Решение по делу № 2-10957/2021 от 16.08.2021

Копия                          № 2-10957/2021

УИД 24RS0048-01-2021-012625-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2021 года                          г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Заверуха О.С.,

при секретаре Каледа Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Минусинского района Красноярского края к ГУФССП по Красноярскому краю, судебному приставу - исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Поликарпову Дмитрию Юрьевичу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Минусинского района Красноярского края обратилась в суд с иском к ГУФССП по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по тем основаниям, что решением Минусинского городского суда Красноярского края от 15.04.2019 года на администрацию Минусинского района Красноярского края возложена обязанность по предоставлению Барабанщикову А.А. на территории г. Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв. м. с допусками, установленными п.14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

Во исполнение указанного решения выдан исполнительный лист серии ФС № и возбуждено исполнительное производство № -ИП от 03.10.2019 года, в рамках которого судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Поликарповым Д.Ю. 22.11.2019 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника - администрации г. Минусинска, в размере 50 000 рублей, в связи неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Истец просит освободить администрацию Минусинского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по указанному постановлению, так как решение суда своевременно не исполнено по объективным причинам. Приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которых относится взыскатель Барабанщиков А.А., осуществляется за счет финансирования, поступающего из краевого бюджета, администрация Минусинского района является лишь получателем субвенций из бюджета Красноярского края. Администрация Минусинского района Красноярского края обращалась в Министерство образования Красноярского края с ходатайством о выделении финансирования для исполнения решения суда, на основании соглашения от 18.02.2021 года Барабанщиков А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2021 году. 09.06.2021 года между МО Минусинский район и Барабанщиковым А.А. заключен договор найма специализированного жилого помещения. Считает, что администрацией Минусинского района Красноярского края в пределах своих полномочий приняты все меры к исполнению решения суда, но решение не исполнено по объективным причинам.

Определением от 18.08.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по ИНХ по г. Красноярску Поликарпов Д.Ю.

Представитель истца – администрации Минусинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно.

Ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП ИИДНХ по г. Красноярску Поликарпов Д.Ю., представитель ответчика - ГУФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.

Суд, полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о дате и времени судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно п. 2 указанной статьи, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Пунктом 3 той же статьи закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу п. 7 той же статьи закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц указанной категории осуществляются администрацией города Ачинска.Однако в соответствии со статей 4 вышеуказанного Закона Красноярского края, на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета.

Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 24.12.2015) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями, на выполнение которых органы исполнительной власти края предоставляют бюджетам муниципальных районов финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. На полученные субвенции из краевого бюджета органами местного самоуправления приобретаются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Таким образом, приобретение жилых помещений для указанной категории лиц осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенных администрации муниципального образования.

По смыслу приведенных норм права, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что решением Минусинского городского суда Красноярского края от 15.04.2020 года на администрацию Минусинского района Красноярского края возложена обязанность по предоставлению Барабанщикову А.А. на территории г. Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв. м., с допусками, установленными п.14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

Во исполнение указанного судебного решения 03.10.2019 года возбуждено исполнительное производство № -ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Кроме того, 22.11.2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Поликарповым Д.Ю. вынесено постановление о взыскании с администрации г. Минусинска Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, так как исполнительный документ в срок, предоставленный для добровольного исполнения не исполнен, доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения, должником не представлено (л.д.13).

Так, из искового заявления следует, что причинами неисполнения судебного решения в установленный срок являются отсутствие в муниципальном жилом фонде Минусинского района жилых помещений свободных от прав третьих лиц, отнесенных к муниципальному специализированному жилому фонду для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также отсутствие субвенций краевого бюджета на приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Минусинского района с последующим предоставлением по договору найма специализированных помещений.

Кроме того, определением Минусинского городского суда от 08.07.2020 года, администрации муниципального образования Минусинский район предоставлена отсрочка исполнения решения Минусинского городского суда от 15 апреля 2019 года о возложении обязанности по предоставлению Барабанщикову А.А. на территории сельского населенного пункта по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв. м., с допусками установленными ч.14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», до 31 декабря 2020 года.

    Вместе с тем, 16.02.2021 года между Министерством образования Красноярского края и администрацией Минусинского района заключено Соглашение № 38 «О взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации Минусинского района по реализации в 2021 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет» (л.д. 18-21).

Согласно приложению к Соглашению № от 16.02.2021 года, в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2021 году, Министерством образования Красноярского края включен Барабанщиков А.А.

На обеспечение жилыми помещениями на 2021 год, согласно соглашению от 16.02.2021 года № 38, выделено 14 251 229,44 рублей для приобретения жилых помещений.

Более того, 28.04.2021 года между муниципальным образованием Минусинский район Красноярского края и ИП Сухонос Е.Н. заключен муниципальный контракт на приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предметом которого является передача в собственность МО Минусинского района жилого помещения, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, с кадастровым номером:

09.06.2021 года между муниципальным образование – Минусинским районом Красноярского края, в лице руководителя Отдела имущественных и земельных отношений администрации Минусинского района Кравчук Е.В. (наймодатель) и Барабанщиковым А.А.(наниматель) заключен типовой договор найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 4/06/21, из которого следует, что наймодатель передает нанимателю во владение и пользование жилое помещение, относящееся к специализированному жилищному фонду на основании постановления администрации Минусинского района от 01.06.2021 года № 449-п, состоящее из квартиры общей площадью 29,4 кв. метра, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: для временного проживания в нем, на срок с 09.06.2021 года по 08.06.2026 года (л.д.4-6).

Из акта приема-передачи жилого помещения от 09.06.2021 года следует, что Барабанщиков А.А. принял указанное выше жилое помещение и ключи от него от Муниципального образования Минусинский район Красноярского края (л. д. 7).

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что должник в силу объективных причин не имел реальной возможности исполнить решение Минусинского городского суда от 15.04.2019 года в установленный судебным приставом-исполнителем срок, что свидетельствует об отсутствии его вины. Из материалов дела следует, что администрацией Минусинского района были приняты необходимые меры для исполнения судебного решения. Сразу после вступления решения суда в законную силу истец обращался в Министерство образования Красноярского края с просьбой о выделении денежных средств, для исполнения судебного решения, однако, денежные средства выделены не были, обратился в суд для предоставления отсрочки исполнения решения суда,

Таким образом, с учетом характера обязательств, в установленный судебным приставом-исполнителем срок, жилое помещение не могло быть предоставлено Барабанщикову А.А. либо приобретено для него.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности освобождения администрации Минусинского района от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Минусинского района Красноярского края к ГУФССП по Красноярскому краю, судебному приставу - исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Поликарпову Дмитрию Юрьевичу об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить администрацию Минусинского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по постановлению от 22.11.2019 года по исполнительному производству № -ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                     О.С. Заверуха

Решение принято в окончательной форме 30.09.2021 года

Копия верна.

Судья         О.С. Заверуха

2-10957/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Минусинского района
Ответчики
УФССП России по Красноярскому краю
Другие
Барабанщиков А.А.
Суд
Советский районный суд г. Красноярск
Судья
Заверуха Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
sovet.krk.sudrf.ru
16.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2021Передача материалов судье
18.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее