Председательствующий: Щеглаков Г.Г. |
Дело № 33-7379/2023 № 2-302/2023 55RS0021-01-2023-000365-23 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Омск |
«6» декабря 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Чернышевой И.В.,
судей Неделько О.С., Григорец Т.К.,
при секретаре Колбасовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Муромцевского муниципального района Омской области – Губкина И.Ю., по апелляционному представлению и.о. Омского межрайонного природоохранного прокурора Золотарева Е.Е. на решение Муромцевского районного суда Омской области от 11.09.2023, которым постановлено:
«Заявленные Омским межрайонным природоохранным прокурором к ответчику Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, исковые требования удовлетворить.
- Обязать МУП «Водоканал» обратиться в Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу с документами, необходимым для получения права пользования участком недр, оформленными в соответствии с п. 3 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии, утвержденного приказом Минприроды России от 21.12.2020 № 1092, либо в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области с заявкой, соответствующей требованиям п. 9 Порядка предоставления права пользования участками недр и пользования ими на территории Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 25.03.2008 №28-п для получения права пользования участком недр либо участков недр для добычи подземных вод из скважин, расположенных в Муромцевском муниципальном районе Омской области, закрепленных за МУП «Водоканал» на праве хозяйственной деятельности;
Обязать МУП «Водоканал», Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области оборудовать приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод скважин для добычи подземных вод, расположенные в Муромцевском муниципальном районе Омкой области и закрепленные за МУП «Водоканал» на праве хозяйственной деятельности.
Взыскать с МУП «Водоканал» в доход бюджета Муромцевского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей».
Заслушав доклад судьи Неделько О.С., судебная коллегия Омского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области об устранении нарушений водного законодательства, законодательства о недрах, санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения водного законодательства, законодательства о недрах, санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, установлено, что МУП «Водоканал» с 01.01.2021 по настоящее время осуществляет подачу питьевой воды населению районного поселка Муромцево, сел: <...>, а также деревень: <...>. Забор воды осуществляется из 98 скважин для добычи подземных вод. При этом МУП «Водоканал» не приняло мер для получения лицензии на право пользования участком недр либо участками недр для добычи подземных вод, предприятие с <...> по настоящее время осуществляет добычу подземной воды из скважин без соответствующего разрешения. Кроме того, все водозаборы подземных вод, эксплуатируемые МУП «Водоканал», не оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод, в хозяйственное ведение скважины переданы без указанных приборов и устройств. На основании изложенного, Омский межрайонный природоохранный прокурор просил суд: обязать МУП «Водоканал» обратиться в департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу с документами, необходимым для получения права пользования участком недр, оформленными в соответствии с п. 3 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии, утвержденного приказом Минприроды России от 21.12.2020 № 1092, либо в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области с заявкой, соответствующей требованиям п. 9 Порядка предоставления права пользования участками недр и пользования ими на территории Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 25.03.2008 № 28-п для получения права пользования участком недр либо участков недр для добычи подземных вод из скважин, расположенных в Муромцевском муниципальном районе Омской области, закрепленных за МУП «Водоканал» на праве хозяйственной деятельности; обязать МУП «Водоканал», Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области оборудовать приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод скважины для добычи подземных вод, расположенные в Муромцевском муниципальном районе Омкой области и закрепленные за
МУП «Водоканал» на праве хозяйственной деятельности. Взыскать государственную пошлину с ответчика.
В судебном заседании прокурор Муромцевского района Омской области Ерофеев Д.С. требования, заявленные Омским межрайонным природоохранным прокурором, поддержал в полном объеме.
В судебное заседание представители МУП «Водоканал», Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, Министерство природных ресурсов Омской области, департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, при этом в представленном заявлении МУП «Водоканал» исковые требования признал в полном объеме (том 2 л.д. 152), в представленных возражениях на исковое заявление Администрация Муромцевского муниципального района Омской области полагала, что исковые требования заявленные к ней удовлетворению не подлежит, ввиду того, что надлежащим ответчиком является МУП «Водоканал», а в случае удовлетворения требований считала необходимым установить срок исполнения решения до 01.08.2024.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю. просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о возложении на Администрации Муромцевского муниципального района Омской области обязанности оборудовать приборами учета объёма добычи подземных вод и устройствами для измерений уровней подземных вод скважин для добычи подземных вод, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, с удовлетворением исковых требований к МУП «Водоканал» с установлением срока для исполнения решения до 01.08.2024. В обоснование указывает, что
МУП «Водоканал» скважины переданы на праве хозяйственного ведения, в связи с этим полагает, что именно на него должна быть возложена обязанность по оборудованию приборами учета объёма добычи подземных вод и устройствами для измерений уровней подземных вод скважин для добычи подземных вод, как на законного владельца.
В апелляционном представлении и.о. Омский межрайонный прокурор Золотарев Е.Е. просит решение суда изменить в части не указания мест нахождения скважин для добычи подземных вод, в отношении которых необходимо исполнить, возложенные на
МУП «Водоканал», Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области обязанности, не установления срока, в течение которого решение должно быть исполнено. В обоснование указывает, что, обязывая ответчиков совершить определённые действия, суд первой инстанции не указал в отношении какого имущества должны быть совершены действия и не установил срок исполнения решения.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Омский межрайонный природоохранный прокурор просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании прокурор Данилова А.А. доводы апелляционного представления поддержала в полном объеме, полагая разумным срок для исполнения решения суда до 01.08.2024, при это указала на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области, в части доводов об отсутствии оснований для возложения на нее указанных в решении суда обязанностей.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, извещены надлежащим образом, что в соответствии с ч. 1 ст. 327, ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела по апелляционным жалобе и представлению.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1
ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, возражений на апелляционную жалобу, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями пункту 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что согласно выпискам из ЕГРН собственником, рассматриваемых объектов недвижимости (скважин), является Муромцевский муниципальный район Омской области (том 2 л.д. 14-111).
Постановлением Администрации Муромцевского муниципального района Омской области № 240-п от 05.10.2020 создано муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области (далее – МУП «Водоканал») (том 2 л.д. 117).
Согласно уставу (том 2 л.д. 153-169) МУП «Водоканал» является коммерческой организацией и несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерацией, за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, потребителями, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами (п. 1.5).
Согласно п. 1.2. учредителем МУП «Водоканал» является муниципальное образование – Муромцевский муниципальный район Омской области в лице Администрации Муромцевского муниципального района Омской области. Функции и полномочия учредителя муниципального предприятия осуществляет отраслевой орган Комитет экономики и управления муниципальной собственностью Администрации Муромцевского Муниципального района Омкой области. Собственником имущества предприятия является муниципальное образование Муромцевский муниципальный район.
Договором № <...> от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружение – водозаборная скважина, кадастровый № <...>, расположенная: <...> (том 1 л.д. 101-104).
Договором № <...> от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважины, с кадастровыми номерами № <...> расположенные: <...> (том 1 л.д. 105-108).
Договором № <...> от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружение – скважина, расположенная по адресу: <...> (том 1 л.д. 109-112).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружение – скважина, с кадастровым номером № <...> расположенная: <...> (том 1
л.д. 113-116).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружение – скважина, с кадастровым номером № <...>, расположенная по адресу: <...> (том 1 л.д. 117-123).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважина, с кадастровым номером № <...>, расположенная: <...>, скважина, расположенная: Омская область, <...> (том 1 л.д. 124-129).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважина, расположенная: Омская область, <...>, 576 м от <...>, скважина, расположенная: Омская область, <...>,
<...>, скважина, расположенная: <...>, скважины, расположенные: <...> до
<...>. (том 1 л.д. 130-135).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважины, расположенные: <...> скважины, расположенные: Омская область, <...>, д. Алексеевка (Рязанское сельское поселение): <...>,
<...>; скважина, с кадастровым номером № <...>, расположенная: <...>; скважина с кадастровым номером № <...>, расположенная: <...>
<...>, скважина с кадастровым номером № <...>, расположенная: <...>; скважина, расположенная: <...>; скважины, расположенные: Омская область, <...>,
<...> (том 1 л.д. 136-141).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважины, расположенные: <...>; <...>,
<...>; скважины, расположенные: <...>, скважина, расположенная: <...>,
<...> (том 1 л.д. 142-147).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважины, расположенные: Омская область, <...>: <...>,
<...>А, скважины, расположенные: Омская область, <...>,
<...>А, скважина, расположенная: <...> (том 1 л.д. 148-154)
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважина, расположенная: <...>,
<...>; скважина, расположенная: <...>; скважины, расположенные: <...> (том 1 л.д. 155 -160).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважины, расположенные: Омская область, <...>,
<...>В и <...>Б, <...>В и <...>Б, скважина, расположенная: Омская область, <...>,
<...> (том 1 л.д.161 – 166).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважины, расположенные: Омская область, <...>,
<...>, скважина, расположенная: <...>, скважина, расположенная: Омская область, <...>,
<...>, скважина, расположенная: <...> (том 1 л.д. 167-172).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважина, расположенная: <...>, скважина, расположенная: <...>-1 (том 1 л.д. 173-178)
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважины, расположенные: <...>; скважины, расположенные: <...> (том 1 л.д. 179-184).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважины, расположенные: <...>,
<...>, скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, расположенные: <...>, скважина, расположенная: <...>,
<...> (том 1 л.д. 185-190)
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, расположенные: <...> (том 1 л.д.191-195).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважина, расположенная: Омская область, <...>, д. Танатово, <...>,
<...>; скважины, расположенные, <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...> и 55:14:220204:611) и
<...>Г (скважина с кадастровым номером № <...>),
<...>; скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, расположенные: <...> (том 1 л.д. 196-203).
Договором № <...>хв от <...> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» Муромцевского муниципального района Омской области, согласно которому
МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество – сооружения – скважины, расположенные: Омская область, <...>, р.<...>: <...>; <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, договор № <...>хв от <...>); <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...> и № <...>); <...> (скважина с кадастровым номером № <...>); <...>; <...>,
<...>, скважина, расположенная: Омская область, <...>
(том 1 л.д. 204-211).
Таким образом МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения на основании договоров, заключенных с Комитетом экономики и управления муниципальной собственностью Администрации <...> Омкой области, передано 98 рассматриваемых объектов.
На основании решения № <...> от 12.04.2023 Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства, законодательства о недрах, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам за 2022-2023 г.г. (том 1 л.д. 64).
Из объяснений директора МУП «Водоканал» Кузьмина Н.Н., следует, что МУП «Водоканал» с 01.01.2021 осуществляет подачу питьевой воды населению Муромцевского района, подача воды производится из <...> и скважин для добычи подземных вод.
МУП «Водоканал» осуществляет подачу питьевой воды населению районного поселка Муромцево, в селах: <...>. Забор воды осуществляется из 98 скважин для добычи подземных вод, переданных предприятию на праве хозяйственного ведения. На всех водозаборах подземных вод эксплуатационные скважины не оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод, при этом согласование с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов об отсутствии технической возможности их установки предприятием не получено. Оборудование для добычи подземных вод передано на праве хозяйственного ведения без приборов учета количества забранной воды. Лицензия на право пользования недрами с целью добычи подземных вод не получена по причине отсутствия финансовой возможности (том 1 л.д. 66-84).
По результатам проведенной проверки МУП «Водоканал» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (том 1 л.д. 213 -220).
Согласно ответу по результатам рассмотрения представления МУП «Водоканал» разработан план мероприятий, направленных на получение лицензий на право пользования недрами с целью забора подземных вод из скважин, расположенных на территории Муромцевского района. Должностным лицам организации указано на проведение дальнейшей работы по оборудованию эксплуатационных и резервных скважин на водозаборах подземных вод приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод (том 1, л.д. 212).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что непринятие мер для получения лицензии на право пользования участками недр нарушает требования законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в связи с этим пришел к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора о возложении обязанности на МУП «Водоканал» обратиться за получением права пользования участком недр. Кроме того, пришел к выводу о возложении обязанности на
МУП «Водоканал», Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области оборудовать приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод скважин для добычи подземных вод переданных предприятию на праве хозяйственного ведения.
Решение суда в части наличия оснований для возложения на МУП «Водоканал» обязанности обратиться в установленном законом порядке за получением права пользования участком недр либо участками недр для добычи подземных вод из скважин сторонами не обжаловалось, в связи с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ проверке судебной коллегией в данной части решение не подлежит.
Оценивая доводы апелляционной жалобы Администрации Муромцевского муниципального района Омской области относительно возложения на нее наряду с МУП «Водоканал» обязанности оборудовать приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод скважины для добычи подземных вод, расположенные в Муромцевском муниципальном районе Омкой области и закрепленные за
МУП «Водоканал» на праве хозяйственной деятельности, судебная коллегия состоятельными их признать не может в силу следующего.
Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (ч. 3 ст. 43 ВК РФ).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Согласно п.п. 4, 5 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах недропользователь обязан обеспечить предоставление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
Необходимость ведения учета объема добычи подземных вод предусмотрена Правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94.
Согласно п. 8 вышеуказанных правил, для наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод.
Запрещается добыча подземных вод устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными устройствами (счетчиками, расходомерами), которыми должны быть оборудованы все выпуски, в том числе аварийные (п. 15 Правил).
Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, согласно пунктом 3 которого предусмотрено, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании п. 1 ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ права собственника от имени муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1).
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 2).
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).
В силу ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно положениями ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (п. 1). Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (п. 2).
В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Из положений ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно положениям ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное унитарное предприятие, не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, вправе распорядиться этим имуществом в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
В силу ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия среди прочего: определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия; утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчеты унитарного предприятия; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок; имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
При этом из п. 1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» следует, что крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда государственного или муниципального предприятия либо балансовой стоимости активов казенного предприятия, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2).
Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 названного закона следует, что к вопросам местного значения относятся в том числе, и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.
Поскольку в обязанность органа местного самоуправления в том числе в ходит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в которые включен в том числе вопрос водоснабжения населения, при этом в силу положений указанного выше правового регулирования эксплуатация скважин не оборудованных измерительными устройствами (счетчиками, расходомерами) не допускается, то на администрацию как собственника обоснованно возложена обязанность по обеспечению скважин приборами учета совместно с МУП «Водоканал» которому скважины переданы на праве хозяйственной деятельности.
При этом коллегия, помимо приведенных выше обстоятельств учитывает, что уставной капитал МУП «Водоконал» составляет 400 000 рублей, и сделка по приобретению приборов учета и измерения и установки их на скважины будет являться крупной (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ), которая при отсутствии согласия собственника совершены быть не может, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Вместе с тем, судебная коллегия, оценивая доводы апелляционной жалобы о необходимости установления срока необходимого для исполнения решения, а также доводы апелляционного представления, приведенные выше, приходит к выводу о том, что указанные доводы заслуживают внимания.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В статье 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права, как принуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе должна быть указана резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Исходя из приведенного правового регулирования и ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, характера заявленных к ответчикам требований о возложении обязанности совершить определённые действия и учитывая установленные фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку в резолютивной и мотивировочной части решения суда первой инстанции не указаны объекты в отношение которых суд возложил обязанность по совершению определенных действий, то судебная коллегия полагает необходимым решение суда в указанной части изменить, указать, что возложенные решением Муромцевского районного суда Омской области от 11.09.2023 на МУП «Водоканал», Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области обязанности подлежат исполнению в отношении скважин для добычи подземных вод, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал» на основании договоров, заключенных Муромцевским муниципальным районом Омской области в лице Комитета экономики и управления муниципальной собственностью Администрации Муромцевского муниципального района Омской области с МУП «Водоканал» и расположенных:
- <...>: <...>А, (скважина с кадастровым номером № <...>, договоры № <...>хв от <...>, № <...>хв от 23.12.2022); <...> (договор № <...>хв от <...>); <...>А (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...>А и <...>А (договор № <...>хв от <...>); <...>А, (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договором № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
<...>А (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...>А (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...>В и <...>Б (договор
№ <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...> и <...> (договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор
№ <...>хв от <...>); <...>В и <...>Б (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договором № <...>хв от <...>);
- <...> метров (договор № <...>хв от <...>);
- <...>А (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор
№ <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор
№ <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, договор № <...>хв от <...>);
- <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...>, № <...> и № <...>, договор № № <...> от 28.10.2020) и <...> (скважина с кадастровым номером № <...>, договор № № <...> от 28.10.2020); <...> (договор № 57хв от 28.10.2020);
<...> и <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>А (скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, договор № <...>хв от <...>);
- <...>А (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор
№ <...>хв от <...>);
- <...> (Рязанское сельское поселение):
<...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: скважина с кадастровым номером № <...> (договор № <...>хв от <...>); <...>,
<...> (скважина с кадастровым номером № <...>, договор
№ <...>хв от <...>); <...>А (скважина с кадастровым номером <...>, договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (Пореченское сельское поселение):
<...>А и <...>А (договор № <...>хв от <...>);
<...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- р.<...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...>А (скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, договор № <...>хв от <...>); <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...> и № <...>, договор № <...>хв от <...>); <...> (скважина с кадастровым номером № <...>, договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
<...> (договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>А (договор № <...>хв от <...>);
- <...>Б (договор № <...>хв от <...>).
Кром того, в соответствии со ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Согласно ч. 2 данной статьи, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, удовлетворяя требование о возложении обязанностей совершить определенные действия, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.
При установлении указанного срока, суду надлежит учитывать возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд первой инстанции исходя из мотивировочной части решения придя к выводу о необходимости установления срока для исполнения обязанностей, фактически, как следует из резолютивной части решения, в нарушение положений ст.ст. 198, 206 ГПК РФ его не установил.
При определении срока, в течение которого обязанности по получению права пользования на пользование недрами для добычи поземных вод, а также по оборудованию приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод рассматриваемых скважин для добычи подземных вод, судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, учитывая конкретные обстоятельства дела, процессуальную позицию сторон по данному вопросу, изложенную как в суде первой, так и второй инстанций, возможности ответчиков по исполнению возложенных на них обязанностей, с учетом степени затруднительности исполнения судебного акта вызванного большим объемом подлежащих исполнению обязанностей (в отношении 98 скважин приведенных выше), времени необходимого для совершения возложенных на ответчиков обязанностей, необходимости защиты нарушенных прав, полагает необходимым установить срок исполнения возложенных обязанностей на ответчиков обязанностей до <...>, полагая указанный срок разумным и достаточным.
Следует отметить, что установление подобного рода обстоятельств является прерогативой суда, рассматривающего дело, который в силу присущих ему дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешает дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда на основании ст. 330 ГПК РФ, в части отсутствия указания мест нахождения скважин для добычи подземных вод, в отношении которых необходимо исполнить, возложенные на МУП «Водоканал», Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области обязанности, не установления срока, в течение которого решение должно быть исполнено, с указанием мест нахождения скважин и установлением срока необходимого для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Муромцевского районного суда Омской области от <...> изменить в части не указания мест нахождения скважин для добычи подземных вод, в отношении которых необходимо исполнить, возложенные на МУП «Водоканал», Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области обязанности, не установления срока, в течение которого решение должно быть исполнено.
Указать, что возложенные решением Муромцевского районного суда Омской области от <...> на МУП «Водоканал»
(ОГРН № <...>), Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области (ОГРН № <...>) обязанности подлежат исполнению в отношении скважин для добычи подземных вод, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал» на основании договоров, заключенных Муромцевским муниципальным районом Омской области в лице Комитета экономики и управления муниципальной собственностью Администрации Муромцевского муниципального района Омской области с МУП «Водоканал» и расположенных:
- <...>: <...>А, (скважина с кадастровым номером № <...>, договоры № <...>хв от <...>, № <...>хв от <...>); <...>А (договор № <...>хв от <...>); <...>А (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...>-1 (договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...>А (договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>); <...>А, (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договором № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
<...>А (договор № <...>хв от <...>);
- <...>Б (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...>А (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор
№ <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...>Б и <...>А (договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор
№ <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договором № <...>хв от <...>);
- <...> от <...> метров (договор № <...>хв от <...>);
- <...>А (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...>Б и <...>В (договор
№ <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор
№ <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (договор № <...>хв от <...>); <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, договор № <...>хв от <...>);
- <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, договор № <...>хв от <...>);
- <...>: <...> (скважины с кадастровыми номерами № <...>, № <...> и № <...>, договор № <...>хв от <...>) и <...> (скважина с кадастровым номером № <...>, договор № <...>хв от <...>); <...> (договор № <...>хв от <...>);
<...> (договор № <...>хв от <...>);
- <...>░ (░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № <...> ░ № <...>, ░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
- <...>░ (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
- <...> (░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № <...> ░ № <...>, ░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
- <...>: <...> (░░░░░░░
№ <...>░░ ░░ <...>);
- <...> (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░):
<...>░, <...>░ ░ <...>░ (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
- <...>: ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...> (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>); <...>,
<...>░ (░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...>, ░░░░░░░
№ <...>░░ ░░ <...>); <...> (░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...>, ░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
- <...> (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
- <...> (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
- <...>: <...> ░ <...>░ (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
- <...> (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░):
<...>░ ░ <...>░ (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
<...> (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
- <...> (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
- ░.<...>: <...> (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>); <...>░ (░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № <...> ░ № <...>, ░░░░░░░ № 56░░ ░░ 28.10.2020); ░░. ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № <...>, № <...>, № <...> ░ № <...>, ░░░░░░░ № 56░░ ░░ 28.10.2020); ░░. ░░░░ (░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...>, ░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>); <...>░ ░ <...>░ (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>); <...>░ (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
<...>░ (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>); <...> (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
- <...>░ (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>);
- <...>░ (░░░░░░░ № <...>░░ ░░ <...>).
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░
░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <...>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <...>.