Дело №2-665/2024
УИД 60RS0005-01-2024-001285-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2024 года г. Великие Луки Псковской области
Великолукский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Андреева А.Ю., при секретаре Яковлевой А.Ю., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Великолукского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области об обязании обеспечить проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Великолукского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области об обязании обеспечить проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Великолукского района Псковской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на <адрес>, в ходе которой в деятельности Администрации сельского поселения «Пореченская волость» выявлены нарушения действующего законодательства.
В ходе проведенной проверки установлено, что в <адрес> расположена контейнерная площадка, находящаяся в собственности муниципального образования «Пореченская волость». При этом Администрацией сельского поселения «Пореченская волость» проведение мероприятий по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки не обеспечено, что является нарушением требований пункта 8 СанПиН 2.1.3684-21, устанавливающего санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий сельских поселений.
Согласно информации, представленной Администрацией сельского поселения «Пореченская волость», в настоящее время денежные средства для проведения мероприятий по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок отсутствуют и бюджетом муниципального образования такие расходы не предусмотрены, подобные мероприятия не проводились.
При этом ненадлежащее исполнение указанной выше обязанностисоздает угрозу жизни и (или) здоровью человека, угрозу возникновения ираспространения заболеваний среди неопределенного круга лиц, ухудшениесостояния среды обитания человека, способно причинить вред окружающейсреде, и иным образом повлечь наступление негативных последствий дляохраняемых законом интересов, что не соответствует принципам правовогорегулирования в рассматриваемой сфере правоотношений.
Просит суд обязать Администрацию сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, находящейся в собственности муниципального образования, расположенной в <адрес>, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно пункта 8 СанПиН 2.1.3684-21.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Великолукского района Псковской области Панцарино А.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика - Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что решение по данному делу оставляет за судом.
Выслушав прокурора прокуратуры Великолукского района Псковской области Панцарино А.В., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1);содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст.21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22).
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п.4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
Как следует из содержания раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), накопление отходов вне специально оборудованных контейнерных площадок, в том числе накопление и размещение их на почве не предусмотрено.
Пунктом 8 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Статьей ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ).
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п.2 ст.1 Закона Псковской области от 10.12.2014 №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Псковской области закрепляются следующие вопросы местного значения: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29.12.2018 № 129-ОД утвержден «Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Псковской области». Согласно п. 5.21 лица, которым на праве собственности или ином законном основании принадлежат контейнерные площадки для накопления отходов, обеспечивают проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок для накопления отходов в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к СанПиН 2.1.3684-21.
В судебном заседании установлено, что в акте проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заместителем прокурора Великолукского района ФИО4 проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проведенной проверки установлено, что в <адрес> расположена контейнерная площадка, находящаяся в собственности муниципального образования «Пореченская волость» (л.д.8,9-10,12-20). При этом администрацией сельского поселения «Пореченская волость» проведение мероприятий по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки не обеспечено (не проводилось), что является нарушением требований пункта 8 СанПиН 2.1.3684-21, устанавливающего санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий сельских поселений (л.д.7).
В ответе Администрации сельского поселения «Пореченская волость» от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что Администрация сельского поселения «Пореченская волость» признает, что нарушила требования действующего законодательства об отходах производства и потребления. В настоящее время материально-технической возможности провести мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, нет (л.д.11).
В связи с чем, суд приходит к выводу, что Администрация сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области не приняла мер для проведения мероприятий по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, находящейся в собственности муниципального образования, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
С учетом изложенного, требования прокурора к Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем суд полагает целесообразным определить срок для исполнения решения суда - в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Срок, о котором просит прокурор, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий, направленных на устранение нарушений законодательства.
Представитель ответчика возражений относительно указанного в иске срока не представил.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Великолукского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области об обязании обеспечить проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов – удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, находящейся в собственности муниципального образования, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно пункта 8 СанПиН 2.1.3684-21.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский районный суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 18 декабря 2024 года.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Великолукского
районного суда А.Ю. Андреев