Решение по делу № 33-3529/2024 от 27.08.2024

Судья Корнеева Т.С.

Дело № 33-3529/2024

70RS0012-01-2024-000122-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе

председательствующего Худиной М.И.,

судей Емельяновой Ю.С., Клименко А.А.

при секретаре Акимове В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело №2-78/2024 по иску исполняющего обязанности прокурора Бакчарского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному государственному казенному учреждению «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности

по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Е.С. Герман на решение Бакчарского районного суда Томской области от 21.05.2024,

заслушав доклад судьи Худиной М.И.,

установила:

исполняющий обязанности прокурора Бакчарского района Томской области Желнирович Г.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Бакчарский районный суд Томской области с требованиями (с учетом их уточнения) к ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области о возложении на Департамент по вопросам семьи и детей Томской области обязанности в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу выделить в необходимом объеме бюджетные средства для ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» для организации работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, оборудованию здания ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», расположенного по адресу: Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 50, эвакуационными выходами, а также зданий, расположенных по адресу: Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 52 и Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 50, системой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями законодательства; возложении на ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» обязанности в течении 3 месяцев с момента выделения денежных средств устранить нарушение требований пожарной безопасности, оборудовать здание расположенное по адресу: Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 50, эвакуационными выходами, оборудовать здания, расположенные по адресам: Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 52 и Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 50, системой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями законодательства.

В обоснование исковых требований указано, что в августе 2023 года в ходе проведения проверочных мероприятий, прокуратурой Бакчарского района Томской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки прокуратурой района вынесено представление об устранении нарушений, до настоящего времени ряд нарушений не устранен. Необеспечение здания системой пожарной сигнализации, а также соответствующими требованиям закона эвакуационными путями создает повышенную угрозу безопасности неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Цуркан Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме, представитель ответчика ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» Тысленок О.В. исковые требования не оспаривала.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Герман Е.С. просит решение суда первой инстанции отменить, приняв по делу новое решение без указания срока его исполнения.

В обоснование доводов жалобы указывает, что работы по устройству дополнительных эвакуационных выходов относятся к реконструкции здания. С учетом необходимости определения объема денежных средств на проектные работы и изыскания требуемой суммы, подготовки и проведения конкурсных процедур, исполнения контракта, сроки для устранения нарушений, установленные судом, являются неразумными и неисполнимыми.

Помощником прокурора Бакчарского района Томской области направлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 167, пунктом 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.

Положениями статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) определено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статье 37 Закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ)).

Статьей 3 названного закона определено, что правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, данный закон, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Закон № 69-ФЗ, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1 статьи 4 Закона № 123-ФЗ).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основными целями деятельности ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» являются осуществление мероприятий в сфере профилактики социального сиротства, предоставления социальных услуг детям, нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, обеспечение защиты их прав и законных интересов, в том числе права жить и воспитываться в семье, содействие в улучшении их социального статуса (пункт 2.1 устава ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района»).

В соответствии с пунктом 2.2. устава ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», задача по обеспечению охраны здоровья воспитанников, а также их прав и законных интересов, возлагается на ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района».

Учредителем ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» является Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.

В соответствии с пунктом 2 Положения о Департаменте по вопросам семьи и детей Томской области, утвержденного постановление Губернатора Томской области № 175 от 07.12.2012, целью деятельности Департамента по вопросам семьи и детей Томской области является эффективная реализация государственной политики по улучшению положения детей на территории Томской области.

В силу подпункта 25 пункта 9 указанного Положения для реализации указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения цели и задач Департамент по вопросам семьи и детей Томской области выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных областных государственных учреждений.

В августе 2023 года прокуратурой Бакчарского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», по результатам которой руководителю учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства здравоохранения об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о лицензировании, о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, трудового и санитарно-эпидемиологического законодательства.

11.09.2023 в прокуратуру района поступил ответ директора ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», согласно которому техническая документация на системы противопожарной защиты утеряна в 2005 году, заключен контракт на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт пожарной сигнализации двух жилых специализированных зданий ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», произведена замена контрольного прибора.

Вместе с тем по результатам проверки, проведенной прокуратурой района 07.03.2024 в порядке контроля исполнения требований прокурора, установлено, что ряд нарушений, отмеченных в представлении прокуратуры, не устранены.

Так, в корпусе здания ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», расположенном по адресу: Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 52, в нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила противопожарного режима), отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем.

В нарушение части 4 статьи 4, статей 5, 6, части 5 статьи 83 Закона № 123-ФЗ, автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.

Пожарный приемно-контрольный прибор не обеспечивает регистрацию события (неисправность) и переход в соответствующий режим работы в зависимости от принимаемых сигналов и тактики его работы. При снятии пожарного извещателя с опорного кольца (имитации обрыва цепи шлейфа) контрольно-приемный прибор сигнализирует о режиме «пожар», то есть прибор находится в режиме «Охранная тактика», при котором любое изменение сопротивления в цепи регистрируется как сигнал «пожар».

В нарушение требований пункта 5.14 СП 484.1311500.2020 при смежном расположении нескольких приборов, функциональных модулей и блока источника резервного питания не обеспечено горизонтальное и вертикальное расстояния между ними – не менее 50 мм.

В нарушение статей 5, 6, части 5 статьи 83 Закона № 123-ФЗ не обеспечен автоматический контроль линий связи между приборами пожарного управления оповещением и исполнительными устройствами системы, а именно: при размыкании контактов линии связи, а также при инициировании короткого замыкания, обрыва на световом табло «Выход», акустических системах прибор управления не информирует о нарушении целостности линии и коротком замыкании линии оповещения.

В нарушение требований пункта 5.17 СП 484.1311500.2020 не обеспечен автоматический контроль линий связи, а также при инициировании короткого замыкания, обрыва на световом табло «Выход», акустических системах прибор управления не информирует о нарушении целостности линии и коротком замыкании линии оповещения.

В нарушение подпункта «о» пункта 16, пункта 54 Правил противопожарного режима эксплуатация здания, систем противопожарной защиты осуществляется без проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке. На объекте защиты проведены изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности.

В нарушение требований части 2 статьи 91, части 4 статьи 103 Закона № 123-ФЗ, резервные источники питания систем противопожарной защиты не обеспечивают работу при отключении основного источника питания.

В нарушении требований части 4 статьи 145 Закона № 123-ФЗ, пункта 5.5 СП 484.1311500.2020 для ручного формирования тревожного сигнала системы пожарной сигнализации применено техническое средство, не имеющее соответствующего подтверждения соответствия.

В нарушение пункта 4.4.1 СП 1.13130.2020 для объекта защиты не разработаны и не реализованы меры пожарной безопасности, предусматривающие решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, менее нормативного значения – 0,78 м, вместо 1,35 м.

Учитывая, что требования истца ответчиками до текущего момента удовлетворены не были, прокуратура Бакчарского района обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что требования истца, носящие законный и обоснованный характера, ответчиком выполнены не были, а следовательно, правовой интерес неопределенного круга лиц, представляемый прокуратурой Бакчарского района, нуждается в правовой защите.

Судебная коллегия не усматривает оснований полагать иначе, учитывая, что деятельность ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» предполагает использование при ее осуществлении зданий и сооружений, отвечающих требованиям пожарной безопасности, техническое состояние и оснащенность которых будет обеспечивать сохранность жизни и здоровья воспитанников (пункт 43 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481).

При этом Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, являясь учредителем ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», одновременно осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в отношении такого учреждения (статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), то есть фактически является единственным источником денежных средств для ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», а следовательно, несет ответственность за финансирование соответствующих мероприятий (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В апелляционной жалобе Департамент по вопросам семьи и детей Томской области не оспаривает решение суда в части возложения на ответчиков соответствующих обязанностей по приведению систем противопожарной безопасности к надлежащему состоянию и финансированию этих мероприятий, однако полагает, что судом установлены неразумные сроки для исполнения обязанностей, возложенных на ответчиков, поскольку устройство дополнительных эвакуационных выходов относится к реконструкции здания, что, в свою очередь, предполагает выполнение процедуры, установленной распоряжением Администрации Томской области от 24.04.2013 №357-ра, включающей в себя подачу заявки в ОГКУ «Облстройзаказчик», осмотр здания последним с подготовкой технического задания на выполнение проектно-изыскательских работ с расчетом первоначальной стоимости данных работ, проведение конкурсных процедур и исполнение контракта. По мнению апеллянта, решение суда подлежит изменению в резолютивной части, - исключению сроков исполнения ответчиками обязанностей, установленных судом.

С данными доводами нельзя согласиться в силу следующего.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Отклоняя доводы жалобы о неразумности установленных судом сроков, судебная коллегия исходит из того, что приведенная апеллянтом аргументация не содержит в себе указания на конкретные обстоятельства, препятствующие финансированию соответствующих мероприятий в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а также расчет срока, в течение которого Департамент по вопросам семьи и детей Томской области будет способен исполнить предписания истца.

Вместе с тем проверка, в ходе которой были выявлены нарушения ответчиком правил противопожарной безопасности, состоялась в августе 2023 года, обращение прокурора с иском имело место 10.04.2024, при этом запрос с целью определения объема средств на разработку проектно-сметной документации, как указано в апелляционной жалобе, направлен Департаментом в адрес ОГКУ «Облстройзаказчик» только 09.04.2024.

Таким образом, при разумном и добросовестном исполнении своих обязанностей у ответчиков имеется возможность исполнить решение суда в установленные судом сроки.

Доказательств обратному не представлено. Более того, с момента вынесения судом решения до рассмотрения апелляционной жалобы прошло почти четыре месяца, за которые ответчики могли осуществить мероприятия, необходимые для финансирования мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности.

Кроме того, при невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бакчарского районного суда Томской области от 21.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента по вопросам семьи и детей Томской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного текста апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированный текст определения изготовлен 01.10.2024.

Судья Корнеева Т.С.

Дело № 33-3529/2024

70RS0012-01-2024-000122-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе

председательствующего Худиной М.И.,

судей Емельяновой Ю.С., Клименко А.А.

при секретаре Акимове В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело №2-78/2024 по иску исполняющего обязанности прокурора Бакчарского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному государственному казенному учреждению «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности

по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Е.С. Герман на решение Бакчарского районного суда Томской области от 21.05.2024,

заслушав доклад судьи Худиной М.И.,

установила:

исполняющий обязанности прокурора Бакчарского района Томской области Желнирович Г.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Бакчарский районный суд Томской области с требованиями (с учетом их уточнения) к ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области о возложении на Департамент по вопросам семьи и детей Томской области обязанности в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу выделить в необходимом объеме бюджетные средства для ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» для организации работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, оборудованию здания ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», расположенного по адресу: Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 50, эвакуационными выходами, а также зданий, расположенных по адресу: Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 52 и Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 50, системой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями законодательства; возложении на ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» обязанности в течении 3 месяцев с момента выделения денежных средств устранить нарушение требований пожарной безопасности, оборудовать здание расположенное по адресу: Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 50, эвакуационными выходами, оборудовать здания, расположенные по адресам: Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 52 и Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 50, системой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями законодательства.

В обоснование исковых требований указано, что в августе 2023 года в ходе проведения проверочных мероприятий, прокуратурой Бакчарского района Томской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки прокуратурой района вынесено представление об устранении нарушений, до настоящего времени ряд нарушений не устранен. Необеспечение здания системой пожарной сигнализации, а также соответствующими требованиям закона эвакуационными путями создает повышенную угрозу безопасности неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Цуркан Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме, представитель ответчика ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» Тысленок О.В. исковые требования не оспаривала.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Герман Е.С. просит решение суда первой инстанции отменить, приняв по делу новое решение без указания срока его исполнения.

В обоснование доводов жалобы указывает, что работы по устройству дополнительных эвакуационных выходов относятся к реконструкции здания. С учетом необходимости определения объема денежных средств на проектные работы и изыскания требуемой суммы, подготовки и проведения конкурсных процедур, исполнения контракта, сроки для устранения нарушений, установленные судом, являются неразумными и неисполнимыми.

Помощником прокурора Бакчарского района Томской области направлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 167, пунктом 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.

Положениями статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) определено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статье 37 Закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ)).

Статьей 3 названного закона определено, что правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, данный закон, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Закон № 69-ФЗ, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1 статьи 4 Закона № 123-ФЗ).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основными целями деятельности ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» являются осуществление мероприятий в сфере профилактики социального сиротства, предоставления социальных услуг детям, нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, обеспечение защиты их прав и законных интересов, в том числе права жить и воспитываться в семье, содействие в улучшении их социального статуса (пункт 2.1 устава ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района»).

В соответствии с пунктом 2.2. устава ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», задача по обеспечению охраны здоровья воспитанников, а также их прав и законных интересов, возлагается на ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района».

Учредителем ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» является Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.

В соответствии с пунктом 2 Положения о Департаменте по вопросам семьи и детей Томской области, утвержденного постановление Губернатора Томской области № 175 от 07.12.2012, целью деятельности Департамента по вопросам семьи и детей Томской области является эффективная реализация государственной политики по улучшению положения детей на территории Томской области.

В силу подпункта 25 пункта 9 указанного Положения для реализации указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения цели и задач Департамент по вопросам семьи и детей Томской области выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных областных государственных учреждений.

В августе 2023 года прокуратурой Бакчарского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», по результатам которой руководителю учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства здравоохранения об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о лицензировании, о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, трудового и санитарно-эпидемиологического законодательства.

11.09.2023 в прокуратуру района поступил ответ директора ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», согласно которому техническая документация на системы противопожарной защиты утеряна в 2005 году, заключен контракт на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт пожарной сигнализации двух жилых специализированных зданий ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», произведена замена контрольного прибора.

Вместе с тем по результатам проверки, проведенной прокуратурой района 07.03.2024 в порядке контроля исполнения требований прокурора, установлено, что ряд нарушений, отмеченных в представлении прокуратуры, не устранены.

Так, в корпусе здания ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», расположенном по адресу: Томская область, Бакчарский район, с. Бакчар, ул. Хомутского, 52, в нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила противопожарного режима), отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем.

В нарушение части 4 статьи 4, статей 5, 6, части 5 статьи 83 Закона № 123-ФЗ, автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.

Пожарный приемно-контрольный прибор не обеспечивает регистрацию события (неисправность) и переход в соответствующий режим работы в зависимости от принимаемых сигналов и тактики его работы. При снятии пожарного извещателя с опорного кольца (имитации обрыва цепи шлейфа) контрольно-приемный прибор сигнализирует о режиме «пожар», то есть прибор находится в режиме «Охранная тактика», при котором любое изменение сопротивления в цепи регистрируется как сигнал «пожар».

В нарушение требований пункта 5.14 СП 484.1311500.2020 при смежном расположении нескольких приборов, функциональных модулей и блока источника резервного питания не обеспечено горизонтальное и вертикальное расстояния между ними – не менее 50 мм.

В нарушение статей 5, 6, части 5 статьи 83 Закона № 123-ФЗ не обеспечен автоматический контроль линий связи между приборами пожарного управления оповещением и исполнительными устройствами системы, а именно: при размыкании контактов линии связи, а также при инициировании короткого замыкания, обрыва на световом табло «Выход», акустических системах прибор управления не информирует о нарушении целостности линии и коротком замыкании линии оповещения.

В нарушение требований пункта 5.17 СП 484.1311500.2020 не обеспечен автоматический контроль линий связи, а также при инициировании короткого замыкания, обрыва на световом табло «Выход», акустических системах прибор управления не информирует о нарушении целостности линии и коротком замыкании линии оповещения.

В нарушение подпункта «о» пункта 16, пункта 54 Правил противопожарного режима эксплуатация здания, систем противопожарной защиты осуществляется без проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке. На объекте защиты проведены изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности.

В нарушение требований части 2 статьи 91, части 4 статьи 103 Закона № 123-ФЗ, резервные источники питания систем противопожарной защиты не обеспечивают работу при отключении основного источника питания.

В нарушении требований части 4 статьи 145 Закона № 123-ФЗ, пункта 5.5 СП 484.1311500.2020 для ручного формирования тревожного сигнала системы пожарной сигнализации применено техническое средство, не имеющее соответствующего подтверждения соответствия.

В нарушение пункта 4.4.1 СП 1.13130.2020 для объекта защиты не разработаны и не реализованы меры пожарной безопасности, предусматривающие решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, менее нормативного значения – 0,78 м, вместо 1,35 м.

Учитывая, что требования истца ответчиками до текущего момента удовлетворены не были, прокуратура Бакчарского района обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что требования истца, носящие законный и обоснованный характера, ответчиком выполнены не были, а следовательно, правовой интерес неопределенного круга лиц, представляемый прокуратурой Бакчарского района, нуждается в правовой защите.

Судебная коллегия не усматривает оснований полагать иначе, учитывая, что деятельность ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» предполагает использование при ее осуществлении зданий и сооружений, отвечающих требованиям пожарной безопасности, техническое состояние и оснащенность которых будет обеспечивать сохранность жизни и здоровья воспитанников (пункт 43 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481).

При этом Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, являясь учредителем ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», одновременно осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в отношении такого учреждения (статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), то есть фактически является единственным источником денежных средств для ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», а следовательно, несет ответственность за финансирование соответствующих мероприятий (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В апелляционной жалобе Департамент по вопросам семьи и детей Томской области не оспаривает решение суда в части возложения на ответчиков соответствующих обязанностей по приведению систем противопожарной безопасности к надлежащему состоянию и финансированию этих мероприятий, однако полагает, что судом установлены неразумные сроки для исполнения обязанностей, возложенных на ответчиков, поскольку устройство дополнительных эвакуационных выходов относится к реконструкции здания, что, в свою очередь, предполагает выполнение процедуры, установленной распоряжением Администрации Томской области от 24.04.2013 №357-ра, включающей в себя подачу заявки в ОГКУ «Облстройзаказчик», осмотр здания последним с подготовкой технического задания на выполнение проектно-изыскательских работ с расчетом первоначальной стоимости данных работ, проведение конкурсных процедур и исполнение контракта. По мнению апеллянта, решение суда подлежит изменению в резолютивной части, - исключению сроков исполнения ответчиками обязанностей, установленных судом.

С данными доводами нельзя согласиться в силу следующего.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Отклоняя доводы жалобы о неразумности установленных судом сроков, судебная коллегия исходит из того, что приведенная апеллянтом аргументация не содержит в себе указания на конкретные обстоятельства, препятствующие финансированию соответствующих мероприятий в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а также расчет срока, в течение которого Департамент по вопросам семьи и детей Томской области будет способен исполнить предписания истца.

Вместе с тем проверка, в ходе которой были выявлены нарушения ответчиком правил противопожарной безопасности, состоялась в августе 2023 года, обращение прокурора с иском имело место 10.04.2024, при этом запрос с целью определения объема средств на разработку проектно-сметной документации, как указано в апелляционной жалобе, направлен Департаментом в адрес ОГКУ «Облстройзаказчик» только 09.04.2024.

Таким образом, при разумном и добросовестном исполнении своих обязанностей у ответчиков имеется возможность исполнить решение суда в установленные судом сроки.

Доказательств обратному не представлено. Более того, с момента вынесения судом решения до рассмотрения апелляционной жалобы прошло почти четыре месяца, за которые ответчики могли осуществить мероприятия, необходимые для финансирования мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности.

Кроме того, при невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бакчарского районного суда Томской области от 21.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента по вопросам семьи и детей Томской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного текста апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированный текст определения изготовлен 01.10.2024.

33-3529/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Бакчарского района Томской области
Ответчики
ОГКУ "Центр помощи детям,оставшимся без попечения родителей Бакчарского района"
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области(ж)
Суд
Томский областной суд
Судья
Худина Маргарита Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.tms.sudrf.ru
27.08.2024Передача дела судье
18.09.2024Судебное заседание
02.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2024Передано в экспедицию
18.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее