Решение по делу № 2-875/2017 от 23.08.2017

Дело ---

Резолютивная часть решения

объявлена судом в судебном

заседании 10 октября 2017 года

мотивированное решение суда

составлено ***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** ...

Петровский районный суд ... в составе:

председательствующего судьи Мишина А.А.,

при секретаре Земцове В.Е.,

с участием: представителя истца Министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта ...Резеповой Е.А., действующей на основании доверенности --- от 09.01.2017г.,

ответчика – Мучкина А.И.,

представителя ответчика Мучкина А.И.Размыслович О.В., действующей на основании доверенности ...6 от 05.09.2016г.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта ... к Мучкину А. И. о взыскании неосновательного обогащения в размере незаконно полученной единовременной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛ :

Истец Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта ... обратилось в Петровский районный суд ... с исковым заявлением к Мучкину А. И. о взыскании неосновательного обогащения в размере незаконно полученной единовременной денежной выплаты.

Свои требования обосновывает тем, что в 2016 году министерством строительства дорожного хозяйства и транспорта ... (далее - министерство) ответчику Мучкину А.И., как гражданину, уволенному с военной службы, за счет средств федерального бюджета была предоставлена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения в размере 1 455 840 рублей.

Указанная выплата произведена министерством в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от *** --- (далее - программа, подпрограмма).

Обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от *** № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - ФЗ ---), постановлением ... от *** ----п «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих» (далее - постановление ----п, порядок), а также согласно Порядку формирования и ведения сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, утвержденному приказом министерства строительства и архитектуры ... от *** ---.

На основании ч. 2.1 ст. 15 ФЗ --- Мучкин А.И. в качестве формы обеспечения жилым помещением выбрал единовременную денежную выплату, которая и была предоставлена ему министерством.

Однако после осуществления министерством платежа была выявлена излишне перечисленная Мучкину А.И. выплата в размере 459 668 рублей. Незаконность получения ответчиком части единовременной денежной выплаты подтверждается следующими обстоятельствами.

Согласно выписке из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *** 00-00- 4001/5006/2016-6040 Мучкиной Т.Н., супруге ответчика, принадлежала 1/2 доля в праве общей долевой собственности в квартире, общей площадью 34,1 кв.м., право собственности Мучкиной Т.Н. на которую было прекращено ***.

Наличие данной собственности не было учтено министерством при расчете размера денежной выплаты ответчику, что привело к получению им денежной выплаты в размере большем, чем предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии с п. 16.2 постановления Правительства Российской Федерации от *** --- «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» при расчете единовременной выплаты учитывается наличие собственности, отчужденной гражданином не менее чем за 5 лет, предшествующих получению единовременной выплаты.

Таким образом, при составе семьи 3 человека, расчет единовременной выплаты должен быть произведен следующим образом: (3 чел. х 18 кв.м. - 17,05 кв.м. (1/2 доли в праве Мучкиной Т.Н.)) х 26 960 руб. (установленная стоимость 1 кв.м, жилья) = 996 172 рубля.

Министерством ответчику перечислена единовременная денежная выплата в размере 1 455 840 рублей, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от ***, а также платежным поручением от *** ---.

Следовательно, Мучкину А.И. была излишне перечислена единовременная денежная выплата в размере 459 668 рублей, что привело к неосновательному обогащению ответчика на указанную сумму.

В связи с данными обстоятельствами неосновательное обогащение ответчика причинило ущерб бюджету ..., а также нарушило права граждан, полностью соответствующим условиям подпрограммы, однако вынужденных ждать своей очереди более длительное время из-за недостатка денежных средств для предоставления им единовременных денежных выплат.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Причем указанные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В порядке досудебного урегулирования спора письмом от *** --- министерство уведомило Мучкина А.И. о необходимости вернуть незаконно полученную часть единовременной денежной выплаты, однако от добровольного ее возврата ответчик отказался.

В связи с тем, что постановка граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также ведение их учетных дел осуществляется органом местного самоуправления, считаем необходимым привлечь к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию ... края.

Просит суд взыскать с Мучкина А.И. часть незаконно полученной единовременной денежной выплаты в размере 459 668 рублей.

Представителя истца Министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта ...Резепова Е.А., действующей на основании доверенности в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала просила удовлетворить в полном объеме, дал суду пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Мучкин А.И. – в судебном заседании иск не признал представил суду возражения в которых указала, что для удовлетворения требования о взыскании неосновательного обогащения потерпевший должен доказать, что во-первых, приобретатель приобрел или сберег имущество за его счет без законных оснований. Во-вторых, отсутствую обстоятельства предусмотренные ст. 1109 ГК РФ.

Статья 1109 ГК РФ предусматривает, что неосновательное обогащение, не подлежащее возврату если денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса.

При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.

Согласно пунктам "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

Приведенные конституционно-правовые нормы не исключают право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты и определять категории граждан, нуждающихся в предоставлении мер государственной поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации.

Исходя из приведенных правовых норм основанием для получения гражданином субсидии является принимаемое в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления решение о предоставлении субсидии. При этом обязанность проверить соответствие действительности представляемых гражданином сведений, признаваемых условиями для выдачи субсидии, возлагается на указанный орган местного самоуправления.

Вместе с тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 89-0).

В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно­правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Учитывая это, суд, являющийся органом по разрешению споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение с соблюдением вытекающих из статей 1,2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих правовых принципов таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

Между тем возложение на гражданина обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны или счетной ошибки с приведенными общепризнанными правовыми принципами не согласуется.

Мучкин А.И. является пенсионером Министерства обороны и имеет выслугу 32 года. Решением Петровского районного суда ... от *** на администрацию ... возложена обязанность восстановить Мучкина А.И. в очереди на улучшение жилищных условий при администрации .... В соответствии со ст. ... от *** ----кз «О порядке предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих» и п. 3 Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих, утвержденного постановлением ... от *** ----П, администрация ... обязана была направить документы Мучкина А.И. в Министерство строительства и архитектуры ... для предоставления единовременной денежной выплаты. В связи с тем, что администрация ... не исполнила возложенные на неё обязанности, заместителем прокурора ... в адрес главы администрации ... внесено представление об устранении нарушений закона. Данная информация была доведена до сведения Мучкина А.И. письмом начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства от *** ---. Письмом от *** --- Мучкину А.И. было сообщено, что администрация ... направила в министерство строительства и архитектуры ... документы для предоставления денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы... Однако, в последствии Мучкину А.И. стало известно, что постановлением администрации ... от *** ---, он исключен из списка первоочередников для получения жилья в первоочередном порядке по основания п. 2. ст. 57 Жилищного кодекса РФ. ... указанные действия администрации ... признаны незаконными и вынесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства. В соответствии с ответом ... от *** --- А.И. Мучкину было сообщено, что в результате проведенной проверки установлено, что он включен в Сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов погибших (умерших) военнослужащих, утвержденным приказом министерства строительства и архитектуры ... от *** ---, под номером 3 для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Письмом от *** --- администрация ... сообщила Мучкину А.И. о том, что в адрес министерства строительства и архитектуры ... было повторно направленно письмо с просьбой включить его в сводный список граждан, формируемый министерством. В качестве подтверждения факта направления документов администрацией ... были предоставлены копии писем от *** --- и от *** --- направленных в адрес министерства строительства и архитектуры ....

Однако, повторной проверкой прокуратуры ... установлено, что органами местного самоуправления Петровского муниципального района, в том числе администрацией ..., в министерство строительства и архитектуры ... сведения о нуждаемости Мучкина А.И. в улучшении жилищных условий, в том числе в форме соответствующих списков, не предоставлялись. Указанная информация была сообщена Мучкину А.И. письмом начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, законностью правовых актов от *** ---. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы..., учет граждан осуществляется посредством ведения Министерством сводного списка граждан, формируемого на основании списков граждан, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований ....

Таким образом, из имеющихся у А.И. Мучкина документов следует, что он был решением суда признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основании предоставленных документов он был включен в сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов погибших (умерших) военнослужащих, утвержденным приказом министерства строительства и архитектуры ... от *** ---, под номером 3, однако, А.И. Мучкин исключен из вышеуказанного сводного списка по неизвестным причинам. При этом министерство строительства и архитектуры ... даже не сообщило А.И. Мучкину о причинах исключения из списка на получение единовременной выплаты.

В связи с тем, что администрацией ... неоднократно нарушалось жилищное законодательство в отношении А.И. Мучкина, а Министерство строительства и архитектуры ... неправомерно исключило А.И. Мучкина из Сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов погибших (умерших) военнослужащих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, А.И. Мучкин был вынужден обратиться в Ленинский районный суд ... с иском о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Решением Ленинского районного суда ... от *** исковые требования А.И. Мучкина в части признания прав на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, удовлетворены. Определением Судебной коллегии по гражданским делам ...вого суда от *** указанное решение оставлено без изменений.

Однако, Министерство не исполнила надлежащим образом решение Лениского районного суда ... от *** в части восстановления прав А.И. Мучкина и он был вынужден вновь обратиться в суд за защитой своих прав. Промышленным районным судом ... вынесено решение от *** по иску А.И. Мучкина к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта ... о признании права на получение суммы единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, исходя из первоначальной даты постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещении и компенсации морального вреда.

В целях окончательного решения вопроса обеспечения жильем А.И. Мучкин был вынужден вновь обратиться в Промышленный районный суд ... с иском к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта ... о взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В ходе судебного рассмотрения указанного искового заявления, ответчиком в суд был представлен расчет суммы субсидии на которую имеет право А.И. Мучкин. Судом ответчику, по просьбе представителя, было предоставлено время для добровольного исполнения заявленных А.И. Мучкиным исковых требований. В связи с тем, что в установленный судом срок ответчик перечислил денежные средства в размере заявленном в ходе судебного заседания, А.И. Мучкин отказался от исковых требований. Определением Промышленного районного суда ... от *** производство по иску А.И. Мучкина было прекращено в связи с добровольным исполнением ответчиком заявленных истцом требований.

Таким образом, размер субсидий рассчитывался самим Министерством в рамках судебного рассмотрения иска о взыскании денежных средств. Расчет производился на основании документов имеющихся в материалах жилищного дела, которое составлялось, велось и неоднократно перепроверялось как органом местного самоуправления - Администрации ..., так и самим Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта .... В указанных документах имелась выписка из государственного реестра прав на недвижимое имущество, подтверждающая факт получения супругой А.И. Мучкина наследственных прав в размере 1/2 доли в праве общей долевой собственности в квартире общей площадью 34,1 кв.м.

Таким образом, истец по настоящему иску на момент выплаты денежных средств имел полную информацию об имущественных правах членов семьи А.И. Мучкина, кроме того представлял в суд расчет размера субсидии именно на сумму 1 455 840 руб. И именно исходя из представленных в суд расчетов, судья пришел к выводу, что исковые требования А.И. Мучкина исполнены Министерством в полном объеме.

С учетом изложенного, считатм, что заявленные в настоящем производстве исковые требования не подлежат удовлетворению в силу положений ст. 1109 ГК РФ.

Ппредставитель ответчика Мучкина А.И.Размыслович О.В., действующей на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо - Администрация ... – в сдебное заседание не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст.56 ГПК РФ).

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст.59 ГПК РФ). Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ).

В соответствии с п. 2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Федеральный закон N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в статье 2 предусматривает, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1. ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службыМинистерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; 2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

В силу положений ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма;предоставление единовременнойденежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплатына приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от *** N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона от *** N 76 ФЗ «О статусе военнослужащих» распространяются на граждан, которые до *** были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.

Частью 1 статьи 3 настоящего Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2,1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от *** N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплатына приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 ФЗ от *** N342-ФЗ).

Постановлением ... от *** ----п утвержден Порядок предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих.

Согласно пункту 6 Порядка Министерство строительства и архитектуры ... с учетом размера субвенции, поступившей из федерального бюджета в бюджет ... в течение 30 календарных дней со дня ее поступления в бюджет ..., на основании сводного списка формирует и утверждает в разрезе муниципальных районов и городских округов ... список граждан, обеспечение жилыми помещениями которых планируется осуществить в текущем финансовом году, исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления края, а также требований пункта 3 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и в течение 10 рабочих дней со дня утверждения данного списка уведомляет об этом включенных в него граждан. Уведомления выдаются гражданам под роспись либо высылаются по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Разделом V Правил предусмотрено, что единовременная денежная выплата предоставляется гражданам в счет: 1) оплаты приобретаемого на основании договора купли -продажи (участия в долевом строительстве) жилого помещения; 2) оплаты расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства.

Размерединовременнойденежнойвыплатыопределяетсяминистерствомисходя из норматива общей площади жилого помещения, определяемого Правительством Российской Федерации, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещений по..., установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на дату предоставления единовременной денежной выплаты.

Министерство в течение 10 рабочих дней со дня представления проекта договора купли-продажи (участия в долевом строительстве) жилого помещения рассматривает его и в случае соответствия законодательству Российской Федерации договор купли -продажи (участия в долевомстроительстве) жилого помещения подписывается уполномоченным на это должностным лицом министерства и передается гражданам для его подписания и дальнейшей. регистрации права собственностинаприобретенное (построенное) жилое помещение.

Единовременная денежная выплата в счет оплаты приобретаемого гражданами жилого помещения предоставляется министерством путем ее перечисления продавцу жилого помещения, являющемуся стороной заключенного между гражданином, министерством и продавцом жилого помещения договоракупли-продажи жилого помещения, после регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, подтверждаемого свидетельством о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, или застройщику жилого помещения на основании заключенного между гражданином, министерством и застройщиком жилого помещения договора участия в долевомстроительстве жилого помещения, зарегистрированного в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Единовременная денежная выплата в счет оплаты расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства предоставляется гражданам министерством путем ее перечисления на счет юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, осуществляющего строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Единовременная денежная выплата считается предоставленной гражданам с даты перечисления министерством средств федерального бюджета в счетоплатыприобретенногожилого помещения по договорукупли-продажи (участия в долевом строительстве), оплаты расходов по строительствуобъекта индивидуального жилищногостроительства.

Как следует из материалов дела А.И. Мучкин обращался в Промышленный районный суд ... с иском к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта ... о взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В ходе судебного рассмотрения указанного искового заявления, ответчиком в суд был представлен расчет суммы субсидии на которую имеет право А.И. Мучкин. Судом ответчику, по просьбе представителя, было предоставлено время для добровольного исполнения заявленных А.И. Мучкиным исковых требований. В связи с тем, что в установленный судом срок ответчик перечислил денежные средства в размере заявленном в ходе судебного заседания, А.И. Мучкин отказался от исковых требований. Определением Промышленного районного суда ... от *** производство по иску А.И. Мучкина было прекращено в связи с добровольным исполнением ответчиком заявленных истцом требований.

Таким образом, судом установлено, что *** министерством строительства дорожного хозяйства и транспорта ... ответчику Мучкину А.И., как гражданину, уволенному с военной службы, за счет средств федерального бюджета была произведена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения в размере 1 455 840 рублей, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от ***, а также платежным поручением от *** ---.; определением Промышленного районного суда ... от *** о прекращении производства по делу по иск Мучкина А.И. к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта ... о взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Указанная выплата произведена министерством в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от *** ---.

Как указано выше обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от *** № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», постановлением ... от *** ----п «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих», а также согласно Порядку формирования и ведения сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, утвержденному приказом министерства строительства и архитектуры ... от *** ---.

В соответствии с п. 16.2 постановления Правительства Российской Федерации от *** --- «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» при расчете единовременной выплаты учитывается наличие собственности, отчужденной гражданином не менее чем за 5 лет, предшествующих получению единовременной выплаты.

Как указывает истец в ходе повторной проверки учетного дела Мучкина А.И., направленного администрацией ... в адрес министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта ... по факту получения в 2016 году единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета была выявлена излишне перечисленная Мучкину А.И. выплата в размере 459 668 рублей.

Незаконность получения ответчиком части единовременной денежной выплаты истец обосновывает тем, что согласно выписке из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *** 00-00- 4001/5006/2016-6040 Мучкиной Т.Н., супруге ответчика, принадлежала 1/2 доля в праве общей долевой собственности в квартире, общей площадью 34,1 кв.м., право собственности Мучкиной Т.Н. на которую было прекращено ***. в связи с чем, при составе семьи 3 человека, расчет единовременной выплаты должен быть произведен следующим образом: (3 чел. х 18 кв.м. - 17,05 кв.м. (1/2 доли в праве Мучкиной Т.Н.)) х 26 960 руб. (установленная стоимость 1 кв.м, жилья) = 996 172 рубля.

Как следует из материалов дела размер субсидий рассчитывался самим Министерством в рамках судебного рассмотрения иска о взыскании денежных средств. Расчет производился на основании документов имеющихся в материалах жилищного дела, которое составлялось, велось и неоднократно перепроверялось как органом местного самоуправления - Администрацией ..., так и самим Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта .... В указанных документах имелась выписка из государственного реестра прав на недвижимое имущество, подтверждающая факт получения супругой А.И. Мучкина наследственных прав в размере 1/2 доли в праве общей долевой собственности в квартире общей площадью 34,1 кв.м. по адресу: ....

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами(часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Решением Ленинского районного суда ... от *** по гражданскому делу по иску Мучкина А.И. к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта ... о признании права по получение единовременной денежной выплаты исковые требования А.И. Мучкина в части признания прав на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, удовлетворены. Определением Судебной коллегии по гражданским делам ...вого суда от *** указанное решение оставлено без изменений.

Решением министерством строительства дорожного хозяйства и транспорта ... ответчику Мучкину А.И., как гражданину, уволенному с военной службы, за счет средств федерального бюджета была предоставлена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения в размере 1 455 840 рублей.

Указанная субсидия была использована Мучкиным А.И. на приобретение квартиры.

Решение министерством строительства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского никем не оспорены, недействительными или незаконными признаны не были. В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Статья 1109 ГК РФ устанавливает общие правила возврата неосновательного обогащения - так, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Следовательно,ст.1109 ГК РФприменима к рассматриваемому спору и из ее содержания также следует, что возврат излишне выплаченной ЕСВ возможен только в случае счетной ошибки либо в случае недобросовестности, допущенной именно со стороны гражданина. Недобросовестность со стороны какого-либо третьего лица не может послужить основанием для возникновения у гражданина обязательств по возврату неосновательного обогащения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, стем,чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 89-О).

В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление правана судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Учитывая это, суд, являющийся органом по разрешению споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение с соблюдением вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих правовых принципов таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

Между тем возложение на гражданина обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны или счетной ошибки с приведенными общепризнанными правовыми принципами не согласуется.

Действующее гражданское законодательство состоит на позиции разумности и добросовестности действий участников гражданских правоотношений при осуществлении их гражданских прав, в том числе, права на судебную защиту.

Таким образом, с учетом требований приведенных норм признаков недобросовестности в действиях Мучкина А.И., равно как и совершения, сотрудниками Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта ... счетной ошибки, повлекших за собой назначение истцу единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в завышенном размере, по делу не усматривается, что, по мнению суда, исключает возможность взыскания с Мучкина А.И. излишне выплаченной единовременной денежной выплаты в размере 459 668 рублей.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта ... к Мучкину А.И. о взыскании части полученной единовременной денежной выплаты в размере 459 668 рублей не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта ... к Мучкину А. И. о взыскании с Мучкина А.И. части незаконно полученной единовременной денежной выплаты в размере 459668 (четыреста пятьдесят девять тысяч шестьсот шестьдесят восемь) рублей – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в ...вой суд через Петровский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Мишин А.А.

2-875/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края
Ответчики
Мучкин А.И.
Другие
Администрация г. Светлограда
Суд
Петровский районный суд Ставропольского края
Дело на сайте суда
petrovsky.stv.sudrf.ru
23.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2017Передача материалов судье
28.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2017Подготовка дела (собеседование)
12.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2017Судебное заседание
10.10.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее