Решение по делу № 2а-445/2022 (2а-2906/2021;) от 29.11.2021

Дело №2а-445/2022

УИД 91RS0022-01-2021-005136-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2022 года                                                         город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Стародуба П.И.,

при секретаре – Шампуровой А.С.,

с участием представителя административного истца – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени, -

У С Т А Н О В И Л:

В ноябре 2021 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> обратилась с административным исковым заявлением к ФИО1 с требованиями о взыскании задолженности за 2016 год по земельному налогу на сумму 338 рублей, налогу на имущество физических лиц на сумму 694 рубля и пени на сумму 6,63 рублей, мотивируя тем, что ФИО1 состоит на налоговом учете в МИФНС (межрайонной) и в 2016 году являлась собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, а также жилого дома с кадастровым номером , по адресу: <адрес> и здания с кадастровым номером адресу: <адрес>А.

Исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, налоговым органом был рассчитан земельный налог за 2016 год на сумму 338 рублей и налог на имущество физических лиц на сумму 694 рубля.

Налоговым органом по ФИО1 по адресу: <адрес> было направлено налоговое уведомление за 2016 год от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 1032 рубля со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.69 - 70 НК РФ ФИО1 по адресу: <адрес> было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а именно ДД.ММ.ГГГГ МИФНС по <адрес> направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 1032,00 рублей и пени на сумму 20,24 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений на сумму 694,00 рублей и пени в размере 13,61 рублей, по земельному налогу на сумму 338,00 рублей и пени в размере 6,63 рублей. Срок уплаты по требованию ДД.ММ.ГГГГ. Штриховой почтовый идентификатор – . Требование погашено не было.

Учитывая, что с момента окончания срока уплаты по требованию – ДД.ММ.ГГГГ, сумма задолженности не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности, который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен, в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.

Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в суд с административным иском (л.д. 1-7, 77).

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске и по представленным суду доказательствам.

Административный ответчик при надлежащем извещении в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не поступало. В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 против удовлетворения исковых требований возражала в полном объеме, мотивируя их оплатой задолженности за каждый налоговый период. Кроме того пояснила, что в <адрес> ей принадлежало два земельных участка. Также налоговым органом налоговое уведомление и требование были направлены на адрес, где она не проживала и не была зарегистрирована, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>.

В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Судом явка представителя истца и ответчика обязательной не признавалась.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 32 КАС РФ.

Частью 1 статьи 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Как следует из абзаца 3 пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) в том числе квартира.

Исходя из статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Как установлено судом и следует из материалов дела в 2016 году ФИО1 являлась собственником следующего недвижимого имущества: земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины, иные объекты розничной торговли, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый по адресу: <адрес> «А», а также нежилого здания (магазин продовольственных и непродовольственных товаров) с кадастровым номером по указанному адресу; земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый по адресу: <адрес>, а также жилого дома с кадастровым номером по указанному адресу (л.д. 83-89).

Исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, налоговым органом был рассчитан земельный налог за 2016 год на сумму 338 рублей и налог на имущество физических лиц на сумму 694 рубля.

Налоговым органом по ФИО1 по адресу: <адрес> было направлено налоговое уведомление за 2016 год от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 1032 рубля со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое должно содержать сведения, указанные в п. 4 ст. 69 НК РФ.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии со ст.69 - 70 НК РФ ФИО1 по адресу: <адрес> было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а именно ДД.ММ.ГГГГ МИФНС по <адрес> направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 1032,00 рублей и пени на сумму 20,24 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений на сумму 694,00 рублей и пени в размере 13,61 рублей, по земельному налогу на сумму 338,00 рублей и пени в размере 6,63 рублей. Срок уплаты по требованию ДД.ММ.ГГГГ. Штриховой почтовый идентификатор – . Требование погашено не было.

При этом согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером площадью 1328 кв.м по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства имеет статус «снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ года» (л.д. 94-96).

Поскольку земельный участок с кадастровым номером прекратил свое существование как объект недвижимости в 2015 году, что подтверждается выпиской из ЕГРН с отметкой о снятии с кадастрового учета, у суда отсутствуют основания удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика земельного налога за 2016 год, исчисленный на данный земельный участок в сумме 121,00 рублей.

Также в ходе судебного разбирательства было установлено, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, при этом налоговое уведомление и налоговое требование было направлено по адресу: <адрес>.

При этом, направление налогового уведомления и требования об уплате земельного налога за 2016 год по адресу, по которому ФИО1 не проживала, не может являться основанием для освобождения от уплаты налога, так как в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

ФИО1 знала, что в 2016 году являлась собственником двух земельных участков, жилого дома и магазина, однако обязанность налогоплательщика, установленную статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, не исполнила.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Таким образом, уклонение налогоплательщика от исполнения в добровольном порядке обязанности по уплате налога, не является основанием для его освобождения от данной обязанности.

Требование органа государственной власти, наделенного в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу, исчисленного на земельные участки с кадастровыми номерами: , , жилого дома с кадастровым номером и магазина с кадастровым номером соответствует требованиям налогового законодательства.

При этом, учитывая, что налоговое уведомление и требование направлялись не по адресу регистрации административного ответчика, по мнению суду отсутствуют основания для взыскания с ФИО1 пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год в размере 6,63 рублей.

В части 1 статьи 48 НК РФ указано, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Указанная процедура при подаче искового заявления истцом соблюдена.

В соответствии с абз.1,2 п.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно п.2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

С учетом размера недоимки и требований закона, право на обращение в суд у налогового органа за вынесением судебного приказа возникло с ДД.ММ.ГГГГ – после окончания трехлетнего срока уплаты недоимки по требованию , сформированного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что с момента окончания трехлетнего срока уплаты по требованию – ДД.ММ.ГГГГ, сумма задолженности не превысила 10 000 рублей, налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности, который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен, в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.

Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен по возражениям должника, у налогового органа возникло право на взыскание недоимки в районном суде в срок, не превышающий 6 месяцев со дня отмены судебного приказа.

С указанным административным иском МИФНС по <адрес> обратилось в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах 6-ти месячного срока.

Доказательств уплаты задолженности на имущество и пени, на момент рассмотрения дела ответчиком представлено не было, из справки о состоянии расчетов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, представленной представителем административного истца, следует, что задолженность на имущество физических лиц и земельный налог до настоящего времени не погашены, в связи с чем, требование административного истца о взыскании задолженности на имущество физических лиц и пени подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,-

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по Республике Крым – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес> в доход государства с зачислением в бюджет задолженности на общую сумму 911,00 рублей, в том числе:

- по налогу на земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах сельских поселений за 2016 год в размере 217 рублей;

- по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год на сумму 694,00 рублей;

В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Феодосийский городской суд Республики Крым.

Председательствующий:                    Стародуб П.И.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                    Стародуб П.И.

2а-445/2022 (2а-2906/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС № 4 по РК
Ответчики
Колмакова МАрина Сергеевна
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Стародуб Павел Иванович
Дело на странице суда
feodosiya.krm.sudrf.ru
29.11.2021Регистрация административного искового заявления
30.11.2021Передача материалов судье
01.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2021Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее