Дело № 2-104/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Колышлей 04 мая 2018 года
Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н.
при секретаре Новичковой Т.Т.
с участием истцов Султыевой Г.Н., Султыева Р.Р.,
представителя ответчика – администрации Плещеевского сельсовета Колышлейского района Пензенской области Кузнецова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей гражданское дело по исковому заявлению Султыевой Г.Н., Султыева Р.Р., Володиной М.Р. к администрации Плещеевского сельсовета Колышлейского района Пензенской области о признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Султыева Г.Н., Султыев Р.Р., Володина М.Р. обратились в суд с указанным исковым заявлением на том основании, что по договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан № 53 от 26.06.2002 года СПК «Плещеевка» передал им в собственность квартиру, состоящую из трех жилых комнат, общей площадью – 46,3 кв.м., в том числе, жилой – 34,4 кв.м., по адресу: <адрес>. Договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан и переход права собственности на квартиру в то время не были зарегистрированы в государственной регистрационной службе. При составлении договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан был неправильно указан размер жилой площади вышеуказанной квартиры. В январе 2018 года при составлении технического описания на квартиру было установлено, что в действительности общая площадь квартиры составляет 46,3 кв.м., жилая – 34,0 кв.м. На основании решения № 33-12/5 от 27.10.2009 года «О выражении мнения населения населенного пункта Плещеевка по вопросу об определении статуса населенного пункта Плещеевка, сложившегося с учетом исторических и иных местных традиций» населенному пункту Плещеевка был присвоен статус - деревня. 26.07.2003 года Султыева М.Р. заключила брак с ФИО3, после чего ей была присвоена фамилия - Володина. С момента заключения договора по настоящее время они владеют и пользуются квартирой на правах собственников жилого помещения. Они осуществляют расходы по содержанию квартиры, поддерживают ее в надлежащем состоянии, производят текущий ремонт квартиры, осуществляют необходимые платежи за коммунальные услуги. В феврале 2018 года при обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области им было разъяснено, что необходимо решение суда о признании за ними права собственности, так как сторона договора – продавец (СПК «Плещеевка») на момент заключения договора квартиру за собой в установленной законом порядке не зарегистрировал, а в настоящее время указанное предприятие ликвидировано. Просят признать за ними право собственности в равных долях на <адрес> жилого <адрес> <адрес>, состоящей из трех жилых комнат, общей площадью - 46,3 кв.м., в том числе, жилой – 34,0 кв.м.
Истец Султыева Г.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что <адрес> она получила от АКХ «Россия» на всю семью в 1996 году. С этого времени она, сын и дочь жили в указанной квартире. В июне 2002 года данную квартиру они приватизировали на всех членов семьи в равных долях. Право собственности на принадлежащие им доли квартиры они своевременно не зарегистрировали. Когда они обратились в регистрационную палату, им было разъяснено, что квартира не прошла первичную регистрацию за прежним собственником. В настоящее время СПК «Плещеевка» ликвидирован, поэтому им было рекомендовано обратиться в суд. В течение длительного времени она живет в данной квартире, зарегистрирована в ней, владеет и пользуется ею, ремонтирует и благоустраивает. Ранее она жила с детьми, потом дети создали свои семьи и стали жить отдельно. В настоящее время она проживает в квартире одна. Площадь квартиры с момента её получения не менялась, никаких перепланировок и переоборудования они не производили. Она считает, что достоверной следует считать площадь квартиры, указанную в техническом описании, поскольку при его изготовлении проводился реальный обмер квартиры. Просит исковые требования удовлетворить.
Истец Султыев Р.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Истец Володина М.Р., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в суд не явилась, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика – Глава администрации Плещеевского сельсовета <адрес> Кузнецов В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями истцов согласился, суду пояснил, что ранее весь жилой фонд принадлежал колхозу «Советская Россия». После его реорганизации право собственности на жилье правопреемники (АКХ «Россия», СПК «Плещеевка») не регистрировали из-за отсутствия денежных средств, а в 2002 году квартира была передана в собственность истцам. В настоящее время СПК «Плещеевка» ликвидирован. Отсутствие регистрации жилья за прежним собственником препятствует владельцам приватизированного жилья, в свою очередь, зарегистрировать свое право собственности на недвижимость. Площадь квартиры с момента ее получения не менялась, никаких пристроев и переоборудования истцы не делали. Поскольку истцы приватизировали указанную квартиру, владеют и пользуются ею на праве собственности, содержат в надлежащем санитарно-техническом состоянии, оплачивают коммунальные и налоговые платежи, задолженности по платежам не имеют, считает возможным удовлетворить исковые требования и признать за истцами право собственности на указанную квартиру в соответствии с требованиями закона.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представив заявление о рассмотрении дела без участия представителя Управления Росреестра по Пензенской области, возражений по существу исковых требований не представила.
Заслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как показала в судебном заседании свидетель ФИО1, она живет в д. Плещеевка с 1979 года. Истцов знает с момента приезда их в деревню в 1994 году. Примерно в 1995-1996 годах Султыева Г.Н. от АКХ «Россия» на всю семью получила квартиру в <адрес> <адрес>. С этого времени Султыева Г.Н. с детьми проживает в указанной квартире, владеет и пользуется ею, как собственной, содержит квартиру в надлежащем санитарно – техническом состоянии, оплачивает коммунальные и иные платежи. Ей известно, что в 2002 году данную квартиру истцы приватизировали на всех членов семьи в равных долях. Площадь квартиры с момента её получения не менялась, никакого переустройства и переоборудования истцы не делали. В настоящее время Султыева Г.Н. проживает в квартире одна, дети живут отдельно со своими семьями.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании показала, что она проживает в д. <адрес> с 1984 года. Примерно в 1995-1996 годах Султыева Г.Н. на всю семью получила от АКХ «Россия» квартиру в <адрес>, <адрес>. С этого времени Султыева Г.Н. с сыном и дочерью живет в данной квартире, зарегистрирована в ней, владеет и пользуется ею, как собственной, обеспечивает её надлежащее содержание, несет бремя расходов по содержанию своего имущества, ремонтирует и благоустраивает свое жилье. Площадь квартиры с момента её получения не менялась, истцы ничего не пристраивали. Свою квартиру истцы приватизировали в 2002 году на всех членов семьи в равных долях. В настоящее время в указанной квартире проживает одна Султыева Г.Н., дети проживают со своими семьями отдельно.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно статье 2 ФЗ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 6,7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется.
Из договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан № 53 от 26 июня 2002 года, который зарегистрирован в местной администрации 26.06.2002 года (распоряжение № 154), следует, что Султыевой Г.Н., Султыева М.Р., Султыеву Р.Р. передана в собственность квартира, состоящая из 3 комнат, общей площадью – 46,3 кв.м., в том числе, жилой –34,4 кв.м., по адресу: <адрес> Количество членов семьи – 3 человека (л.д. 9-10). Законность данного договора никем не оспаривается.
В соответствии с техническим описанием по состоянию на 31.01.2018 года квартира по адресу: <адрес>, имеет общую площадь – 46,3 кв.м., жилую – 34,0 кв.м. (л.д. 11-15).
Как видно из представленных документов, имеется разница в указании жилой площади квартиры, переданной истцам.
С учетом установленных фактических обстоятельств, суд принимает уточнённые данные по площади квартиры в соответствии с техническим описанием, считая их достоверными, поскольку при его изготовлении проводился реальный обмер указанной квартиры.
В силу ст. ст. 244, 245 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
На основании указанных норм закона суд считает, что квартира по договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 26.06.2002 года была передана Султыевой Г.Н., Султыевой М.Р., Султыеву Р.Р. в равных долях.
В соответствии с решением Комитета местного самоуправления Плещеевского сельсовета Колышлейского района Пензенской области от 27.10.2009 года № 33-12/5 населенному пункту Плещеевка был присвоен статус - деревня (л.д. 21).
Согласно справкам администрации Плещеевского сельсовета Колышлейского района Пензенской области №№ 92, 93 от 05.04.2018 года на момент приватизации –26.06.2002 года в квартире по адресу: <адрес>, <адрес>, проживали и были зарегистрированы: Султыева Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Султыева М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Султыев Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время по указанному адресу зарегистрирована и проживает Султыева Г.Н., Султыев Р.Р. зарегистрирован, но не проживает (л.д. 17, 18).
Султыева М.Р. в связи с замужеством изменила фамилию на Володину, что подтверждается свидетельством о заключении брака I - ИЗ № 524973, выданным Колышлейским райотделом ЗАГС Пензенской области 26.06.2003 года.
В силу положений ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Как установлено судом, первичную государственную регистрацию <адрес> жилом <адрес> в <адрес> прежний собственник не осуществлял.
Из материалов дела следует, что колхоз «Советская Россия» на основании распоряжения Главы администрации Колышлейского района от 30.01.1992 года №63 реорганизован в АКХ «Россия», которая 25.06.1997 года преобразована в СПК «Плещеевка», который в соответствии с решением Арбитражного суда Пензенской области от 09.06.2005 года ликвидирован, что подтверждается архивной справкой администрации Колышлейского района Пензенской области от 04.12.2017 года № 1403 (л.д. 20).
При таких обстоятельствах суд считает, что право собственности на квартиру, возникшее у истцов при передаче им квартиры в собственность, что не оспаривалось никем из сторон по делу, не может быть ими реализовано, если ставить регистрацию их права в зависимость от первичной регистрации права собственности прежним владельцем.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судом установлено, что после получения квартиры и приобретения её в собственность Султыева Г.Н., Султыева (Володина) М.Р., Султыев Р.Р. проживали в данной квартире, принимали участие в текущих ремонтах, содержании квартиры в надлежащем санитарно - техническом состоянии, несли бремя расходов по содержанию своего имущества, то есть владели и пользовались данной квартирой, как своей собственной, что подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО1, ФИО2 Султыева Г.Н. проживает в данной квартире до настоящего времени.
С учетом изложенного, исковые требования истцов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ – 46,3 ░░.░., ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░ – 34,0 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░