Дело № 2-272/2021
29RS0001-01-2021-000383-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 апреля 2021 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Глинской Е.В.,
при секретаре Михитарянц Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации сельского поселения «Судромское» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, отделу судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация сельского поселения «Судромское» обратилась в суд с иском к УФССП по Архангельской области и НАО и ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО от ДД.ММ.ГГГГ, обосновывая требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ по указанному исполнительному производству, возбужденному на основании решения <данные изъяты> районного суда Архангельской области по делу № о возложении обязанности на администрацию МО «Судромское» незамедлительно с момента вступления в законную силу решения суда, устранить нарушения требований пожарной безопасности. Решение суда исполнено частично. Истец неоднократно обращался в администрацию МО «<данные изъяты>» для оказания финансовой помощи и участия в программе «Защита населения и территории Вельского района от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности на ДД.ММ.ГГГГ». ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Оплата указанного исполнительского сбора затруднительна, поскольку бюджет поселения принят с дефицитом и является дотационным, на ДД.ММ.ГГГГ сформирован также с дефицитом, поэтому просят освободить администрацию от взыскания исполнительного сбора.
Представитель истца администрации сельского поселения «Судромское» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела истец извещен надлежащим образом, согласно заявлению истец просил суд рассмотреть дело без участия, на заявленных исковых требованиях настаивает.
ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам, в судебное заседание своего представителя не направило, в соответствии с представленным отзывом и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам Ж. просила рассмотреть дело без участия представителя отделения. Из представленного суду отзыва следует, что решение суда должником до настоящего времени не исполнено, что нарушает законные права взыскателя. Кроме того, ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам не может являться ответчиком по данному делу.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Прокурор Вельского района на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело без их участия.
Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) без участия сторон.
Изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Законом).
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Законом.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 ст. 112 Закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (ч. 2 ст. 112 Закона). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации в соответствии с ч. 3 указанной статьи устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В ч. 6 ст. 112 Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Законом обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением <данные изъяты> районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, на администрацию МО «Судромское» возложена обязанность незамедлительно с момента вступления в законную силу решения суда, устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- территорию общего пользования всех населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Судромское», обеспечить первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- объекты защиты, расположенные в населенных пунктах муниципального образования «Судромское», обеспечить нормативным запасом воды для целей пожаротушения, согласно требованиям ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», с оборудованием необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения: п. Иванское (2 источника), д. Ивановская (3 источника), п. Погост (3 источника), д. Пайтовская (2 источника), д. Прилуки (2 источника);
- населенные пункты муниципального образования «Судромское» деревни Горы, Ивановская, Коллектив, Луневская, Прилуки и поселки Иванское, Погост, обеспечить средствами звуковой сигнализации на случай возникновения пожара;
- в деревне Ивановская к естественному водоисточнику – реке Вага обеспечить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- в здании администрации муниципального образования «Судромское» обеспечить ежеквартальное проведение проверки работоспособности систем и средств пожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации) объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> районным судом Архангельской области по данному делу был выдан исполнительный лист серии №, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО Ж. ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство № в отношении должника администрации МО «Судромское», взыскатель прокуратура Вельского района, должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Между тем, судом установлено, что решение суда полностью в установленный срок исполнено не было, в связи с чем, судебный пристав-исполнитель ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО И. ДД.ММ.ГГГГ вынесла постановление о взыскании с должника администрации МО «Судромское» исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица – администрации сельского поселения «Судромское» Вельского муниципального района Архангельской области, ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанные с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
На момент рассмотрения дела исполнительский сбор, об освобождении от уплаты которого заявлены исковые требования, не уплачен.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Заявляя требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация сельского поселения «Судромское» указывает на отсутствие вины и на то, что ими приняты меры по исполнению решения суда, а именно: установлен пожарный гидрант в п. Погост – 1 источник; населенные пункты обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в п. Погост ул. Центральная и п. Важская Запань; установлены средства звуковой сигнализации в д. Пайтовская и п. Важская Запань; выполнены сметы на строительство пожарных водоемов и на строительство пирса в д. Ивановская (369049 руб. за 1 водоем и 612939 руб. за пирс, на общую сумму 3934380 руб.); в здании администрации проводятся ежеквартальные проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации с оформлением соответствующего акта проверки; в д. Ивановская отсыпан подъезд к реке Вага с возможностью забора воды, кроме того, в установленный для исполнения 5-дневный срок исполнить решение <данные изъяты> районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ полностью не представлялось возможным, ввиду отсутствия финансирования. Уплата исполнительного сбора повлечет дополнительную финансовую нагрузку на дефицитный бюджет.
Судом установлено, что администрация сельского поселения «Судромское» неоднократно обращалась к администрации Вельского муниципального района с просьбами профинансировать расходы в размере 4 103 000 руб. для исполнения решения суда и включить в муниципальную программу «Защита населения и территории Вельского района от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности на ДД.ММ.ГГГГ».
Согласно ответов администрации Вельского муниципального района, выделить запрашиваемые администрацией сельского поселения «Судромское» финансовые средства на указанные цели из бюджета района на ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. В программу МО «Вельский муниципальный район» «Защита населения и территории Вельского района от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности на ДД.ММ.ГГГГ» сельское поселение «Судромское» включено на ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в настоящее время администрацией сельского поселения «Судромское» решение суда исполнено не в полном объеме.
Проанализировав все представленные истцом доказательства в обоснование заявленных исковых требований в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о наличии в данном случае предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований для освобождения администрации сельского поселения «Судромское» от взыскания исполнительского сбора, в связи с чем, исковые требования по отношению к УФССП по Архангельской области и НАО подлежат удовлетворению.
Администрация сельского поселения «Судромское» проявила ту степень заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательств и условиям оборота, приняла соответствующие меры для организации исполнения обязательств и требований судебного постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается.
При недостаточности в бюджете денежных средств, предназначенных для исполнения решения суда, администрация сельского поселения «Судромское» не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Изучив представленные доказательства невиновности должника в установленный для добровольного исполнения срок исполнить решение суда, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора, чем не нарушаются права иных лиц. Администрацией предпринимаются меры для исполнения исполнительного документа, однако данная возможность не реализована в срок в силу объективных причин.
ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не является юридическим лицом, поэтому в удовлетворении иска к нему как к ненадлежащему ответчику следует отказать.
В соответствии с ч. 8 ст. 112 Закона решение об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации сельского поселения «Судромское» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - удовлетворить.
Освободить администрацию сельского поселения «Судромское» от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО И. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии №, выданного по гражданскому делу №.
Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований администрации сельского поселения «Судромское» к отделению судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Е.В. Глинская