Дело № 2а-537/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2018 г. с.Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Епишевой Т.И.,
при секретаре Скоробогатовой Я.И.,
с участием помощника прокурора Топчихинского района Тибейкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Топчихинского района Алтайского края, администрации Хабазинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей,
у с т а н о в и л :
6 декабря 2018 г. прокурор Топчихинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Топчихинского района, администрации Хабазинского сельсовета, требуя признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет земельных участков под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района Алтайского края, администрации Топчихинского района Алтайского края в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района Алтайского края; обязать административных ответчиков в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести формирование, определение границ, постановку на кадастровый учет земельных участков под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района Алтайского края, администрацию Топчихинского района Алтайского края оформить в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу право муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района Алтайского края.
В обоснование заявленных требований прокурор, ссылаясь на статью 15 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 1, статьи 6, 11.1, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статью 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Правила установления на местности границ объектов землеустройства, утверждённые постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688, указал, что прокуратурой Топчихинского района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, земельного законодательства в деятельности администрации Топчихинского района, по результатам которой выявлены нарушения действующею законодательства, а именно, установлено, что администрацией района не принято мер к проведению землеустроительных работ и постановке на кадастровый учет, оформлению в муниципальную собственность земельных участков под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района. Между тем, осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ влечет за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка. При этом учтенный по данным кадастрового учета земельный участок объективно позволит органу местного самоуправления, на который возложена в силу закона обязанность по осуществлению похоронного дела, своевременно рассчитать резерв свободной земли, используемой под захоронения, и заблаговременно решать вопросы о закрытии кладбища в связи с отсутствием такого резерва земли и открытием нового кладбища, что является непосредственной реализацией прав неопределенного круга лиц на гарантированное захоронение.
Проверкой установлено, что в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района расположены кладбища, однако земельные участки под кладбищами не поставлены на государственный кадастровый учет, межевые работы по ним не проведены, право муниципальной собственности на земельные участки в установленном законом порядке не зарегистрировано. Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы, как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его, как объект с особым режимом использования.
Государственная регистрация имеет правоустанавливающий характер, как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц и является единственным доказательством существования зарегистрированного права и соответственно возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.
Отсутствие собственника общественных кладбищ влечет невозможность обеспечения сохранности не только данных объектов недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку они оказывают экологическую нагрузку на окружающую среду, не соблюдается санитарно - эпидемиологическое благополучие населения, как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Кроме того, сложившаяся ситуация приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища, а также нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. То обстоятельство, что отсутствие контроля за эксплуатацией действующего места захоронения может явиться очагом вспышки и распространения инфекционных заболеваний, каких-либо доказательств не требует. Непринятие должных мер по установлению границ земельных участков, занятых кладбищами, постановке их на кадастровый учёт препятствует осуществлению надлежащего контроля и надзора за исполнение санитарного и экологического законодательства в местах погребения.
Таким образом, администрацией Топчихинского района допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района.
Прокурором Топчихинского района 01.10.2018 в администрацию Топчихинского района было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако каких-либо мероприятий по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами принято не было, в связи чем, прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.
Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения администрации Хабазинского сельсовета переданы полномочия по содержанию мест захоронения на территории поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Тибейкина Н.А. административный иск поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков администрации Хабазинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, администрации Топчихинского района, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Участие представителей административных ответчиков администрации Хабазинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, администрации Топчихинского района в судебном заседании не признано судом обязательным, в связи с чем суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора Тибейкиной Н.А., изучив материалы дела, суд принимает следующее решение.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В пункте 1 статьи 13 Закона Алтайского края от 09.09.2002 № 58-ЗС «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае» указано, что для погребения умерших предназначаются общественные кладбища, которые находятся в ведении органов местного самоуправления.
Исходя из содержания частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в действующей редакции) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения могут закрепляться за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений, а если они не отнесены к вопросам местного значения сельских поселений в указанном порядке, то на территориях сельских поселений они решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как видно из Устава муниципального образования Топчихинский район Алтайского края, Устава муниципального образования Хабазинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края, полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения за Хабазинским сельсоветом этими нормативными актами не закреплены.
Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от 29.12.2017 № 42, заключённым между Администрацией Топчихинского района и Администрацией Хабазинского сельсовета, район передал поселению полномочия по содержанию мест захоронения (пункт 11 Приложения 1 к Соглашению) за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования Топчихинский район в бюджет муниципального образования Хабазинский сельсовет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения полномочия осуществляются за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет поселения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно Приложению 2 к Соглашению распределение межбюджетных трансфертов бюджетам поселений производится в целях финансирования расходов на осуществление части полномочий по содержанию мест захоронения; размер межбюджетных трансфертов, предоставляемых поселению, определяется пропорционально численности населения, постоянно проживающего на территории поселения. Справкой комитета по финансам подтверждается, что межбюджетные трансферты, предоставленные из бюджета муниципального района в бюджет Хабазинского сельсовета на осуществление части полномочий по содержанию мест захоронения составили в 2018 году 2900 рублей.
В судебном заседании установлено, что земельные участки под действующими кладбищами, расположенными на территории Хабазинского сельсовета - с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района на государственный кадастровый учёт не поставлены, межевые работы по ним не проведены, право муниципальной собственности на земельные участки в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Прокурором района 01.10.2018 в администрацию Топчихинского района было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако каких-либо мероприятий по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами принято не было.
Частью 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно статье 16 этого же Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.
В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Подпунктом 1 пункта 4 указанной статьи предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случае образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
Как установлено статьёй 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
Согласно статье 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ (в действующей редакции) «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688 (в редакции от 17.05.2016).
Статьёй 70 ЗК РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона органы местного самоуправления являются участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частями 1-3 статьи 8 этого Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Поскольку земельные участки под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района не поставлены на государственный кадастровый учёт, межевые работы по ним не проведены, право муниципальной собственности на земельные участки в установленном законом порядке не зарегистрировано, суд соглашается с мнением прокурора о том, что отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельных участков по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на несформированных земельных участках не позволяет идентифицировать их как объекты с особым режимом использования.
Таким образом, администрацией Топчихинского района допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с. Хабазино, п. Карасево Топчихинского района и требования прокурора к администрации района подлежат удовлетворению в полном объёме. При этом суд соглашается, что указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что такой срок является разумным и достаточным.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учёта, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определённой вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учёт и последующего оформления прав на него.
Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории Топчихинского района, непостановка их на государственный кадастровый учёт и нерегистрация права собственности на данные земельные участки приводит к нарушению прав жителей Топчихинского района на организацию и благоустройство территории кладбищ. При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определённых границ земельных участков препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, что является основанием для удовлетворения административного иска.
Доказательств незаконного бездействия администрации Хабазинского сельсовета Топчихинского района административным истцом суду не представлено. Из акта проверки, в ходе которой выявлены нарушения закона от 01.10.2018, составленного помощником прокурора Топчихинского района Тибейкиной Н.А. и положенного в основу административного искового заявления, усматривается, что при передаче полномочий в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, администрация Топчихинского района не обеспечила отведение земельных участков под кладбища, их межевание, постановку на кадастровый учёт. Денежные средства на указанные цели также выделены не были, заложенных в бюджет денежных средств недостаточно для оформления земельных участков.
Иного в судебном заседании не установлено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска к администрации Хабазинского сельсовета в части признания незаконным её бездействия суд отказывает, а в части возложения обязанности произвести формирование, определение границ, постановку на кадастровый учёт земельных участков под кладбищами возлагает на администрацию сельсовета эту обязанность в пределах перечисленных ей денежных средств.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора Топчихинского района в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Топчихинского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учёт и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в селе Хабазино, поселке Карасево Топчихинского района Алтайского края.
Обязать администрацию Топчихинского района Алтайского края, администрацию Хабазинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края (последнюю – в пределах перечисленных денежных средств) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести формирование, определение границ, постановку на кадастровый учёт земельных участков под кладбищами, расположенными в селе Хабазино, поселке Карасево Топчихинского района Алтайского края.
Обязать администрацию Топчихинского района Алтайского края оформить в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу право муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в селе Хабазино, поселке Карасево Топчихинского района Алтайского края.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 1 января 2019 г.
Судья: