Дело № 2а-3699/2020
18RS0003-01-2020-003575-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2020 года город Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Карповой О.П.,
при секретаре Берестовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жебровской А.В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела службы судебных приставов <адрес> Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Данилова Е.С. о признании незаконными действий по вынесению постановления о расчете задолженности по алиментам,
У С Т А Н О В И Л:
Жебровской А.В. первоначально обратилась с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела службы судебных приставов <адрес> Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Данилова Е.С. о признании незаконными действий по вынесению постановления о расчете задолженности по алиментам, мотивируя свои требования следующим.
09.04.2020постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство <номер> на основании исполнительного листа о взыскании с Жебровский Р.В. в пользу Жебровской А.В. алиментов на содержание детей в размере ? доли доходов ежемесячно.
<дата> возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП в отношении Жебровский Р.В..
В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем Данилова Е.С. совершен неправомерный расчет алиментов в размере ? от среднемесячной заработной платы (МРОТ) за 2020 год.
С указанными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя истец не согласна, поскольку они нарушают ее законные права на получение алиментов с бывшего супруга в полном объеме, путем затягивания процесса исполнительного производства.
Полагает, что действия судебного пристава-исполнителя не соответствуют требованиям статеьи102 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно п.3 размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Взыскателем были представлены судебному приставу все подтверждающие доход должника документы, в том числе, - справки о доходах и суммах налога физического лица за 2019 и 2020 год. При этом за 2019 год судебный пристав рассчитал размер алиментов на основании данных, предоставленных налоговым органом (в свою очередь, основанных на представленных налоговыми агентамиЖебровский Р.В. сведений). За 2020 год такие сведения в налоговый орган еще не предоставлены (срок их представления - первый квартал 2021 года), тем не менее, справки по форме 2-НДФЛ налоговых агентов Жебровский Р.В. были представлены Жебровской А.В. судебномуприставу-исполнителю Данилова Е.С., которая, в свою очередь, отказывается производить расчет алиментов за 2020 год на основании них, мотивируя это тем, что у нее нет достоверных сведений из налогового органа. При этом судебный пристав при возникновении сомнений в достоверности справок 2-НДФЛ, предъявленных Жебровской А.В., имеет полномочия запросить такие сведения самостоятельно у налоговых агентов Жебровский Р.В., а также запросить банковскую выписку со счета ЖебровскогоР.В., в которой будут отражены все поступления денежных средств от арендаторов нежилой недвижимости, принадлежащей Жебровский Р.В. Однако Данилова Е.С. предпочла бездействовать, рассчитав алименты, полагающиеся к выплате взыскателю за 2020 год, на свое усмотрение, - исходя из среднемесячной заработной платы в размере МРОТ, что не соответствует действительности и нарушает права Жебровской А.В.
Просила признать действия судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП <адрес>, Данилова Е.С., по расчету алиментов в размере среднемесячной заработной платы по РФ за 2020 год неправомерными.
Обязать судебного пристава-исполнителя Данилова Е.С. исчислить алименты на сновании справок формы 2-НДФЛ налоговых агентов Жебровский Р.В. за 2020 год, а при необходимости истребовать их у налоговых агентов Жебровский Р.В.
Рассчитать алименты в пользуЖебровской А.В. в размере ? части от фактического дохода Жебровский Р.В. за 2020 год.
Впоследствии истец уточнила исковые требования, просила признать постановление судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП <адрес>, Данилова Е.С. о расчете задолженности по алиментам от <дата> недействительным.
Обязать судебного пристава-исполнителя Данилова Е.С. исчислить алименты на сновании справок формы 2-НДФЛ налоговых агентов Жебровский Р.В. за 2020 год, а при необходимости истребовать их у налоговых агентов Жебровский Р.В.
Рассчитать алименты в пользу Жебровской А.В. с июля по декабрь 2020 годав размере ? от фактического дохода Жебровский Р.В., полученного им за этот период.
В судебное заседание истец не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.Дело, в соответствии со ст. ст. 150,226 КАС РФ, рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель административного истца Касаткина А.С., действующая на основании доверенности, поддержала требования, предоставила письменные пояснения на иск, которые приобщены к материалам дела.
Представитель УФССП РФ по УР, судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП <адрес> УФССП РФ по УР Данилова Е.С., заинтересованное лицо Жебровский Р.В., не явились, о причинах неявки не сообщили, дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных лиц в порядке ч.6 ст.226 КАС РФ.
В судебном заседании представитель административного ответчика судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП <адрес> УФССП по УР Данилова Е.С., Якупова А.Д., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что расчет был произведен исходя из средней заработной платы в РФ.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Статья 360 КАС РФ предусматривает, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 102 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Из пункта 5.1 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России <дата> N 01-16) следует, что расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со ст. 14 Закона (приложение N 3). Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч. 3 ст. 102 Закона, ст. 113 СК РФ). При расчете размера задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации налог на доходы физических лиц в размере 13% не подлежит удержанию, поскольку размер средней заработной платы в Российской Федерации, рассчитываемый Федеральной службой государственной статистики, не является реальным доходом должника. Сведения о размере средней заработной платы территориальным органам ФССП России следует ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и направлять в структурные подразделения для использования в работе. При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата. В рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением. При несогласии с размером задолженности по алиментам, определенным судебным приставом-исполнителем, любая из сторон, интересы которой нарушены, может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В Письме Федеральной службы судебных приставов от <дата> № "О расчете задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы в Российской Федерации" (текст Письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2016 г., N 4) разъяснено, что за весь период неуплаты алиментов должником - в период когда он не работал - задолженность должна рассчитываться исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации по состоянию на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности.
Как следует из материалов административного дела,постановлением Октябрьского районного суда <адрес> УР от <дата> <номер> по делу <номер> с Жебровский Р.В. в пользу Жебровской А.В. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка, ЖебровскогоАрсения Жебровского А.Р., <дата> года рождения, в размере ? части всех видов заработка (дохода), начиная с <дата> до вынесения судом решения рыскании алиментов.
Выдан исполнительный лист серия ФС <номер> от <дата>.
Исполнение таких требований производится немедленно.
В соответствии с п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <номер> «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» согласно пункту 1 статьи 108 СК РФ при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей суд вправе вынести становление о взыскании алиментов до вынесения судом решения о взыскании алиментов. По смыслу указанной нормы взыскание алиментов на несовершеннолетних детей до вынесения судом решения по делу допускается в любое время после принятия судом к производству заявления о взыскании алиментов, если имеются снования полагать, что ответчик не выполняет обязанность по содержанию детей.
Такое постановление может быть вынесено судьей или судом вне судебного заседания в рамках судебной процедуры обеспечения иска (статьи 140. 141 ГПК РФ) до вынесения судом решения о взыскании алиментов, то есть до рассмотрения спора по существу.
Согласно ст.82 Семейного кодекса Российской Федерации, виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «и» п.2 Постановления Правительства РФ от <дата> N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» удержание алиментов производится с доходов от передачи в аренду имущества.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от <дата> N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и ого дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от <дата> по делу №А71-6742/2015 Жебровский Р.В. (ИНН: 183106701012) признан несостоятельным (банкротом).
Приказом Минтруда России N 703н, Минфина России N 112н, Минобрнауки России N 1294 от <дата> даны разъяснения о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Так, согласно подпункту 1 пункта 2 разъяснений, к документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, относится копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.
К документам, подтверждающим понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся: для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов - книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязательное ведение которой предусмотрено статьей 346.24 главы 26.2 Налогового кодекса РФ (пп. 3 пункта 3).
Подпунктом 3 пункта 4 разъяснений предусмотрено, что расходы индивидуальных предпринимателей при расчете размера алиментов определяются для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения - в соответствии со статьей 346.16 главы 26.2 Налогового кодекса РФ.
По мнению представителя ответчика документом, подтверждающим доход является справка из налогового органа за 2020 год, подтверждающая уплату НДФЛ в отношении Жебровский Р.В., в связи с арендой у него нежилых помещений. Однако данные сведения могут быть представлены налоговым органом судебному приставу только в случае наличия этих сведений у него (налогового органа) в связи с подачей соответствующей отчетности налоговых агентов (арендаторов) Жебровский Р.В. При этом в соответствии с п.86 Приказа Минфина России от <дата> N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. То есть годовая налоговая отчетность будет предоставлена в налоговый орган налоговыми агентами должника Жебровский Р.В. не ранее <дата>.
В отношении Жебровский Р.В. ведется процедура банкротства на стадии реализации имущества. В рамках данной процедуры, имущество, находящееся в конкурсной массе, распределяется между кредиторами должника. При этом в силу п. 2 ст. 213.27 Закона о банкротстве, требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с уплатой алиментов. То есть Жебровской А.В. имеет законное право на удовлетворение ее требований в первую очередь в наиболее короткий срок, учитывая то, что данные денежные средства необходимы на содержание несовершеннолетнего ребенка. К 1 кварталу 2021 года процедура реализации имущества уже может быть завершена, в то время как законные требования Жебровской А.В. по-прежнему могут остаться неудовлетворенными. В таком случае интересы ребенка могут быть существенно нарушены.
При таких обстоятельствах истцом был сделан логичный и обоснованный вывод о том, что сведения от налоговых агентов в виде оригинальных справок по форме 2-НДФЛ, а также банковская выписка со счета Жебровский Р.В., подтверждающая получение дохода от сдачи недвижимого имущества в аренду, будут являться достаточными и достоверными доказательствами объема фактически полученных доходов Жебровский Р.В. за 2020 год.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, судебный пристав необоснованно не принимает данные доказательства в виде полученного дохода, и необоснованно рассчитывает задолженность исходя из средней месячной заработной платы по РФ.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, для признания судом незаконным оспариваемого постановления необходимо доказать нарушение прав и свобод административного истца либо создание препятствий к осуществлению им его прав и свобод, либо незаконное возложение на него обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В силу вышеизложенного распределено бремя доказывания факта нарушения оспариваемым постановлением прав, свобод, законных интересов административного истца.
Норма части 3 статьи 102 Закона N 229-ФЗ, обязывающая судебного пристава-исполнителя определять размер задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент ее взыскания в том случае, если должник не работал в период, в который взыскание алиментов не производилось, или им не представлены документы о его доходах за этот период, соотносится с такими задачами и целями исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебных актов, защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, в настоящем деле - права несовершеннолетних детей на выполнение в отношении них алиментных обязательств со стороны административного истца.
Суд отмечает, что в рассматриваемой ситуации расчет задолженности по алиментным обязательствам Жебровский Р.В. обусловлен, в том числе правовой природой алиментных платежей, призванным отвечать интересам ребенка.
Учитывая, что должником на запрос судебного пристава-исполнителя были предоставлены первичные договоры аренды нежилых помещений, а также платежные документы, свидетельствующие о перечислении арендной платы, то у судебного пристава-исполнителя возникла обязанность рассчитать доход от занятий предпринимательской деятельностью и соответственно определить задолженность по данному виду дохода.
Поскольку такой расчет в 2020 году произведен исходя из средней заработной платы по РФ, то постановление о расчете задолженности не может быть признано законным, административный иск ЖебровскойА.В. подлежит удовлетворению.
Суд полагает необходимым признать постановление о расчете задолженности по алиментам от<дата>, вынесенное судебным приставом-исполнителем Данилова Е.С. недействительным.
Обязать судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП <адрес> УФССП РФ по УР Данилова Е.С. исчислять алименты на основании справок формы 2 –НДФЛ налоговых агентов Жебровский Р.В. за 2020 год, а при необходимости истребовать данные справки у налоговых агентов.
Требование о расчете алиментов в пользу Жебровской А.В. с июля по декабрь 2020 год в размере ? от фактического дохода Жебровский Р.В., полученного им за этот период и об определении размера алиментов за период с января по июнь не подлежат удовлетворению в рамках рассматриваемого спора об оспаривании постановления о расчете задолженности по алиментам, поскольку определение размера задолженности по алиментам входит в компетенцию судебного пристава-исполнителя исходя из предоставленных должником первичных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Жебровской А.В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела службы судебных приставов <адрес> Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Данилова Е.С. об оспаривании постановления о расчете задолженности по алиментам удовлетворить.
Признать постановление судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП <адрес> УФССП РФ по УР Данилова Е.С. о расчете задолженности по алиментам от <дата> недействительным.
Обязать судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП <адрес> УФССП РФ по УР Данилова Е.С. исчислить алименты на сновании справок формы 2-НДФЛ налоговых агентов Жебровский Р.В. за 2020 год, а при необходимости истребовать их у налоговых агентов Жебровский Р.В.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме принято <дата>.
Председательствующий судья О.П.Карпова