Дело № 2-3083/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2018 года г.Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Миллер С.А.
при секретаре Болеевой М.А.,
рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Володиной Н.И. к муниципальному образованию г. Пенза в лице администрации г. Пензы о возмещении вреда,
установил:
Володина Н.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Пензы о возмещении вреда, указав, что 15.07.2017г. ее сын Володин Ю.В., управляя автомашиной «Ауди А6» регистрационный знак Номер , двигаясь по пр. Победы в г. Пензе от остановки общественного транспорта «Буратино» в сторону микрорайона Арбеково, совершил наезд на канализационный люк, который располагался на проезжей части посредине дороги и возвышался над уровнем дорожного покрытия на 5 см.
На этом участке дороги производился ремонт дорожного покрытия, ремонтируемый участок дороги не был огражден, не были выставлены предупреждающие знаки.
В результате наезда на люк автомашина получила механические повреждения, а именно, повреждения переднего левого колеса (покрышки) и левого диска.
На место дорожно-транспортного происшествия был вызван сотрудник ГИБДД, который составил справку о дорожно-транспортном происшествии, акт о выявленных недостатках дороги, а также вынес определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В пределах муниципального образования г. Пенза собственником автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог федерального значения, является администрация г. Пензы.
Ненадлежащее исполнение администрацией г. Пензы обязанностей по содержанию автомобильных дорог привело к причинению истцу материального и морального вреда.
На автомашине были установлены колеса с литыми дисками и летней резиной импортного производства. По данным интернет-ресурса стоимость одного диска на автомашину составляет 7000 руб., стоимость летней резины – 5000 руб.
Просила взыскать с администрации г. Пензы в возмещение материального вреда 12000 руб., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя истца Володина Ю.В. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы».
Впоследствии представитель истца Володин Ю.В. заявил об отказе от исковых требований к МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», полагал, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является собственник муниципальных дорог - муниципальное образование г. Пенза в лице администрации г. Пензы.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 26.09.2018г. принят отказ Володиной Н.И. в лице ее представителя Володина Ю.В. от иска по делу по иску Володиной Н.И. к администрации г. Пензы, МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» о возмещении вреда в части исковых требований к МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», производство по делу в указанной части прекращено.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 26.09.2018г. по ходатайству Володиной Н.И. в лице ее представителя Володина Ю.В. произведена замена ответчика по делу по иску Володиной Н.И. к администрации г. Пензы о возмещении вреда на муниципальное образование г. Пенза в лице администрации г. Пензы.
Володина Н.И. в судебное заседание не явилась, о судебном заседании извещена.
Представитель истца Володин Ю.В. в судебном заседании иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что 15.07.2018г. он, управляя автомашиной «Ауди А6», 2001 года выпуска, регистрационный знак Номер , собственником которой является его мать Володина Н.И., двигаясь по пр. Победы в г. Пензе от остановки общественного транспорта «Буратино» в сторону микрорайона Арбеково, в районе остановки общественного транспорта «Колледж» совершил наезд на канализационный люк, который располагался на проезжей части посредине дороги и возвышался над уровнем дорожного покрытия на 5–7 см. На этом участке дороги производился ремонт дорожного покрытия, что было очевидно. Присутствовала специализированная техника. Асфальтовое покрытие было снято. Перед мостом располагались дорожные знаки, предупреждающие о ведении ремонтных работ. Работы проводились на участке от памятника и далее. Он двигался со скоростью около 40 км/ч, выбрав скорость исходя из ситуации на дороге. В его направлении было две или три полосы движения. Он двигался по крайней левой полосе. Люк он увидел на расстоянии 10-15 м. Люк располагался на его полосе движения ближе к встречной полосе. Увидев люк, он не смог его объехать, т.к. справа от него двигался поток автомашин в попутном направлении, а слева – встречный поток автомашин, он принял попытку торможения, но не смог затормозить, в результате наехал на люк левым передним колесом, произошел звонкий удар, он проехал еще 20-30 м, понял, что спустило колесо, остановился, вышел из автомашины, осмотрев автомашину, увидел, что пробито переднее левое колесо, смят диск. О случившемся он сообщил в ГИБДД. На место прибыл инспектор ДПС, зафиксировал факт дорожно-транспортного происшествия. Автомашина «Ауди А6» была приобретена истцом в 2016 году, на автомашине были установлены колеса с минимальным процентом износа (около 10%). С целью замены поврежденных колеса и диска он приобрел аналогичные общей стоимостью 12000 руб.: 5500 руб.- колесо, 6500 руб. - диск. Колесо он выбросил. Поврежденный диск он сдал в металлолом, за что получил денежные средства в размере 300 руб., в связи с чем не возражает, чтобы заявленный истцом размер ущерба был уменьшен на 300 руб. Моральный вред выразился в том, что истец волновался по поводу причиненного материального вреда, а также относительно его (Володина Ю.В.) безопасности, т.к. он мог пострадать из-за повреждения колеса автомашины, его здоровью мог быть причинен вред, а также вред здоровью мог быть причинен неограниченному кругу лиц, истец – человек, который переживает из-за общественно значимых событий. Истец полагает, что ответственность за причиненный вред должен нести именно собственник автодороги – муниципальное образование г. Пенза в лице администрации г. Пензы. Иных лиц, в том числе юридических лиц, выполнявших работы по содержанию и ремонту автодороги, истец надлежащими ответчиками не считает и каких-либо претензий к ним не имеет, исковых требований к ним не предъявляет.
Представитель администрации г. Пензы Ермакова Т.В. в судебном заседании выразила несогласие с иском, указав, что иск предъявлен Володиной Н.И. к ненадлежащему ответчику, пояснив, что по договору о передаче объектов внешнего благоустройства из муниципальной имущественной казны г. Пензы в безвозмездное пользование от 16.03.2007г. автодорога по пр. Победы в г. Пензе передана в безвозмездное пользование МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы». 28.03.2017г. между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и МУП «Пензадормост» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автодороги по пр. Победы в г. Пензе. 02.05.2017г. между МКУ «Департаментом ЖКХ г. Пензы» и ООО «Магистраль» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автодороги по пр. Победы в г. Пензе. 01.06.2017г. между ООО «Магистраль» и ООО «Дорожно-строительная компания» был заключен договор субподряда на выполнение работ по ремонту автодороги по пр. Победы в г. Пензе. Надлежащим ответчиком в данном случае является ООО «Дорожно-строительная компания». Водитель нарушил п. 10.1 Правил дорожного движения РФ. Просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Финансового управления г. Пензы Синельникова Т.А. в судебном заседании указала на необоснованность иска, ссылаясь на то, что Володиной Н.И. иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, пояснив, что обязанность по обеспечению соответствия состояния автодорог возлагается на лиц, осуществляющих содержание дорог. Согласно уставу МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» к функциям учреждения относится организация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, переданных учреждению в безвозмездное пользование. 02.05.2017г. между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и ООО «Магистраль» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту проезжей части автомобильных дорог, в том числе и по пр. Победы в г. Пензе, в срок до 01.09.2017г., согласно которому ООО «Магистраль» несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительного исполнения условий контракта. 01.06.2017г. ООО «Магистраль» привлекло к исполнению обязанностей по указанному муниципальному контракту ООО «Дорожно-строительная компания», которое в данном случае и является надлежащим ответчиком. Денежные средства на содержание имущества, находящегося в муниципальной казне, закладываются в бюджете под УМИ администрации г. Пензы, которое входит в состав администрации г. Пензы и не является органом местного самоуправления. В данном случае имущество передано из муниципальной казны в безвозмездное пользование МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», которым были заключены соответствующие муниципальные контракты на обслуживание и ремонт автодорог, заключенные муниципальные контракты были профинансированы из бюджета г. Пензы. Денежные средства по соответствующей отрасли из бюджета г. Пензы могут быть выделены только главному распорядителю средств. Относительно сферы дорожной деятельности главным распорядителем бюджетных средств является Управление ЖКХ г. Пензы.
Представитель третьего лица МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» Лохина Е.С. в судебном заседании указала на необоснованность иска, ссылаясь на то, что Володиной Н.И. иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, пояснив, что по договору о передаче объектов внешнего благоустройства из муниципальной имущественной казны г. Пензы в безвозмездное пользование от 16.03.2007г. автодорога по пр. Победы в г. Пензе передана в безвозмездное пользование МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы». 28.03.2017г. между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и МУП «Пензадормост» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автодороги по пр. Победы в г. Пензе. 02.05.2017г. между МКУ «Департаментом ЖКХ г. Пензы» и ООО «Магистраль» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автодороги на пр. Победы в г. Пензе. 01.06.2017г. между ООО «Магистраль» и ООО «Дорожно-строительная компания» был заключен договор субподряда на выполнение работ по ремонту автодороги по пр. Победы в г. Пензе. В период действия муниципального контракта от 02.05.2017г., заключенного с ООО «Магистраль», работы по муниципальному контракту от 28.03.2017г., заключенному с МУП «Пензадормост», МУП «Пензадормост» не выполнялись и не финансировались.
Представитель третьего лица Управления ЖКХ г. Пензы Елисеева А.М. в судебном заседании указала на необоснованность иска, ссылаясь на то, что Володиной Н.И. иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, пояснив, что Управление ЖКХ г. Пензы осуществляет организацию контроля в области дорожной деятельности, по отношению к МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» является главным распорядителем бюджетных средств в этой отрасли, доводит лимиты бюджетных обязательств и осуществляет контроль выполненных работ по муниципальным контрактам. Работы по ремонту автодороги по пр. Победы в г. Пензе выполнялись специализированной организацией. Истцом не доказан тот факт, что причиной дорожно-транспортного происшествия явилось ненадлежащее содержание автодороги. На период ремонта автодороги были установлены дорожные знаки, предупреждающие о ведении ремонтных работ. Водитель указывает на то, что двигался со скоростью 40 км/ч, но при такой скорости водитель, вероятно, мог бы затормозить, обнаружив опасность на дороге. В действиях водителя усматривается грубая неосторожность. Отсутствуют доказательства размера материального вреда. Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
Представитель третьего лица ООО «Магистраль» Даутова Н.Ю. в судебном заседании оставила разрешение иска на усмотрение суда, пояснив, что 02.05.2017г. между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и ООО «Магистраль» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автодорог, в том числе на участке от ул. Беляева по пр. Победы до ФАД М 5 УРАЛ. 01.06.2017г. между ООО «Магистраль» и ООО «Дорожно-строительная компания» был заключен договор субподряда на выполнение работ по ремонту проезжей части автодороги, в том числе по пр. Победы в г. Пензе, по условиям которого ответственность за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия в период ремонтных работ ввиду ненадлежащего исполнения ООО «Дорожно-строительная компания» условий договора, несет ООО «Дорожно-строительная компания». На период ремонтных работ была утверждена схема дорожных знаков, предупреждающих о выполнении ремонтных работ на соответствующем участке дороги, знаки были установлены.
Представитель третьего лица МУП «Пензадормост» Бочкарев М.А. в судебном заседании указал на необоснованность иска, ссылаясь на то, что бремя поддержания дорожной сети г. Пензы в надлежащем состоянии возложено на МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», которым 28.03.2017г. с МУП «Пензадормост» был заключен муниципальный контракт, по условиям контракта МУП «Пензадормост» обязалось выполнять работы по содержанию улично-дорожной сети в границах округа г. Пенза в соответствии с требованиями ГОСТ в рамках доведенного финансирования определенных заказчиком работ. Наличие большого количества выбоин на участке дороги по пр. Победы в г. Пензе в районе остановки общественного транспорта «Автомобильный колледж» не предусматривает выполнение работ по ремонту указанного участка дороги в рамках контракта на содержание дорожного полотна силами МУП «Пензадормост». По данному факту МУП «Пензадормост» неоднократно информировало МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» о наличии аварийного участка дороги, требующего ремонта и ограничения движения вплоть до закрытия. МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и ООО «Магистраль» был заключен контракт на выполнение ремонтных работ проезжей части дорог и тротуаров на улично-дорожной сети г. Пензы, в том числе по пр. Победы в г. Пензе. На время проведения ремонтных работ были согласованы, утверждены, установлены дорожные знаки, информирующие участников дорожного движения о производстве ремонтных работ. Водители должны были управлять транспортными средствами в соответствии с п. 10.1 Правил дорожного движения РФ. В данном случае водитель проигнорировал указанное требование Правил дорожного движения РФ, что привело к наезду на препятствие, в действиях водителя усматривается грубая неосторожность. При проведении ремонтных работ на автодороге на пр. Победы в г. Пензе финансирование муниципального контракта от 28.03.2017г., заключенного между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и МУП «Пензадоромост», в указанной части не проводилось.
Представитель третьего лица ООО «Дорожно-строительная компания» Ляпин К.А. в судебном заседании указал на необоснованность иска, ссылаясь на то, что ООО «Дорожно-строительная компания» выполнялись ремонтные работы на участке автодороги по пр. Победы в г. Пензе на основании договора субподряда от 01.06.2017г, заключенного с ООО «Магистраль». ООО «Дорожно-строительная компания» несет ответственность за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортных происшествий, имевших место в период выполнения ремонтных работ проезжей части. С лицами, которым причинен ущерб, возможно заключение мирового соглашения, но ввиду того, что к ООО «Дорожно-строительная компания» какие-либо требования истцом не предъявлены, в добровольном порядке ООО «Дорожно-строительная компания» вред возмещать не будет.
Представитель третьего лица ООО «Горводоканал» в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен.
Изучив материалы дела, заслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
Установлено, что собственником автомашины «Ауди А6», 2001 года выпуска, регистрационный знак Номер является Володина Н.И., Дата года рождения.
Как следует из определения инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по г. Пензе от 15.07.2017г., 15.07.2017г. в 13 часов 25 минут на пр. Победы, 53 в г. Пензе Володин Ю.В., управляя автомашиной «Ауди А6» регистрационный знак Номер , допустил наезд на препятствие (канализационный люк), в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В справке о дорожно-транспортном происшествии от 15.07.2017г. зафиксировано, что у автомашины «Ауди А6» регистрационный знак Номер повреждены переднее левое колесо, передний левый диск.
В акте, составленном инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по г. Пензе 15.07.2017г., отражено, что на участке по адресу: г. Пенза, пр. Победы, 53, выявлены недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, а именно, отклонение крышки канализационного люка относительно уровня дорожного покрытия составляло 5 см.
16.03.2007г. между КУМИ г. Пензы - ссудодатель и МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» - ссудополучатель был заключен договор о передаче объектов внешнего благоустройства из муниципальной имущественной казны г. Пензы в безвозмездное пользование МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», по условиям которого ссудодатель передает ссудополучателю на срок, установленный договором, имущество, являющееся муниципальной собственностью и находящееся в муниципальной имущественной казне г. Пензы, в безвозмездное пользование, а ссудополучатель обязан осуществлять использование в соответствии с конструктивным и эксплуатационным назначением передаваемого имущества исключительно в интересах муниципального образования «Город Пенза» - собственника имущества в соответствии с настоящим договором и законодательством Российской Федерации. Предметом договора являлись объекты внешнего благоустройства: дороги, тротуары, мосты, путепроводы, набережные, ливневые канализационные сети, пруды, водопропускные сооружения, светофоры, подземные переходы, указанные в приложении к договору. Ссудополучатель несет ответственность за вред (ущерб), причиненный третьим лицам в результате использования имущества, переданного в безвозмездное пользование по настоящему договору. Настоящий договор заключен на неопределенный срок (п.п. 1.1, 1.2, 4.3, 6.1 договора).
В перечень объектов внешнего благоустройства, передаваемых из муниципальной имущественной казны г. Пензы в безвозмездное пользование МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и акт приемки-передачи объектов внешнего благоустройства из муниципальной имущественной казны г. Пензы в безвозмездное пользование МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» включена автодорога пр. Победы в г. Пензе
28.03.2017г. между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» - заказчик и МУП «Пензадоромост» - исполнитель был заключен муниципальный контракт, по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель обязался выполнить в соответствии с условиями настоящего контракта для нужд г. Пензы работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования, площадей, тротуаров, остановок общественного транспорта, подземных переходов, пешеходных лестниц, мостов, путепроводов, ливне-дренажной сети, локальных очистных сооружений ливневой канализации и канализационных насосных станций ливневой канализации, дорожных знаков, светофорных объектов в границах городского округа г. Пензы. Виды и объемы работ определяются в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью договора. Начало работ с 01.04.2017г., окончание работ 31.12.2017г. Настоящий контракт действует с даты заключения по 31.12.2017г. (п.п. 1.1, 1.2, 3.1, 12.1 контракта).
02.05.2017г. между МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» - муниципальный заказчик и ООО «Магистраль» - исполнитель был заключен муниципальный контракт, по условиям которого муниципальный заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями настоящего контракта для нужд г. Пензы работы по ремонту проезжей части автомобильных дорог на улично-дорожной сети г. Пензы. Виды и объемы работ определяются в соответствии с дефектной ведомостью, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта. Место выполнения работ: проезжая часть автомобильных дорог на улично-проезжей сети города, в том числе пр. Победы по пр. Победы от путепровода по ул. Беляева до ФАД М5 УРАЛ. Срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 01.09.2017г. Исполнитель обязан выполнить работы своими силами и (или) силами субподрядных организаций в объеме и сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему, и в соответствии с требованиями действующих технических регламентов. Исполнитель несет гражданско-правовую (в том числе перед третьими лицами), административную, уголовную и иную ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших на объекте вследствие неудовлетворительного исполнения исполнителем условий настоящего контракта. Контракт действует с даты заключения по 31.12.2017г. (п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 3.1, 4.1.4, 8.4, 13.1 контракта).
01.06.2017г. между ООО «Магистраль» - подрядчик и ООО «Дорожно-строительная компания» - субподрядчик был заключен договор субподряда, по условиям которого подрядчик поручает, а субподрядчик обязуется выполнить в соответствии с условиями настоящего договора ремонт проезжей части автодороги по пр. Победы от путепровода по ул. Беляева до ФАД М5 УРАЛ. Виды и объемы работ определяются в соответствии с дефектной ведомостью, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. Место выполнения работ: проезжая часть автодороги по пр. Победы от путепровода по ул. Беляева до ФАД М5 УРАЛ. Срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 31.12.2017г. Субподрядчик обязан выполнить работы своими силами и (или) силами субподрядных организаций в объеме и сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему, и в соответствии с требованиями действующих технических регламентов. Субподрядчик несет гражданско-правовую (в том числе перед третьими лицами), административную, уголовную и иную ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших на объекте вследствие неудовлетворительного исполнения субподрядчиком условий настоящего договора. Договор действует с даты заключения по 31.12.2017г. (п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 3.1, 4.1.4, 8.4, 12.1 договора).
В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В ст. 151 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с п.п 1, 2 ст. 1083 Гражданского кодекса РФ вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.
Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В п. 1 ст. 689, ст.ст. 695, 697 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Ссудодатель отвечает за вред, причиненный третьему лицу в результате использования вещи, если не докажет, что вред причинен вследствие умысла или грубой неосторожности ссудополучателя или лица, у которого эта вещь оказалась с согласия ссудодателя.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В ст. 125 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п.п. 1 п. 1, п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
3) по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Согласно п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся:
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 6, п.п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 6, п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15, п. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно п. 1, 5 ч. 1 ст. 5 Устава г. Пензы к вопросам местного значения г. Пензы относятся:
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Пензы;
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Пензы и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г. Пензы, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.ст. 18, 29 Устава г. Пензы в структуру органов местного самоуправления входит администрация г. Пензы - исполнительно-распорядительный орган г. Пензы.
В соответствии с п.п. 1.15, 1.20 ст. 33 Устава г. Пензы администрация г. Пензы является главным распорядителем средств бюджета г. Пензы и главным администратором доходов бюджета г. Пензы и главным администратором источников финансирования дефицита бюджета г. Пензы в случаях и порядке, установленных бюджетным законодательством;
осуществляет полномочия, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Пензы, в соответствии с федеральными законами, законами Пензенской области и решениями городской Думы.
Согласно п.п. 1.12, 1.23а ст. 44 Устава г. Пензы Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы является главным распорядителем средств бюджета г. Пензы по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также соблюдение получателями субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Пензы, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Уставом.
Как следует из устава МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», учреждение создано путем изменения типа существующего МУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» для осуществления функций по управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе. К целям деятельности учреждения относится обеспечение эффективного использования и контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере эксплуатации и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, внешнего благоустройства и инженерной инфраструктуры в границах муниципального образования г. Пенза. Основные виды деятельности учреждения включают организацию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, площадей, тротуаров, остановок общественного транспорта, подземных переходов, лестниц, ливне-дренажной сети, мостов, путепроводов и других искусственных сооружений, переданных учреждению в безвозмездное пользование и оперативное управление (п.п. 1.1, 2.1.1, 2.2.12).
Постановлением администрации г. Пензы от 29.09.2014г. №1131/4 утверждена муниципальная программа «Модернизация, развитие жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство города Пензы на 2015 - 2020 годы». Ответственный исполнитель программы – Управление ЖКХ г. Пензы. В число участников программы входит МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы». К задачам программы относятся ремонт и содержание автомобильных дорог, конструкций, относящихся к элементам дороги, мостов, (тротуаров, площадей, подземных переходов, остановок общественного транспорта, лестничных маршей, барьерного ограждения), а также обустройство разворотных площадок.
В соответствии с п.п. 4.1.1, 4.7.1 ВСН 24-88. Ведомственные строительные нормы. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог (утверждены Минавтодором РСФСР 29.06.1988г.) при проведении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог дорожно-эксплуатационные организации должны осуществлять мероприятия, направленные на обеспечение безопасности и улучшение организации движения. При проведении ремонтных работ организация, проводящая работы, должна принять необходимые меры по обеспечению в таких местах безопасности движения. С этой целью на участке проведения работ до их начала устанавливают временные дорожные знаки, сигналы и светофоры, ограждающие и направляющие устройства, делают временную разметку проезжей части, а в необходимых случаях устраивают объезд ремонтируемого участка.
В рамках данного дела Володина Н.И. настаивала на взыскании денежных средств в возмещение вреда, причиненного 15.07.2017г. в результате наезда водителем принадлежащего ей транспортного средства на люк, расположенный на проезжей части автодороги, в ходе выполнения работ по ремонту автодороги, с муниципального образования г. Пенза в лице администрации г. Пензы.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что администрация г. Пензы не является главным распорядителем средств бюджета г. Пензы по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство. Дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Пензы осуществляет Управление ЖКХ г. Пензы, которое обеспечивает целевой характер использования бюджетных средств по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство. 16.03.2007г. автодорога пр. Победы в г. Пензе из муниципальной имущественной казны г. Пензы была передана в безвозмездное пользование МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», к основному виду деятельности которого относится организация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, переданных учреждению в безвозмездное пользование. МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» в целях реализации возложенных на учреждение задач и полномочий были заключены и действовали по состоянию на 15.07.2017г. муниципальные контракты с МУП «Пензадормост» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования (контракт от 28.03.2017г.) и с ООО «Магистраль» на выполнение ремонтных работ автомобильных дорог (контракт от 02.05.2017г.). Непосредственным исполнителем ремонтных работ на автодороге пр. Победы в г. Пензе являлось ООО «Дорожно-строительная компания» (договор субподряда от 01.06.2017г.).
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что Володиной Н.И. иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
При таких обстоятельствах настоящий иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 19.10.2018░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░