Судья Каминский Э.С. дело № 33а-8825/2018
учет 098а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 июня 2018 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сибгатуллиной Л.И., Фатхутдинова Р.Р.
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 марта 2018 года, которым постановлено:
«административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Декафом» удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы) площадью 19 397 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, город Нижнекамск, БСИ, имеющего кадастровый номер 16:53:020101:9, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 10 140 000 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором обществом с ограниченной ответственностью «Декафом» подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 2 июня 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Декафом» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью «Декафом» в возмещение расходов на оплату услуг оценки 70 000 (семьдесят тысяч) рублей».
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества с ограниченной ответственностью «Декафом» - Титова А.В., возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Декафом» является арендатором земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы) площадью 19 397 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, город Нижнекамск, БСИ, имеющего кадастровый номер 16:53:020101:9, поставленного на государственный кадастровый учет 8 августа 2006 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:53:020101:9 определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и по состоянию на 1 января 2015 года составляет 40 286 405 рублей 18 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ООО «Декафом» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость этого земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 10 140 000 рублей.
Одновременно ООО «Декафом» заявлено требование о возложении на федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца Тихомиров В.М. административное исковое заявление поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «город Нижнекамск» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, возражая против выводов суда о достоверности отчета № 011-17 от 24 апреля 2017 года.
По мнению апеллянта, в экспертном заключении были допущены нарушения методологии оценочной деятельности; эксперт определял корректировки на основании удельных показателей кадастровой стоимости, что является грубейшим нарушением законодательства об оценочной деятельности, поскольку перед экспертом ставился вопрос о величине рыночной стоимости, а не кадастровой.
Выражается несогласие взысканной с апеллянта суммы судебных расходов.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО «Декафом» - Титов А.В. возражал доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе здания, строения, сооружения, помещения.
На основании статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года № 3-38 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как видно из материалов дела, ООО «Декафом» является арендатором земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы) площадью 19 397 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, город Нижнекамск, БСИ, имеющего кадастровый номер 16:53:020101:9, поставленного на государственный кадастровый учет 8 августа 2006 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:53:020101:9 определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и по состоянию на 1 января 2015 года составляет 40 286 405 рублей 18 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ООО «Декафом» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость этого земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 10 140 000 рублей.
Одновременно ООО «Декафом» заявлено требование о возложении на федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет № 011-17 от 24 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный оценщиком ООО «Межрегиональная Оценочная Компания» Мокрушиным О.В. по инициативе ООО «Декафом», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:53:020101:9 по состоянию на 1 января 2015 года составляет 10 140 000 рублей.
Названный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка получил положительное экспертное заключение № 054/2017/Казань от 4 мая 2017 года эксперта Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 6 февраля 2018 года по ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для установления соответствия отчета № 011-17 от 24 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленного оценщиком ООО «Межрегиональная Оценочная Компания» Мокрушиным О.В. по инициативе административного истца, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Экспертно- консультационный центр «Оценщик» Удод Т.М. Оплата расходов по ее производству в полном объеме возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Обязанность по внесению на счет Верховного Суда Республики Татарстан, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для временного хранения денежных средств, денежной суммы, подлежащей выплате эксперту, в размере 24 000 рублей Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не исполнена, тем самым административный ответчик уклонился от производства экспертизы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, подробно исследовав и отразив в решении содержание вышеуказанного отчета и экспертного заключения, принял за основу решения кадастровую стоимость земельных участков, установленную в названном заключении. На основании исследования материалов дела суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленное заключение соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость объекта недвижимости.
Содержание данного заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан суд счел основанными на неправильной интерпретации обстоятельств. Доказательств, опровергающих определенную экспертом рыночную стоимость объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
Указание в апелляционной жалобе на то, что экспертное заключение не соответствует нормативам в области оценочной деятельности, само по себе не влияет на обоснованность выводов суда о приемлемости результатов экспертного заключения, поскольку приведено по формальным основаниям.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств дела и сводятся к переоценке доказательств. Оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются заинтересованным лицом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы, содержащий несогласие с суммой судебных расходов, взысканных в пользу административного истца отклоняется судебной коллегией, поскольку понесенные издержки не связаны с реализацией административным истцом права на судебное рассмотрение спора, относятся к затратам, непосредственно связанным с рассмотрением административного дела, а потому могут быть взысканы с административного ответчика в силу прямого указания на то в вышеприведенных нормах процессуального закона. Понесенные судебные расходы подтверждены документально.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 марта 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи