Решение по делу № 2а-78/2020 от 30.06.2020

Дело № 2а- 78/2020, Э2а-78/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Черемисиново 30 июля 2020 года

Судья Черемисиновского районного суда Курской области – Кабанова О.М.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Черемисиновского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области о признании бездействия муниципального образования незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л:

Административный истец - прокурор Черемисиновского района Курской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Черемисиновский районный суд Курской области с административным иском к Администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, выразившегося в непринятии мер по утверждению порядка определения мест сбора твердых коммунальных отходов и размещения контейнерных площадок для временного накопления твердых коммунальных отходов и обязании администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области устранить допущенные нарушения в установленный срок.

В обоснование своих требований, с учетом их уточнения в ходе подготовки дела к судебному разбирательству административный истец указал, что прокуратурой Черемисиновского района Курской области на территории Краснополянского сельсовета Черемисиновского района была проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и проведен анализ состояния законности и прокурорского надзора исполнения федерального законодательства об отходах производства и потребления из которого следует, что работа в этом направлении администрацией Краснополянского сельсовета Черемисиновского района не проведена, а именно, не разработан порядок определения мест сбора твердых коммунальных отходов и размещения контейнерных площадок для временного накопления твердых коммунальных отходов.

29.01.2020 года прокуратурой Черемисиновского района в адрес главы Краснополянского сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией Краснополянского сельсовета, в нарушение положений п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4 ст. 1 Закона Курской области от 23.08.2016 №57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», не принимается участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Данные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении ряда норм вышеуказанного законодательства, от соблюдения которого во многом зависит состояние обеспечения природопользования и соответствующих экологических прав.

Просит признать незаконным бездействия администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, выразившиеся в непринятии мер по утверждению порядка определения мест сбора твердых коммунальных отходов и размещения контейнерных площадок для временного накопления твердых коммунальных отходов и обязать администрацию муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, в срок до 01.11.2020 года, разработать и утвердить порядок определения мест сбора твердых коммунальных отходов и размещения контейнерных площадок для временного накопления твердых коммунальных отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участках государственная собственность на которые не разграничена.

Административный истец – представитель прокуратуры Черемисиновского района Курской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно письменному заявлению исполняющего обязанности прокурора Черемисиновского района Тишин Н.Н., заявленные требования поддерживает в полном объеме, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

От административного ответчика, администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, в лице главы Краснополянского сельсовета – Селезневой Л.Л., так же поступило заявление, согласно которому административный ответчик, административный иск прокурора признает в полном объеме. Просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

В силу ч.7 ст.150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Федеральным законом от 24.06.1998 г. №89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены основные понятия, принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами, полномочий РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в этой области, общие требования к обращению с отходами, вопросы нормирования, государственного учета и отчетности в области обращения с отходами, экономического регулирования, государственного надзора и ответственности за нарушение законодательства в этой области.

Ст.51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Как следует из ст.13.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Курской области от 23 августа 2016 г. № 57 - ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения» за муниципальными образованиями сельских поселений в Курской области закреплены вопросы местного значения, в том числе и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пункт 5.11 Приказа комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 05.12.2016г. № 144 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Курской области" возлагает на органы местного самоуправления поселения обязанность разработать порядок определения мест размещения контейнерных площадок на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а не отведение земельных участков под контейнерные площадки и постановке их на кадастровый учет.

Судом установлено, что прокуратурой Черемисиновского района Курской области в связи с систематическим надзором за исполнением федерального законодательства, на территории муниципального образования «Краснополянский сельсовет» проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и проведен анализ состояния законности и прокурорского надзора исполнения федерального законодательства об отходах производства и потребления.

Как следует из проведенного анализа, администрацией Краснополянского сельсовета работа в этом направлении не проведена: отсутствует порядок определения мест сбора твердых коммунальных отходов и размещения контейнерных площадок для временного накопления твердых коммунальных отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Вместе с тем, согласно ст.3 п.19 Устава муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.

29.01.2020 года прокуратурой Черемисиновского района в адрес главы Краснополянского сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Однако, как следует из материалов дела, в том числе из письма главы Краснополянского сельсовета Черемисиновского района от 25.05.2020 года исх. №65, до настоящего времени администрацией Краснополянского сельсовета, в нарушение указанных выше норм законодательства, не принимается участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В связи с изложенным, а также учитывая, что органы местного самоуправления муниципального района являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, то есть осуществляют полномочия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, что именно за ответчиком закреплено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений, судья полагает административное исковое заявление прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области подлежащим удовлетворению.

Срок на обращение в суд, предусмотренный ч. 1 ст.219 КАС РФ, административным истцом соблюден.

Требования прокурора административный ответчик признает.

В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ, при отсутствии возражений административного ответчика, судья считает срок для исполнения решения суда, указанный прокурором Черемисиновского района является разумным и достаточным для устранения допущенных нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц.

Согласно п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 293-294 КАС РФ, судья

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Черемисиновского района Курской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области о признании бездействия муниципального образования незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, выразившиеся в непринятии мер по утверждению порядка определения мест сбора твердых коммунальных отходов и размещения контейнерных площадок для временного накопления твердых коммунальных отходов.

Обязать администрацию муниципального образования «Краснополянский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, в срок до 01.11.2020 года, разработать и утвердить порядок определения мест сбора твердых коммунальных отходов и размещения контейнерных площадок для временного накопления твердых коммунальных отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Административному ответчику необходимо сообщить об исполнении решения по указанному административному делу в суд и прокурору Черемисиновского района Курской области, в установленный в решении суда срок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения в Курский областной суд через Черемисиновский районный суд Курской области.

Судья О.М. Кабанова

2а-78/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Черемисиновского района Курской области
Ответчики
Администрация Краснополянского сельсовета
Суд
Черемисиновский районный суд Курской области
Судья
Кованцева Людмила Юрьевна
Дело на странице суда
cheremisinovsky.krs.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация административного искового заявления
30.06.2020Передача материалов судье
02.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2020Подготовка дела (собеседование)
22.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2020Судебное заседание
06.08.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
06.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее