Дело № 2а-1133/18 29 мая 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Малявине А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матико ХХ к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановление №1504 от 24 июля 2015 года,
у с т а н о в и л:
Матико ХХ обратился в суд с иском к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановление №1504 от 24 июля 2015 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории, расположенного по адресу: <адрес> В обоснование исковых требований административный истец указал, что 15 ноября 2017 года в Администрацию муниципального Волховского района Ленинградской области было подано заявление с просьбой провести служебную проверку в связи с незаконным образованием земельного участка с кадастровым номером № площадью 838 кв.м по адресу: <адрес>. 06 декабря 2017 года им был получен ответ на его заявление в котором имелась ссылка на постановление №1350 от 06 июля 2015 года об утверждении схемы расположения указанного земельного участка. Данный земельный участок в соответствии с заключением Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области №3667 от 02 августа 2016 года относится к двум зонам: зоне Ж-2 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» и зоне Р-1 «Зона озеленения общего пользования», согласно Правил землепользования и застройки Иссадского сельского поселения, Волховского муниципального района, Ленинградской области, утвержденного решением депутатов муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области №31 от 17 июня 2011 года (с изменениями от 13 марта 2014 года №10, от 22 декабря 2014 года №27, в редакции от 30 мая 2016 года №32, утвержденной приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и находится в береговой полосе р.Волхов. Оспариваемое постановление нарушает его право на пользование зоной Р-1 «Зоной озеленения общего пользования», а также ограничивает право доступа на береговую полосу р.Волхов в соответствии с п.8 ст. 6 Водного кодекса РФ, является незаконным в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка ее форме, формату, требованиям, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, разработка схемы расположения земельного участка проведена с нарушением предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, предусматривающего невозможность образования земельного участка границы которого пересекают границы территориальных зон.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица Васильев ХХ, являющийся собственником земельного участка, схема которого была утверждена обжалуемым постановлением.
Административный истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности Тычинина М.В. в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения, в соответствии с которыми земельный участок стал относится к двум зонам после утверждения схемы, земельный участок поставлен на кадастровый учет, в постановлением в отношении земельного участка установлены ограничения по его использованию, о чем собственнику известно, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо Васильев В.В. в судебное заседание явился, полагал исковые требования необоснованными, Матико Я.И. злоупотребляет своими правами о принадлежности и формировании земельного участка он знал ранее.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованное лицо, изучив материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 9 и в части 10 данной статьи — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Матико ХХ является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> – за границами участка (л.д.95).
.... расположена в границах Волховского муниципального района Ленинградской области.
Организация местного самоуправления в данном районе определяется в том числе Уставом Волховского муниципального района Ленинградской область (л.д. 34-59).
Постановление Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 25 марта 2015 года №535 была создана Единая комиссия по распоряжению земельными участками (л.д. 84-88).
Порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой определен в V.4 Земельного кодекса РФ.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Порядок ее подготовки и утверждения определен в ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Васильев ХХ обратился в Администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 838 кв.м по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Решением Единой комиссии по распоряжению земельными участками от 01 июля 2015 года заявление Васильева ХХ было удовлевтрено, была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью заключения с Васильевым В.В. соглашение о перераспределении земельных участков, в соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ (л.д. 92).
Постановлением Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 06 июля 2015 года №1350 протокол заседания единой комиссии по распоряжению земельными участками №15 от 01 июля 2015 года был утвержден (л.д.91).
Постановлением Администрации Волховского муниципального района от 24 июля 2015 года №1504 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> площадью 838,0 кв.м. Категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов), код 2.1 (л.д 89-90).
Впоследствии данный земельный участок 31 августа 2015 года был поставлен Васильевым В.В. был поставлен на кадастровый учет, был присвоен кадастровый номер № заинтересованным лицом было проведено объединение двух принадлежащих ему земельных участков с присвоением нового кадастрового номера.
Постановлением Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 16 ноября 2015 года №2442 было принято решение о перераспределении исходно земельного участка с кадастровым номером № площадью 896 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий Васильеву ХХ с земельным участком с кадастровым номером №, площадью 838 кв.м с видом разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов) государственная собственность на которую не разграничена. Категория земель – земли населенных пунктов.
Административный истец указывает на незаконность формирование данного земельного участка в связи с его расположением в двух зонах: зоне Ж-2 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» и зоне Р-1 «Зона озеленения общего пользования» исходя из Правил землепользования и застройки Иссадского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области №31 от 17 июня 2011 года (с изменениями от 13 марта 2014 года №10, от 22 декабря 2014 года №27, в редакции от 30 мая 2016 года №32, утвержденной приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, его нахождение в береговой полосе р.Волхов.
Согласно п.7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Из представленных административным ответчиком Правил землепользования и застройки спорный земельный участок действительно находится в двух зонах, что административным ответчиком не оспаривалось. Правила землепользования и застройки были утверждены решением Совета депутатов муниципального образования Иссадского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области от 17 июня 2011 года № 31. При этом данные Правила были утверждены применительно к территории поселения — деревни Иссад, деревни Немятово-2 (л.д. 22-23).
На момент утверждения схемы спорного земельного участка Правила землепользования и застройки в отношении поселения — деревня Глядково, где расположен спорный земельный участок не были утверждены.
Приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 30 мая 2016 года №32 была утверждена новая редакция Правил землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в том числе и на деревню Глядково (л.д. 24).
Согласно части 12-14 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» установлены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположенного земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в формате электронного документа, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Суд не усматривает предусмотренных законом оснований, в соответствии с которыми административный ответчик должен был отказать в утверждении схемы расположения спорного земельного участка.
Решение об утверждении схемы содержит все необходимые сведения, имевшиеся в отношении спорного земельного участка, схема соответствует установленной форме. Отсутствие указания на схеме указания территориальной зоны не свидетельствует о ее недействительности или незаконности, т.к. на момент утверждения схемы сведений о территориальных зонах не имелось.
Довод административного истца о том, что в утвержденной схеме не имеется указания на наличие водохранной и прибрежной зоны, суд полагает не обоснованным. Исходя из установленных к схеме требований, а также требований к решению об утверждении схемы на момент ее утверждения обязательное указание о наличии охранных зон не требовалось.
Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в водоохраной и прибрежной полосе установлены Водным кодексом РФ (ст. 65)
Порядок установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов установлен постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 года №17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов». Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости. При этом данные границы устанавливают органы государственной власти субъектов РФ.
Постановлением Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 11 ноября 2015 года №2402 в отношении спорного земельного участка были установлены охранные зоны – весь земельный участок находится в водоохраной зонге р.Волхов.
О данных ограничениях собственнику земельного участка Васильеву В.В. известно, что им было подтверждено в судебном заседании. Копия данного постановления былая направлена административным ответчиком в Росреестр для учета в межевом деле.
Суд принимает во внимание, что спорный земельный участок уполномоченным органом поставлен на кадастровый учет.
Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 настоящего Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
В силу статей 1 (пункт 1), 11 (пункт 1), 12 Гражданского кодекса РФ лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Каким образом отмена постановления об утверждении схемы земельного участка повлечет восстановление прав истца, как он пояснил право по передвижению в общедоступной береговой линии и возможности прохода к реке Волхов суд не усматривает. При этом препятствий к проходу к реке Волхов у административного истца имеется, доказательств нарушения его прав суду административным истцом представлено не было.
В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд полагает, что о формировании спорного земельного участка ему было известно ранее заявленной им даты, а именно в 2015 году, учитывая, что спорный земельный участок расположен по соседству с земельным участком административного истца, а также судебные разбирательства Матико Я.И. с Васильевым В.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 175 -177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░
....