Судья Уткин А.В. № 2-68/2023
УИД 35RS0011-01-2022-000981-62
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2023 года № 33-5721/2023
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Махиной Е.С.,
судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры Вытегорского района, апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий по Вологодской области по доверенности Мартиневской А.М. на решение Вытегорского районного суда Вологодской области от 22 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., представителей Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий по Вологодской области Мартиневской А.М., Желтышева В.А., представителя администрации Вытегорского муниципального района Карютина М.А., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Вытегорского района Наумова И.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к администрации Вытегорского муниципального района (далее администрация района) о возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что на территории Вытегорского муниципального района вопреки прямому предписанию закона не создана профессиональная аварийно-спасательная служба (формирование), что не позволяет должным образом принимать исчерпывающие меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу безопасное проживание и пребывание граждан на территории района.
Просила возложить на администрацию Вытегорского муниципального района обязанность в срок до 31 декабря 2024 года создать и организовать деятельность аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования на территории Вытегорского муниципального района, обеспечив их содержание.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве соответчика привлечено федеральное государственное казенное учреждение «Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра» (далее – ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра», учреждение).
Решением Вытегорского районного суда Вологодской области от 22 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Вытегорского района Вологодской области к администрации Вытегорского муниципального района Вологодской области, ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра» отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Вытегорского района Наумова И.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Указывает, что наличие заключенного соглашения с ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра» об организации информационного обмена и осуществления взаимодействия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, аварий, социально значимых происшествий и происшествий природного и техногенного характера само по себе не свидетельствует о выполнении ответчиком требований законодательства, является недостаточным для всей территории Вытегорского муниципального района и не позволит должным образом принимать исчерпывающие меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на всей территории Вытегорского муниципального района, который образуют территории сельских поселений Алмозерское, Андомское, Анненское, Анхимовское, Девятинское, Кемское, Оштинское, а также учитывая при этом отдаленность местонахождения ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра».
В апелляционной жалобе представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее – Главное управление МЧС России по Вологодской области) по доверенности Мартиневская А.М. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Указывает, что органы местного самоуправления проводят аварийно-спасательные работы собственными силами и средствами, к которым не могут быть отнесены силы и средства, привлеченные по договорам. Вопросы местного значения, к которым относится создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб, является обязанностью, а не правом органов местного самоуправления. Заключение контрактов с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями), финансирование и организационные вопросы не могут служить основаниями для неисполнения полномочий, возложенных на органы местного самоуправления.
В отзыве ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра» апелляционное представление полагал
подлежащим удовлетворению.
В возражениях на апелляционные представление, жалобу администрация Вытегорского муниципального района просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец прокурор прокуратуры Вологодской области Минина Н.В., представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Вологодской области Мартиневская А.М., Желтышев В.А. апелляционные представление и жалобу поддержали.
Представитель ответчика администрации Вытегорского муниципального района Вологодской области Карютин М.А. возражал против удовлетворения апелляционных представления и жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных представлении, жалобе, возражений на них, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на уровне Вытегорского муниципального района не создано самостоятельной аварийно-спасательной службы и (или) такого формирования.
10 августа 2020 года между администрацией Вытегорского муниципального района и ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра» заключено соглашение № 1 об организации информационного обмена и осуществлению взаимодействия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, аварий, социально значимых происшествий и происшествий природного и техногенного характера. Срок действия соглашения - бессрочный.
Пунктом 1.2 указанного соглашения предусмотрено, что достижение целей соглашения обеспечивается координацией действий при информационном обмене, планировании, организации и проведении совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и других социально-значимых происшествий; оптимальным использованием сил и средств, привлекаемых для решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций и других социально-значимых происшествий, независимо от их ведомственной принадлежности. В силу статьи 3 соглашения стороны при необходимости формируют оперативные группы и организуют выдвижение в район чрезвычайных ситуаций, проводят совместные работы по координации деятельности подведомственных органов при проведении работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра» входит поисково-спасательная служба (далее - ППС), задачами которой согласно Положению о поисково-спасательной службе, утвержденному 30 декабря 2019 года, в числе прочих, являются круглосуточное дежурство и поддержание постоянной готовности спасателей и специалистов учреждения, спасательного оборудования и снаряжения, средств транспорта, связи и жизнеобеспечения к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации, аварии, происшествия и проведение работ по их ликвидации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее – АСДНР) проводятся в соответствии со свидетельством об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ на текущий период, спасателями, аттестованными и допущенными приказом учреждения к данным видам работ. Основанием для АСДНР является информация об угрозе жизни, здоровью людей, окружающей среде. АСДНР проводятся в утвержденной зоне ответственности учреждения. Привлечение сил и средств учреждения за пределами зоны ответственности осуществляется по письменному распоряжению Главного управления МЧС России по Вологодской области.
Согласно приказу Главного управления МЧС по г. Санкт-Петербургу № 546 от 10 сентября 2020 года определена зона ответственности ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра», в числе прочих - территория и внутренние воды Вытегорского муниципального района Вологодской области.
ППС учреждения аттестована на проведение поисково-спасательных работ, аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, как профессиональная аварийно-спасательная служба, что подтверждается свидетельством об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 28 октября 2020 года № 08289.
Согласно информации, предоставленной ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра», штатная численность оперативно-спасательных подразделений ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра» составляет 70 единиц, в том числе: начальник поисково-спасательной службы, поисково-спасательное подразделение 48 человек, поисково-спасательное подразделение (конное, кинологическое) 11 человек, оперативные дежурные 10 человек. В ФГКУ «АСУНЦ» «Вытегра» имеется 54 единицы спасательной техники. Все аварийно-спасательные работы ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра» выполняет бесплатно. Основной задачей поисково-спасательной службы является реагирование на чрезвычайные ситуации. Также указано, что в случае создания районной аварийно-спасательной службы минимальный штат спасателей составит 17 человек (четыре спасателя дежурной смены с графиком работы 1/3 и один руководитель).
Помимо ФГКУ «АСУНЦ» «Вытегра» на территории района осуществляет деятельность Центр ГИМС ГУ МЧС России по Вологодской области, который в пределах своей компетенции обеспечивает безопасность людей на водных объектах. Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров на территории Вытегорского муниципального района, осуществляет 35-ПСМ по охране г. Вытегра, отдельные посты КУ ПБ ВО «Противопожарная служба». Для выполнения задач медицинского обеспечения привлекаются средства БУЗ ВО «Вытегорская ЦРБ». Для безопасности на водных объектах заключен договор между ВРГСиС и бюджетным учреждением защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области «Аварийно-спасательная служба Вологодской области».
Постановлением администрации Вытегорского муниципального района от 24 апреля 2020 года № 438 утвержден Перечень спасательных служб гражданской обороны района, предназначенный для проведения мероприятий по гражданской обороне.
Постановлением администрации Вытегорского муниципального района от 10 февраля 2020 года № 127 утвержден Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Вытегорском муниципальном районе. В реестр потенциально-опасных объектов Вытегорский муниципальный район и его отдельные территории не входят.
Согласно предварительному расчету по табелю минимального оснащения аварийно-спасательной службы, выполненному администрацией района, для минимального оснащения аварийно-спасательной службы (исходя из численности 12 спасателей) необходимо 17 135 915,99 рублей, для содержания аварийно-спасательной службы – 6 597 226,80 рублей в год.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее Федеральный закон № 151-ФЗ), оценив представленные доказательства в совокупности, исходил из того, что администрацией района приняты исчерпывающие меры по реализации своих полномочий по проведению аварийно-спасательных работ на территории Вытегорского района, нормы действующего законодательства не устанавливают безусловную обязанность органа местного самоуправления по созданию профессиональной аварийно-спасательной службы и (или) формирования.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
На основании части 4 статьи 14 названого закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу статьи 2 Федерального закона № 151-ФЗ правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.
Пунктом 1 статьи 16 указанного закона предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона № 151-ФЗ координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территориях органов местного самоуправления осуществляют органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее Положение № 804), согласно которому подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (пункт 2).
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, местном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 3 Положения № 804 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 4 устава Вытегорского муниципального района органы местного самоуправления района на территориях сельских поселений, входящих в состав района, решают вопросы местного значения района в том числе создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории сельского поселения.
В соответствии со статьей 2 Закона Вологодской области от 06 декабря 2004 года № 1113-ОЗ «Об установлении границ Вытегорского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» в состав Вытегорского муниципального района входят следующие муниципальные образования: Алмозерское, Андомское, Анненское, Анхимовское, Девятинское, Кемское, Оштинское сельские поселения, муниципальное образование «Город Вытегра».
Установлено, что на территории Вытегорского муниципального района отсутствуют аварийно-спасательные службы (формирования), оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами, требования действующего законодательства не исполнены.
Создание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на уровне муниципального района прямо предписано законом и является обязательным, так как они являются составной частью единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, тем самым составляют основу сил постоянно готовности, предназначенных для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации.
Таким образом, отсутствие данных формирований (служб) не позволяет должным образом принимать исчерпывающие меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу безопасное проживание и пребывание граждан на территории района.
В связи с вышеизложенным вопреки доводам администрации района действующим законодательством создание аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований является обязанностью органа местного самоуправления.
Ссылки администрации района на заключенное с ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра» соглашение, целью которого является организация оперативного обмена информацией сторонами по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.п., а также иных информационно-справочных материалов, находящихся в ведении сторон, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку данное соглашение не свидетельствует о выполнении ответчиком требований законодательства, об отсутствии обязанности ответчика по созданию аварийно-спасательных служб и (или) формирований для принятия исчерпывающих мер, направленных именно на предупреждение и ликвидацию ЧС.
Согласно пункту 3 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 (далее Положение № 794), единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктом 14 Положения № 794 предусмотрено, что в состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 888 «О внесении изменений в перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра» включено в состав сил постоянной готовности федерального уровня единой системы.
Согласно подпункту 2.2 устава учреждения предметом деятельности учреждения является выполнение возложенных на МЧС России задач по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают привлечение сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при возникновении чрезвычайных ситуаций федерального или межрегионального характера в соответствии с федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра» является некоммерческой организацией в форме федерального государственного казенного учреждения. Учреждение находится в ведении МЧС России. Само учреждение создано в целях выполнения возложенных на МЧС России задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации, выполнению работ по их ликвидации, а также профессиональной подготовки спасателей и участия в научных исследованиях, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации.
Учитывая, что в первую очередь учреждением выполняются задачи по реагированию чрезвычайных ситуаций федерального характера, возложенные приказами и распоряжениями МЧС России, то реагирование на происшествия в Вытегорском муниципальном районе не всегда возможно, в связи с тем, что силы и средства могут быть задействованы на ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального уровня, о чем также указано учреждением в отзыве на апелляционные жалобу и представление.
Таким образом, наличие заключенного соглашения является недостаточным для всей территории Вытегорского муниципального района и не позволит должным образом принимать исчерпывающие меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на всей территории района.
Необходимость создания и организации аварийно-спасательных службы и (или) формирования на территории района вызвана количеством происшествий в районе (согласно статистическим сведениям Главного управления МЧС России по Вологодской области от 27 декабря 2022 года на территории района с 2018 по 2022 годы произошло 22 происшествия на водных объектах с гибелью людей, 183 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в природной среде потерялось 38 человек), наличием опасных объектов: большое количество водных объектов (реки, озера), автомобильная дорога общего пользования регионального и федерального значения, гидротехнические сооружения.
При этом пунктом 30 Положения № 794 определено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций: локального характера осуществляется силами и средствами организации; муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления; межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Заключение соглашения с ФГКУ «АСУНЦ «Вытегра», договора между ВРГСиС и бюджетным учреждением защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области «Аварийно-спасательная служба Вологодской области», ссылки ответчика на деятельность на территории Вытегорского муниципального района Центра ГИМС ГУ МЧС России по Вологодской области, 35-ПСМ по охране г. Вытегра, отдельных постов КУ ПБ ВО «Противопожарная служба», привлечение медицинского обеспечения БУЗ ВО «Вытегорская ЦРБ», финансовые и организационные вопросы не могут служить основанием для неисполнения полномочий, возложенных на органы местного самоуправления.
Определяя срок исполнения требований прокурора, судебная коллегия учитывает, что процедуры формирования и утверждения бюджета района осуществляются в соответствии с положением о бюджетном процессе, для исполнения требований требуется большой объем финансовых затрат, объем оснащения аварийно-спасательной службы (формирования), и полагает возможным установить срок исполнения требований – до 31 декабря 2025 года. Данный срок судебная коллегия полагает реальным и разумным.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта о возложении на администрацию Вытегорского муниципального района в указанный срок создать и организовать деятельность аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования на территории района, обеспечив их содержание.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вытегорского районного суда Вологодской области от 22 марта 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокуратуры Вытегорского района удовлетворить.
Возложить на администрацию Вытегорского муниципального района Вологодской области обязанность в срок до 31 декабря 2024 года создать и организовать деятельность аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования на территории Вытегорского муниципального района, обеспечив их содержание.
Председательствующий Е.С. Махина
Судьи: О.В. Образцов
А.М. Вахонина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 ноября 2023 года.