Решение от 16.07.2020 по делу № 66а-3212/2020 от 22.06.2020

№ 66а-3212/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                               16 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего                                        Васильевой Т.И.,

судей                                         Васильевой Т.Г. и Cиньковской Л.Г.,

с участием прокурора                                                                       Слободина С.А.,

при ведении протокола помощником судьи                                Тютюником Н.Н.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело            № 3а-67/2020 по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Тульского областного суда от 22 января 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Ефимовой В.Д. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействующими пункта 4047 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, пункта 4307 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г., объяснения административного истца Ефимовой В.Д., заключение прокурора Слободина С.А., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

    Ефимова В.Д. является собственником нежилого помещения площадью 1079,5 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Тула, <адрес>.

    30 ноября 2017 года Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее – Перечень на 2018 год), в который в качестве объекта недвижимого имущества под номером 4047 включен объект недвижимости, принадлежащий административному истцу.

    Нормативный правовой акт опубликован 30 ноября 2017 года на портале правительства Тульской области (http://tularegion.ru).

    29 ноября 2018 года административным ответчиком издано распоряжение № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее – Перечень на 2019 год), в который в качестве объекта недвижимого имущества под номером 4307 включено нежилое помещение, принадлежащее административному истцу.

    Нормативный правовой акт опубликован 30 ноября 2018 года на портале правительства Тульской области (http://tularegion.ru).

    Ефимова В.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействующими указанных Распоряжений в части включения в утвержденные им Перечни на 2018 и 2019 годы объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, так как данный объект не отвечает критериям, установленным подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Решением Тульского областного суда от 22 января 2020 года административные исковые требования Ефимовой В.Д. удовлетворены.

    В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель административного ответчика просит решение отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку административный истец отказался предоставить доступ для подготовки акта обследования о фактическом использовании нежилого помещения; указывает, что фактически в торговых целях используется большая площадь, чем установлена судом первой инстанции, которым не были учтены площади вестибюля, подсобной, кладовой.

В возражениях на апелляционную жалобу Ефимова В.Д., её представитель, а также участвующий в деле прокурор просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика не явился.

На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника судебного процесса.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца и заключение прокурора, полагавших решение Тульского областного суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденном постановлением Правительства Тульской области № 452 от       13 октября 2016 года, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Распоряжения административного ответчика, которым утверждены Перечни на 2018 и 2019 годы объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте правительства Тульской области в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действующей на момент принятия Перечней на 2018-2019 годы) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ)

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 9 той же статьи вид фактического использования помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования помещений, устанавливаемым с учетом положений пункта 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением правительства Тульской области от 05 ноября 2014 № 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования, в том числе помещений, согласно которому вид фактического использования помещения определяется Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании информации о фактическом использовании, в том числе помещений, указанных в пункте 5 статьи 378.2 НК РФ, представляемой органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, который устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).

Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на помещения (статья 400, подпункт 6 пункта 2 статьи 401 НК РФ), налоговая база в отношении которого определяется исходя из кадастровой стоимости (пункт 1 статьи 403 НК РФ). Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 НК РФ (абзац третий пункта 1).

Законом Тульской области от 20 ноября 2014 года № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2016 года.

Согласно пунктам 1 и 2 решения Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/7 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц» установлен и введен в действие с 1 января 2015 года на территории города Тулы налог на имущество физических лиц, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости.

Пунктом 3 того же решения установлены налоговые ставки в отношении:

1) жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящего решения; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, - 0,1 процента;

(пп. 1 в ред. решения Тульской городской Думы от 30.10.2019 № 3/29)

2) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2,0 процента;

3) прочих объектов налогообложения - 0,5 процента.

(п. 3 в ред. решения Тульской городской Думы от 28.10.2015 № 17/441)

По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое помещение, которое отвечает одному из установленных ими критерию.

Между тем, принадлежащее административному истцу помещение ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.

Как установлено судом первой инстанции, нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, включено в Перечни исходя из данных о его фактическом использовании как торговом объекте по результатам фактического визуального обследования здания.

    Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилого помещения площадью 1079,5 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Тула, <адрес>, которое состоит на государственном кадастровом учете с 26 ноября 2015 как имеющее назначение – «нежилое помещение», находящегося в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером №, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования земельного участка – «для эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями».

    Согласно техническому паспорту в состав принадлежащего административному истцу помещения включены помещения, в том числе, торговые залы (№ 36, 38-40), общая площадь которых составляет менее 9,9% от общей площади объекта.

    Таким образом, ни вид разрешенного использования земельного участка, в пределах которого находится помещение, ни предназначение помещения без установления вида фактического использования и предоставления дополнительных сведений и расчетов о количестве площадей помещения, предусматривающих критерии отнесения помещения к объектам налогообложения, не позволили отнести нежилое помещение к объектам недвижимого имущества, указанным в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец отказался предоставить доступ для подготовки акта обследования о фактическом использовании площади помещения, а также о том, что фактически в торговых целях используются другие помещения, не подтверждаются предусмотренными статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации средствами доказывания и опровергаются объяснениями административного истца об отсутствии обращений за предоставлением доступа в помещение для подготовки такого акта.

Факт размещения нежилого помещения, принадлежащего административному истцу, на земельном участке с кадастровым номером №, имеющем вид разрешенного использования «для эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями», подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № 71/102/002/2019-4059 от 17.12.2019 (т.2 л.д. 180).

Довод административного ответчика о том, что к торговым помещениям относятся помещения вестибюля, подсобной, кладовой является несостоятельным в связи с недоказанностью.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Административным ответчиком доказательств, подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни, не представлено, отсутствуют они и в материалах дела.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

            определила:

        ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

66а-3212/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ефимова Вера Дмитриевна
Прокуратура Тульской области
Ответчики
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Другие
Администрация МО г.Тула
Суд
Первый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Васильева Татьяна Геннадьевна
Дело на сайте суда
1ap.sudrf.ru
22.06.2020Передача дела судье
16.07.2020Судебное заседание
05.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2020Передано в экспедицию
16.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее