельных участков, не постановка их на государственный кадастровый учет, не регистрация права собственности на данные земельные участки администрацией сельского поселения Аксеновский сельский совет муниципального района Альшеевский район приводит к нарушению прав жителей на организацию и благоустройство территории кладбищ, может привести к обезличиванию территорий данных кладбищ, нарушению прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду, повлечь к незаконному размещению мест захоронения, распространению инфекционных заболеваний, создать угрозу жизни и здоровью граждан.
Истец – помощник прокурора Альшеевского района Республики Башкортостан Цынаев П.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить. Привел доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика глава Администрации Аксеновский сельсовет МР Альшеевский район РБ Дунин А.П. в судебном заседании исковые требования прокурора Альшеевского района РБ об обязании поставить на кадастровый учет места захоронения граждан, зарегистрировать право собственности на места захоронения граждан, устранении нарушения законодательства о погребении признал в полном объеме, согласившись со всеми требованиями истца, представил соответствующее заявление, которое приобщено к материалам дела.
Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ст. 39 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признание ответчиком иска и принятие его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Следовательно, у суда имеются основания для принятия признания иска ответчиком и удовлетворения на этом основании заявленных истцом требований.
Ответчику последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, разъяснены и понятны.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Альшеевского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Аксеновский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан об обязании поставить на кадастровый учет места захоронения граждан, зарегистрировать право собственности на места захоронения граждан, устранении нарушения законодательства о погребении, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Аксеновский сельский совет муниципального района Альшеевский район поставить на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности на земельные участки, на которых расположены места захоронения: в д. <адрес>, западнее от трассы <адрес> между деревнями <адрес> и <адрес> в д. <адрес>, западнее от трассы <адрес> рядом с <адрес>, в д. <адрес>, рядом с <адрес> в переулке, в д. <адрес>, западнее от трассы <адрес> рядом с <адрес> д.<адрес>, в <адрес>, рядом с <адрес> ближе к трассе, кладбище, находящееся севернее от <адрес> рядом со школой, место захоронений, расположенное на границе <адрес> и <адрес>, кладбища д. <адрес> и д. <адрес>, расположенные на горе д. <адрес> в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан через Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись М.С. Кондрашов
Копия верна судья: М.С. Кондрашов