Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2021 года
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******
в производстве Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., при секретаре Калистратовой Н.А., с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилищной субсидии, оспаривании решения в части расчета жилищной субсидии, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать за ним право на получение субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), исходя из норматива предоставления жилищной субсидии на одного человека в размере 33 кв.м., признать незаконным и отменить решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ в части расчета, размера и выплаты положенной ему жилищной субсидии, обязать ответчика произвести перерасчет и выплату причитающейся ему жилищной субсидии в 3439210 руб. 22 коп.
В обоснование иска указано, что ФИО1 проходил службу в военном комиссариате <адрес>. По достижении предельного возраста пребывания на военной службе был уволен приказом командующего войсками Сибирского военного округа № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, с выслугой 26 лет 7 месяцев 26 дней. Верховным Судом РФ за ФИО1 признано право на обеспечение жилищной субсидией составом семьи 1 человек, установленной законом нормой обеспеченности 33 кв.м. Решением ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ истцу была предоставлена жилищная субсидия в размере 974325 руб. 28 коп., норматив общей площади жилого помещения определен 7,70 кв.м., коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы установлен 2,750. При произведении расчета по перечислению ФИО1 жилищной субсидии ответчиком учтено 25,3 кв.м. в качестве жилой площади, на которую военнослужащий и члены его семьи реализовали право в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФЗ «О статусе военнослужащих». При уменьшении размера жилищной субсидии ответчиком учтено жилое помещение в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, 7 мкр, <адрес>, общей площадью 50,6 кв.м., предоставленной на основании ордера № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным комитетом Новоалтайского Совета народных депутатов <адрес> на состав семьи 2 человека. Вместе с тем, указанное жилое помещение было предоставлено ему на состав семьи из двух человек: его и бывшую жену ФИО5 После рождения в семьи истца двоих детей, 1988 и 1989 года рождения, в порядке обмена семья истца в составе 4 человек вселилась в трехкомнатную квартиру, общей площадью 60,9 кв.м., в том числе жилой 38,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, 7 мкр, <адрес>. В 2001 г. занимаемое жилое помещение было передано в собственность жены и детей истца в порядке приватизации, ФИО1 от участия в приватизации отказался. ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО1 и ФИО6 расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ истец снят с регистрационного учета по указанному адресу и с ДД.ММ.ГГГГ в нем не проживает. Иного жилья для постоянного пользования не имеет. Истец полагает о незаконности указанного решения жилищного органа, поскольку он имеет безусловное право на получение жилищной субсидии, так как ранее не обеспечивался жильем от военного ведомства. Принцип однократности в данном случае не применим в виду того, что жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы жилым помещением не обеспечивался. В соответствии с п. 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******, на одного человека предусмотрена жилищная субсидия, исходя из норматива 33 кв.м. на одиноко проживающего человека. В связи с чем он должен быть обеспечен жилищной субсидией согласно приведенному в иске расчету в размере 4413535 руб. 50 коп.
Истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в судебном заседании заявил его представитель.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 заявленные исковые требования поддержал, в обоснование которых привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Тарасов И.В. иск не признал, в удовлетворении заявленных требований просит отказать. В обоснование возражений по иску указал, что расчет предоставленной истцу жилищной субсидии произведен правильно. Ранее предоставленное ФИО1 в связи с прохождением военной службы жилое помещение подлежит учету в размере приходящейся на истца доли при осуществлении расчета жилищной субсидии.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, об отложении слушания по делу не заявил, возражений по иску не представил.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представил письменный отзыв по иску, в котором указал на несогласие с заявленными исковыми требованиями. Вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации, регулирует Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденный Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** (далее – Порядок). В соответствии с п. 7 Порядка решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (в данном случае ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации) в закрепленное за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации. Таким образом, Управление в силу возложенных на него полномочий производит перечисление жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей на основании документов, указанных в пункте 7 Порядка, полученных от федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Управление какими-либо дискреционными полномочиями в вопросе принятия решения о предоставлении жилищной субсидии не обладает, действует в пределах своей компетенции только в качестве исполнителя финансовых обязательств Министерства обороны Российской Федерации. Просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке, против чего представители сторон не возражали.
Заслушав представителей сторон, изучив письменные доказательства и материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок предоставления жилищной субсидии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно ч. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Судом установлено, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы приказом командующего войсками Сибирского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. С ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава военного комиссариата <адрес> всех видов обеспечения и направлен на учёт в объединенный военный комиссариата <адрес> края.
По представленным в материалы дела сведениям, а также учетным материалам, решением Новоалтайского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ****** за ФИО1 признано право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в <адрес>. Признано незаконным и отменено решение территориального отделения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях. На ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» возложена обязанность по восстановлению ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях в избранном им постоянном месте жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ
Вступившим в законную силу определением Новоалтайского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, разъяснен абзац второй решения Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 имеет право на предоставление жилищной субсидии в соответствии со ст. 3 п. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», порядок расчета которой установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** отменено ранее принятое решение об отказе в принятии ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на соответствующий учет.
Вместе с тем, решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО1 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с обеспеченностью жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы и утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование принятого решения указано, что ФИО1 был восстановлен в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми на основании договора социального найма, с датой принятия на учет: ДД.ММ.ГГГГ по решению Новоалтайского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Военнослужащий ФИО1, улучшив свои жилищные условия путем обмена, вселен в жилое помещение по адресу: <адрес>, 7-й микрорайон, <адрес> на основании ордера № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на состав семьи 4 человека (ФИО1, супруга ФИО5, сын ФИО7, дочь ФИО8). ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес>, 7-й микрорайон, <адрес> была приватизирована ФИО6 в размере 2/4 доли в праве общей собственности с ФИО7 в размере 1/4 доли и ФИО7 в размере 1/4 доли, на основании договора № ****** от ДД.ММ.ГГГГ на передачу жилого помещения в собственность граждан. ФИО1 от права приватизации в указанной квартире отказался в пользу совей жены ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ брак между супругами ФИО1 и ФИО6 расторгнут, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, не приняв должных мер к выделению причитающейся ему доли, разделу или обмену жилого помещения и сдаче его соответствующему жилищному органу. Сумма квадратных метров на одного члена семьи ФИО9 с составом семьи 4 человека в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, 7-й микрорайон, <адрес> составляет: 38,9 кв.м. : 4 чел. = 9,73 кв.м. (жилой площади квартиры). Поскольку действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащим в избранном месте жительства после увольнения с военной службы, ранее обеспеченного военным ведомством по установленным нормам в избранном месте жительства жилого помещения и ухудшившего свои жилищные условия, как в данном случае в результате отказа ФИО1 от приватизации и снятии с регистрационного учета в квартире по адресу: <адрес>, 7-й микрорайон, <адрес>.
Решением, изложенным в письме начальника отделения ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № ******, ФИО1 в восстановлении на учете отказано в силу того, что в период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обеспечивался жилым помещением, которое ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению было предметом договора обмена на трехкомнатную квартиру, впоследствии приватизированную (в 2001 году) членами семьи ФИО1 (супругой, сыном, дочерью).
Считая названное выше решение неправильным, ФИО1 обратился в суд с административным иском к отделению, начальнику отделения, ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ о признании его незаконным, возложении обязанности включить его в реестр нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что вступившим в законную силу судебным актом за ним признано право на получение жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, которое поставлено под сомнение неправомерными действиями административного ответчика.
Решением Новоалтайского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ отменены решение Новоалтайского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ Принято по делу новое решение, которым признан незаконным отказ ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ (территориального отделение <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ в восстановлении ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Возложена на ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ (территориальное отделение <адрес>) обязанность восстановить ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ (территориального отделение <адрес>) № ****** от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, ФИО1 восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с ДД.ММ.ГГГГ, в качестве очередника по избранному месту жительства – <адрес>.
Таким образом, судом установлено право истца на жилищное обеспечение в избранном после увольнения с военной службы месте жительства посредством предоставления жилищной субсидии.
Решением ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ истцу была предоставлена жилищная субсидия в размере 974 325 руб. 28 коп., рассчитанная, исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 7,70 кв.м., коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы установлен 2,750.
Истец не согласен с порядком расчета и размером предоставленной ему жилищной субсидии и оспаривает принятое ответчиком решение в данной части, заявляя о праве на получение жилищной субсидии, исходя из норматива предоставления жилищной субсидии на одного человека в размере 33 кв.м.
В соответствии с п. 4 ст. 15.1 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
Норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии определен Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим-гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденными Постановлением Правительства РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила).
Как следует из п. 1 Правил, настоящие Правила определяют порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) (далее - военнослужащие), и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее - субсидия).
В силу п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по следующей формуле: Р = H * C * Kc, где:
Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3 - 6 настоящих Правил;
С - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Kc - поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящих Правил.
На основании п. 3 Правил норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 33 кв. метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего военнослужащего.
Как следует из п. 4 Правил норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается:
на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Ответчиком при определении норматива общей площади жилого помещения, из которого надлежало осуществлять расчет субсидии, учтена общая площадь жилого помещения (квартиры), на которое военнослужащий и члены его семьи реализовали право в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О статусе военнослужащих» (Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О статусе военнослужащих»), в размере 25,3 кв.м.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, данная площадь принята во внимание, исходя из того, что в период прохождения военной службы ФИО1 установленным на момент предоставления жилого помещения порядком, в связи с прохождением военной службы был обеспечен жилым помещением на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № ****** в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, 7 мкр, <адрес>, общей площадью 50,6 кв.м. Указанное жилое помещение было предоставлено истцу на состав семьи 2 человека, с учетом его супруги. В связи с тем, что ФИО1 обеспечивался указанным жилым помещением, как военнослужащий, проходящий службу в ОВК <адрес>, что подтверждается выданной администрацией <адрес> справкой от ДД.ММ.ГГГГ № ******, то за ФИО1 при расчете жилищной субсидии учтена доля жилого помещения в размере 25,3 кв.м. (50,6/2).
В силу ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
При этом подпунктом "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, определено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Какой-либо срок, по истечении которого данное положение не подлежит применению, законом не предусмотрен, указанные положения закона подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».
Системный анализ положений статей 51, 52 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что бесплатная передача жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов в собственность граждан может иметь место лишь один раз, а при повторном предоставлении жилых помещений ранее предоставленное жилое помещение подлежит сдаче или соответствующему учету с уменьшением размера предоставляемого помещения либо норматива, применяемого при расчете жилищной субсидии.
Доводы об обратном противоречат п. 1 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о том, что для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, п. 1 и 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 названного Федерального закона, устанавливающим единую норму предоставления площади жилого помещения, предоставляемого как в собственность бесплатно, так и по договору социального найма, а также обязывающим жилищные органы военного ведомства учитывать нормы Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии военнослужащих и членов их семей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений лицам, состоящим на указанном учете.
Именно такое толкование закона соответствует принципу недопустимости необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет средств федерального бюджета, который вытекает из правовой позиции, неоднократно высказанной в судебных определениях Конституционного Суда Российской Федерации, в частности от ДД.ММ.ГГГГ N 890-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1267-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1949-О и N 1952-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2515-О и др.
Отказ истца от права на причитающуюся ему жилую площадь в ранее предоставленном в период прохождения военной службы жилом помещении, не порождает обязанности государства повторно обеспечить его жилым помещением без учета ранее предоставленного на безвозмездной основе жилья, в том числе по истечении пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суд пришел к выводу о неправомерности действий ответчика по уменьшению норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 3 вышеуказанных Правил, для расчета размера субсидии, исходя из 1/2 доли площади ранее предоставленного истцу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, 7 мкр, <адрес>.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, отражено в приведенном выше решении ответчика № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации <адрес>. По заявлению истца об обмене жилой площади, на основании решения жилищной комиссии Новоалтайского агентства муниципального предприятия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении указанного жилого помещения, с согласия наймодателя и совместно проживающих с нанимателем лиц, принимая во внимание увеличение состава семьи истца, и с целью улучшения жилищных условий ФИО1 произведен обмен на жилое помещение большей площадью, расположенное по адресу: <адрес>, мкр. 7. <адрес>, общей площадью 61,7 кв.м., из них жилой 38,8 кв.м.
При этом на данное жилое помещение ФИО1 был выдан ордер № ****** от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из четырех человек.
ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была передана в общую долевую собственность супруги истца ФИО6 (2/4 доли), детей: ФИО7 (1/4 доля), ФИО7 (1/4 доля) в порядке приватизации по договору № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 от права участия в приватизации жилого помещения отказался.
ДД.ММ.ГГГГ брак между супругами ФИО1 и ФИО6 расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, мкр. 7, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец выехал из указанного жилого помещения. Сведений о мерах, принятых к выделу причитающейся в его пользование доли жилого помещения, реализации права пользования им истцом не представлено.
Таким образом, суд пришел к выводу, что размер доли причитающейся истцу общей площади жилого помещения, в отношении которого он ранее приобрел право пользования в период прохождения военной службы, подлежит определению, исходя из площади занимаемого по адресу: <адрес>, мкр. 7. <адрес> жилого помещения, а также с учетом состава семьи на момент реализации соответствующего права. То есть причитающаяся истцу доля общей площади жилого помещения составляет 15,43 кв.м. (61,7 кв.м. : 4).
Следовательно, уменьшение норматива общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии на больший размер является неправомерным, основания для учета площади в размере 25,3 кв.м. отсутствуют. В связи с чем истец в праве рассчитывать на предоставление жилищной субсидии, исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 17,57 кв.м. (33 кв.м. – 15,43 кв.м.).
С учетом изложенного, в данной части заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Вопреки приведенным представителем ответчика доводам, отсутствие при обращении в суд самостоятельных требований об оспаривании решения о снятии с учета истца не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, так как принятие решения о снятии с учета было обусловлено оспариваемым решением о выплате ФИО1 субсидии в рассчитанном ответчиком размере.
Кроме того, при удовлетворении заявленных требований и исполнении решения суда ответчик вправе самостоятельно разрешить вопрос о восстановлении на учете либо разрешить вопрос о выплате субсидии в полном размере на основании решения суда.
В связи с тем, что размер жилищной субсидии должен быть рассчитан с учетом вышеизложенных обстоятельств, возложение судом на ответчика обязанности произвести перерасчет и осуществить выплату жилищной субсидии, исходя из приведенного норматива, основано на законе, является способом устранения нарушенного права.
Снятие ФИО1 с учета нуждающихся в получении жилых помещений вызвано фактом предоставления ему жилищной субсидии. Приведенным выше Порядком предоставления субсидии прямо установлено, что после перечисления субсидии на счет военнослужащего уполномоченный орган в течение трех дней принимает решение о снятии военнослужащего с учета. При этом, поскольку установлено, что решение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным в части установления размера, факт снятия в настоящее время ФИО1 с учета не является обстоятельством, исключающим возможность устранения нарушения его прав на основании судебного акта. При осуществлении действий по восстановлению нарушенных прав истца расчет размера невыплаченной части жилищной субсидии подлежит выполнению ответчиком самостоятельно в соответствии с предоставленными полномочиями.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Иск удовлетворить частично.
Признать право ФИО1 право на получение субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), исходя из норматива предоставления жилищной субсидии в размере 17,57 кв.м.
Признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ в части размера предоставленной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) ФИО1.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации произвести перерасчет жилищной субсидии и принять решение о выплате ФИО1 жилищной субсидии по установленным нормам, исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 17,57 кв.м., с учетом ранее выплаченной ему суммы жилищной субсидии.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Екатеринбург Свердловской области.
Судья Н.А. Бабкина