Судья Тарасов Е.В. Дело № 7р-410/2021
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 13 сентября 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
рассмотрев жалобу защитника АМР СРР на постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл <№> от 19 мая 2021 года и решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 2 июля 2021 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
АМХ, <дата> года рождения, уроженца <адрес> Республики Татарстан, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, сведений о привлечении ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не имеется,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД МВД по Республике Марий Эл (далее ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл) ТАЮ от 19 мая 2021 года
<№> АМХ привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата>, вынесенным по жалобе защитника АМХ СРР, указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, защитник АМХ СРР просит состоявшиеся постановление должностного лица и решение судьи отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что представленными им в судебное заседание доказательствами подтверждается, что в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме
АМХ не владел транспортным средством марки КАМАЗ <...> с государственным регистрационным номером <№> и самосвальным прицепом марки ГКБ-<...>, указанным транспортным средством владел его брат АИХ.
АМХ и его защитник, представитель ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл на рассмотрение жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. От защитника АМХ адвоката СРР поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, новые доказательства, поступившие от защитника АМХ, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам;
владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена соответствующая информация;
транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства;
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от
8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как следует из материалов дела, 8 апреля 2021 года в 10 часов 49 минут 33 секунды на 7 километре 500 метрах автодороги Кокшайск – Красногорский Республики Марий Эл тяжеловесное транспортное средство марки КАМАЗ <...> с государственным регистрационным номером <№> и самосвальным прицепом марки ГКБ<...>, собственником которых является АМХ, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения и статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ двигалось с превышением допустимой осевой нагрузки на 27,69 % (10,215 тонн при предельно допустимой, установленной Приложением № 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, осевой нагрузке 8 тонн) без специального разрешения.
Административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме - «СВК-2-РВС» № 60787, свидетельство о поверке которого № 119008958371 от
6 декабря 2020 года действительно до 5 декабря 2021 года.
Приведенные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства (л.д. 17), актом № 360 от 8 апреля 2021 года результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме (л.д. 19).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения
АМХ к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Оспаривая постановление должностного лица административного органа, АМХ заявил о том, что в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме упомянутое выше транспортное средство находилось во владении и пользовании его родного брата АИХ
Судья районного суда при рассмотрении жалобы пришел к выводу, что представленные в подтверждение данных доводов документы не являются доказательствами, достоверно свидетельствующими о том, что в момент фиксации административного правонарушения указанное транспортное средство, собственником которого является АМХ, находилось в пользовании АИХ, в связи с чем оставил обжалуемое постановление без изменения.
Частью 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Согласно абзацу 3 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11
КоАП РФ.
При этом КоАП РФ не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
В подтверждение доводов о нахождении транспортного средства во владении другого лица АМХ представил суду договор безвозмездного пользования от 10 января 2021 года, согласно пункту 1.1 которого АМХ передает во временное пользование
АИХ принадлежащее ему на праве частной собственности в соответствии со свидетельством о регистрации <№> <№> транспортное средство марки КАМАЗ <...>, 1992 года выпуска, идентификационный номер <№>, кузов <№>, оранжевого цвета, с государственным регистрационным знаком <...>, и двухосный самосвальный прицеп ГКБ<...>, с государственным регистрационным знаком <№> регион. В соответствии с пунктом 3.1 указанного договора он заключен на срок до 10 декабря 2021 года (л.д. 31).
Согласно страховому полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 11 ноября 2020 года в качестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, на период от 13 ноября 2020 года по 13 ноября 2021 года указаны
АИХ и АМХ (л.д. 32).
Как следует из мотивировочной части обжалуемого решения, в судебном заседании 2 июля 2021 года допрошенный в качестве свидетеля АИХ подтвердил, что он фактически использовал указанное транспортное средство в момент фиксации административного правонарушения.
Не признавая представленные АМХ доказательства достоверно свидетельствующими о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство, собственником которого он является, находилось в пользовании иного лица, судья высказал сомнения в реальном выбытии автомобиля из владения собственника (арендодателя), ссылаясь на то, что представленные им доказательства не являются достаточными.
Вместе с тем в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ доводы судьи о мотивах, по которым одни доказательства обладают преимуществом перед другими доказательствами, представленными АМХ и его защитником, не приведены. Правила оценки доказательств, предусмотренные статьей 26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, не применены.
В дополнение к ранее представленным доказательствам защитник
АМХ представил в Верховный Суд Республики Марий Эл копию транспортной накладной от 8 апреля 2021 года № 4169, согласно которой водителем, принявшим груз для перевозки из <адрес> до
п.г.т. <адрес> Республики Марий Эл транспортным средством КАМАЗ с государственным регистрационным знаком <№> регион, <№> регион, являлся АИХ
Таким образом, доказательства, представленные АМХ и его защитником в подтверждение довода о том, что в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме транспортное средство марки КАМАЗ <...> с государственным регистрационным номером <№> и самосвальным прицепом марки ГКБ<...> находилось в пользовании его брата АИХ, не позволяют сделать однозначный вывод об обоснованности привлечения АМХ к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ. Указанная позиция также согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2021 года № 67-АД21-1-К8.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности (части 1, 2 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1, 26.11 КоАП РФ и других статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от 7 декабря 2010 года № 1621-О-О, 22 марта 2011 года
№ 391-О-О, 21 июня 2011 года № 774-О-О, 25 января 2012 года № 177-О-О).
В рассматриваемом случае требования статьи 24.1 КоАП РФ судьей районного суда не выполнены, меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению всех обстоятельств не приняты.
Необходимо отметить, что заявителем поданных по делу жалоб последовательно отрицалось наличие в его деянии состава вмененного ему административного правонарушения, однако надлежащая правовая оценка его доводам при рассмотрении настоящего дела не дана.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и судебное решение, состоявшиеся в отношении АМХ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ, подлежат отмене.
На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
жалобу защитника АМР СРР удовлетворить.
Постановление начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД МВД по Республике Марий Эл ТАЮ <№> от 19 мая 2021 года и решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 2 июля 2021 года отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АМХ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Э.И. Салихова