Решение по делу № 2а-537/2018 от 06.12.2018

Дело № 2а-537/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2018 г.                                                                               с.Топчиха

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Епишевой Т.И.,

при секретаре Скоробогатовой Я.И.,

с участием помощника прокурора Топчихинского района Тибейкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Топчихинского района Алтайского края, администрации Хабазинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей,

у с т а н о в и л :

6 декабря 2018 г. прокурор Топчихинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Топчихинского района, администрации Хабазинского сельсовета, требуя признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет земельных участков под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района Алтайского края, администрации Топчихинского района Алтайского края в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района Алтайского края; обязать административных ответчиков в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести формирование, определение границ, постановку на кадастровый учет земельных участков под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района Алтайского края, администрацию Топчихинского района Алтайского края оформить в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу право муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района Алтайского края.

В обоснование заявленных требований прокурор, ссылаясь на статью 15 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 1, статьи 6, 11.1, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статью 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Правила установления на местности границ объектов землеустройства, утверждённые постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688, указал, что прокуратурой Топчихинского района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, земельного законодательства в деятельности администрации Топчихинского района, по результатам которой выявлены нарушения действующею законодательства, а именно, установлено, что администрацией района не принято мер к проведению землеустроительных работ и постановке на кадастровый учет, оформлению в муниципальную собственность земельных участков под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района. Между тем, осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ влечет за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка. При этом учтенный по данным кадастрового учета земельный участок объективно позволит органу местного самоуправления, на который возложена в силу закона обязанность по осуществлению похоронного дела, своевременно рассчитать резерв свободной земли, используемой под захоронения, и заблаговременно решать вопросы о закрытии кладбища в связи с отсутствием такого резерва земли и открытием нового кладбища, что является непосредственной реализацией прав неопределенного круга лиц на гарантированное захоронение.

Проверкой установлено, что в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района расположены кладбища, однако земельные участки под кладбищами не поставлены на государственный кадастровый учет, межевые работы по ним не проведены, право муниципальной собственности на земельные участки в установленном законом порядке не зарегистрировано. Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы, как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его, как объект с особым режимом использования.

Государственная регистрация имеет правоустанавливающий характер, как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц и является единственным доказательством существования зарегистрированного права и соответственно возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.

Отсутствие собственника общественных кладбищ влечет невозможность обеспечения сохранности не только данных объектов недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку они оказывают экологическую нагрузку на окружающую среду, не соблюдается санитарно - эпидемиологическое благополучие населения, как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Кроме того, сложившаяся ситуация приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища, а также нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. То обстоятельство, что отсутствие контроля за эксплуатацией действующего места захоронения может явиться очагом вспышки и распространения инфекционных заболеваний, каких-либо доказательств не требует. Непринятие должных мер по установлению границ земельных участков, занятых кладбищами, постановке их на кадастровый учёт препятствует осуществлению надлежащего контроля и надзора за исполнение санитарного и экологического законодательства в местах погребения.

Таким образом, администрацией Топчихинского района допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района.

Прокурором Топчихинского района 01.10.2018 в администрацию Топчихинского района было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако каких-либо мероприятий по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами принято не было, в связи чем, прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.

Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения администрации Хабазинского сельсовета переданы полномочия по содержанию мест захоронения на территории поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Тибейкина Н.А. административный иск поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков администрации Хабазинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, администрации Топчихинского района, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Участие представителей административных ответчиков администрации Хабазинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, администрации Топчихинского района в судебном заседании не признано судом обязательным, в связи с чем суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения прокурора Тибейкиной Н.А., изучив материалы дела, суд принимает следующее решение.

            Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В пункте 1 статьи 13 Закона Алтайского края от 09.09.2002 № 58-ЗС «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае» указано, что для погребения умерших предназначаются общественные кладбища, которые находятся в ведении органов местного самоуправления.

Исходя из содержания частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в действующей редакции) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения могут закрепляться за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений, а если они не отнесены к вопросам местного значения сельских поселений в указанном порядке, то на территориях сельских поселений они решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

             Частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как видно из Устава муниципального образования Топчихинский район Алтайского края, Устава муниципального образования Хабазинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края, полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения за Хабазинским сельсоветом этими нормативными актами не закреплены.

Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от 29.12.2017 № 42, заключённым между Администрацией Топчихинского района и Администрацией Хабазинского сельсовета, район передал поселению полномочия по содержанию мест захоронения (пункт 11 Приложения 1 к Соглашению) за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования Топчихинский район в бюджет муниципального образования Хабазинский сельсовет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения полномочия осуществляются за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет поселения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно Приложению 2 к Соглашению распределение межбюджетных трансфертов бюджетам поселений производится в целях финансирования расходов на осуществление части полномочий по содержанию мест захоронения; размер межбюджетных трансфертов, предоставляемых поселению, определяется пропорционально численности населения, постоянно проживающего на территории поселения. Справкой комитета по финансам подтверждается, что межбюджетные трансферты, предоставленные из бюджета муниципального района в бюджет Хабазинского сельсовета на осуществление части полномочий по содержанию мест захоронения составили в 2018 году 2900 рублей.

В судебном заседании установлено, что земельные участки под действующими кладбищами, расположенными на территории Хабазинского сельсовета - с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района на государственный кадастровый учёт не поставлены, межевые работы по ним не проведены, право муниципальной собственности на земельные участки в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Прокурором района 01.10.2018 в администрацию Топчихинского района было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако каких-либо мероприятий по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами принято не было.

Частью 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно статье 16 этого же Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.

В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Подпунктом 1 пункта 4 указанной статьи предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случае образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.

Как установлено статьёй 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 4 указанной статьи установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.

Согласно статье 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ (в действующей редакции) «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688 (в редакции от 17.05.2016).

Статьёй 70 ЗК РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу статьи 4 указанного Федерального закона органы местного самоуправления являются участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частями 1-3 статьи 8 этого Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

Поскольку земельные участки под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района не поставлены на государственный кадастровый учёт, межевые работы по ним не проведены, право муниципальной собственности на земельные участки в установленном законом порядке не зарегистрировано, суд соглашается с мнением прокурора о том, что отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельных участков по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на несформированных земельных участках не позволяет идентифицировать их как объекты с особым режимом использования.

Таким образом, администрацией Топчихинского района допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района и требования прокурора к администрации района подлежат удовлетворению в полном объёме. При этом суд соглашается, что указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что такой срок является разумным и достаточным.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учёта, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определённой вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учёт и последующего оформления прав на него.

Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории Топчихинского района, непостановка их на государственный кадастровый учёт и нерегистрация права собственности на данные земельные участки приводит к нарушению прав жителей Топчихинского района на организацию и благоустройство территории кладбищ. При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определённых границ земельных участков препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, что является основанием для удовлетворения административного иска.

Доказательств незаконного бездействия администрации Хабазинского сельсовета Топчихинского района административным истцом суду не представлено. Из акта проверки, в ходе которой выявлены нарушения закона от 01.10.2018, составленного помощником прокурора Топчихинского района Тибейкиной Н.А. и положенного в основу административного искового заявления, усматривается, что при передаче полномочий в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, администрация Топчихинского района не обеспечила отведение земельных участков под кладбища, их межевание, постановку на кадастровый учёт. Денежные средства на указанные цели также выделены не были, заложенных в бюджет денежных средств недостаточно для оформления земельных участков.

Иного в судебном заседании не установлено.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска к администрации Хабазинского сельсовета в части признания незаконным её бездействия суд отказывает, а в части возложения обязанности произвести формирование, определение границ, постановку на кадастровый учёт земельных участков под кладбищами возлагает на администрацию сельсовета эту обязанность в пределах перечисленных ей денежных средств.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск прокурора Топчихинского района в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Топчихинского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учёт и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в селе Хабазино, поселке Карасево Топчихинского района Алтайского края.

Обязать администрацию Топчихинского района Алтайского края, администрацию Хабазинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края (последнюю – в пределах перечисленных денежных средств) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести формирование, определение границ, постановку на кадастровый учёт земельных участков под кладбищами, расположенными в селе Хабазино, поселке Карасево Топчихинского района Алтайского края.

Обязать администрацию Топчихинского района Алтайского края оформить в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу право муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в селе Хабазино, поселке Карасево Топчихинского района Алтайского края.

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 1 января 2019 г.

        Судья:

2а-537/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Топчихинского района
Ответчики
Администрация Хабазинского сельсовета
Администрация Топчихинского района
Суд
Топчихинский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
topchihinsky.alt.sudrf.ru
08.05.2020Регистрация административного искового заявления
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее