Решение по делу № 2а-1678/2021 от 10.12.2020

Дело № 2а-1678/2021

45RS0026-01-2020-015157-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2021 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Петровой М.В.,

при секретаре Суржиковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никифоровой Натальи Владимировны к ИФНС России по г. Кургану о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Никифорова Н.В. обратилась в Курганский городской суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по г. Кургану о возложении обязанности.

В обоснование иска указано, что в 2020 году, ознакомившись с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П, обратилась в ИФНС России по г. Кургану с заявлением о перерасчете налога на имущество с 2015 г. по 2019 г.

Из ИФНС России поступил ответ № 14-26/64826 от 18.11.2020 о перерасчете налога за 2017-2019 гг., за 2015 г. и 2016 г. в перерасчете налога отказано на основании п. 3 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 15 НК РФ. В результате перерасчета налог снижен в 14 раз.

Считает отказ ИФНС России по г. Кургану не обоснованным, а налог на имущество за 2015 г. и 2016 г. подлежащим перерасчету. Полагает, что ИФНС России по г. Кургану не учтено, что на граждан возлагается непосильная налоговая нагрузка, а также нарушается принцип равенства в налогообложении, поскольку в других субъектах Российской Федерации налог на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости с применением более низких налоговых ставок.

Указывает, что за 2015 г. налог на имущество составил 11466 руб., в 2016 г. - 21429 руб., что в несколько раз превышает размер налога за 2014 г.

Просит восстановить пропущенный срок для перерасчета налога на имущество за 2015 и 2016 гг., в связи с тем, что с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П ознакомилась только в 2020 году.

Просит обязать ИФНС России по г. Кургану произвести перерасчет налога на имущество физических лиц в отношении Никифоровой Н.В. по кадастровой стоимости за 2015 г. и 2016 г.

Административный истец Никифорова Н.В. в судебном заседании административные исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика ИФНС России по г. Кургану Дробышева Е.П., действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Установлено, что Никифорова Н.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, кадастровый , общей площадью 113,9 кв.м, а также собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 11,9 кв.м.

Из материалов дела следует, что инвентаризационная стоимость жилого дома составляет <данные изъяты>., кадастровая стоимость жилого дома составляет <данные изъяты> руб.; инвентаризационная стоимость квартиры составляет <данные изъяты>., кадастровая стоимость квартиры составляет <данные изъяты>

Согласно налоговым уведомлениям от 25.08.2016, от 04.07.2017, 24.01.2018 налог на имущество за 2015 год на жилой дом исчислен исходя из инвентаризационной стоимости <данные изъяты> руб., за 2016 год – исходя из инвентаризационной стоимости <данные изъяты>.

Согласно налоговым уведомлениям от 04.07.2017, 24.01.2018 налог на имущество за 2015 год на квартиру исчислен исходя из инвентаризационной стоимости <данные изъяты>., за 2016 год – исходя из инвентаризационной стоимости <данные изъяты>

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации до 1 января 2015 года регулировался Федеральным законом от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

В силу пункта 2 статьи 5 указанного закона в редакции от 22.07.2010, налог исчис­ляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Вместе с тем, Федеральным законом № 306-ФЗ от 02 ноября 2013 года в пункт 2 ста­тьи 5 Закона № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвен­таризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.

Кроме того, Федеральным законом от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» с 1 января 2015 года введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентариза­ционной стоимости.

Согласно пункту 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федера­ции устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на терри­тории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 насто­ящего Кодекса.

Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.

Вступившие в силу положения главы 32 части второй Налогового кодекса Россий­ской Федерации определяют налоговую базу в отношении объектов налогообложения ис­ходя из их кадастровой стоимости, после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, но не позже 1 января 2020 года.

До принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за отдельными исключениями, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора.

Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (пункт 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»).

Постановлением Курганской областной Думы от 24.09.2019 № 572 принят Закон Курганской области от 26.09.2019 № 131 "О единой дате начала применения на территории Курганской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", которым установлена единая дату начала применения на территории Курганской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 года.

Вопреки доводам иска в данном случае ИФНС России по г. Кургану правомерно исчислила налог на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы Никифоровой Н.В. исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Оснований для исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, в силу вступивших в законную силу изменений законодательства в сфере налогообложения, суд не усматривает.

Доводы и ссылки истца на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. № 10-П «По делу о проверке конституционно статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой» в качестве обоснования своей позиции о необходимости исчисления налога на имущество за 2015-2016 гг. исходя из кадастровой стоимости, поскольку сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости, в данном случае в качестве состоятельных приняты быть не могут.

Как следует из содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. № 10-П правовых позиций, право налогоплательщика в индивидуальном порядке в целях исчисления суммы налога на имущество требовать использования сведений о кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки обусловлено наличием существующей и непогашенной налоговой задолженности, отсутствие которой само по себе исключает какой-либо спор о возможности применения либо не применения в расчете налога кадастровой стоимости вместо инвентаризационной.

Согласно материалам дела, сведениям, представленным ИФНС России по г. Кургану, налог на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 11466 руб., за 2016 г. в размере 13285 руб. уплачен Никифоровой Н.В. в период 2016-2018 гг., то есть до обращения с заявлением в налоговый орган и с настоящим административным иском в суд, что не оспаривалось истцом в судебном заседании.

При отсутствии спорной налоговой заложенности пересчет налога на имущество за прошлые налоговые периоды по основаниям, приведенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. № 10-П, недопустим.

Доводы истца о том, что налоговый орган начислил налог на домовладение, а не на жилой дом, в связи с отсутствием в настоящее время налогового спора существенного значения не имеют.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований Никифоровой Н.В. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Никифоровой Натальи Владимировны к ИФНС России по г. Кургану о возложении обязанности произвести перерасчет налога на имущество за 2015 г. и 2016 г. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд, путем подачи жалобы в Курганский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Курганского городского суда М.В. Петрова

2а-1678/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никифорова Наталья Владимировна
Ответчики
ИФНС РОССИИ ПО Г КУРГАНУ
Суд
Курганский городской суд Курганской области
Судья
Петрова Марина Валерьевна
Дело на сайте суда
kurgansky.krg.sudrf.ru
10.12.2020Регистрация административного искового заявления
10.12.2020Передача материалов судье
10.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2021Судебное заседание
11.01.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.01.2021Судебное заседание
02.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2021Дело оформлено
30.06.2021Дело передано в архив
19.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее