Дело № 2а-3533/2021
УИД 56RS0027-01-2021-004169-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2021 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Чирковой В.В.,
при секретаре Мулдашевой А.Б.,
с участием административного истца Иванова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Константина Викторовича к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании незаконным отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, утверждении схемы расположения земельного участка и согласовании заключения соглашения о перераспределении земельных участков,
установил:
административный истец Иванов К.В. обратился в Оренбургский районный суд Оренбургской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее по тексту администрация МО Оренбургский район) о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявленных административных исковых требований указал, 14 мая 2021 года истец Иванов К.В. обратился в администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, изготовив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1138 кв.м., с учетом смежного свободного земельного участка площадью 80 кв.м., в целях облагораживания прилегающей территории и устранения изломанности границ существующего земельного участка, представив паспорт и копии правоустанавливающих документов на земельный участок.
В нарушении сроков рассмотрения обращения, 25 августа 2021 года истцом был получен отказ в предоставлении муниципальной услуги, в силу пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный истец полагает, действия административного ответчика являются незаконными, так как согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Земельный участок, местоположением: <адрес>, с кадастровым номером № расположен в кадастровом квартале № категории земель – земли населенных пунктов, принадлежащий на праве собственности истцу для ведения личного подсобного хозяйства.
Как следует из генерального плана застройки МО «Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области» земельный участок, находящийся в собственности истца и смежный свободный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности находятся в одной территориальной зоне «Ж» - зона жилой застройки.
Установленные на территории муниципального образования предельные размеры земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляют - до 1500 кв.м.
Размеры образованного путем перераспределения земельного участка из муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в собственности истца, составляют 1138 кв.м., что не превышает установленные предельные размеры земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории муниципального образования.
Административный истец указывает, согласно плану земельного участка, участок имеет ломанную лицевую линию, что создает истцу неудобства при возведении ограждения, жилого дома, а также ухода за дворовой и прилегающей территорией.
Полагает, отказ административного ответчика от 25 августа 2021 года №1-2/2938 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка необоснованным и не отвечающим нормам действующего законодательства.
Считает, ссылка административного ответчика на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 августа 2018 года, является неправоверной, поскольку письмо не является нормативным актом.
Просит суд признать незаконным отказ администрации МО Оренбургский район Оренбургской области в заключении соглашения о перераспределении емельных участков от 25 августа 2021 года №1-2/2938.
Обязать административного ответчика администрацию МО Оренбургский район утвердить схему расположения земельного участка и согласовать заключение соглашения о перераспределении земельных участков по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и смежного свободного земельного участка.
В последующем стороной истца были уточнены исковые требования, окончательно просил суд признать незаконным отказ администрации МО Оренбургский район Оренбургской области в заключении соглашения о перераспределении земельных участков от 25 августа 2021 года №1-2/2938.
Обязать административного ответчика администрацию МО Оренбургский район утвердить схему расположения земельного участка и согласовать заключение соглашения о перераспределении земельных участков по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № и смежного свободного земельного участка в тридцатидневный срок, установленный пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 17 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация МО Подгородне-Покровского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области.
Истец Иванов К.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в иске, ссылаясь на заключение кадастрового инженера.
Представитель административного ответчика администрации МО Оренбургский район в судебное заседание не явился, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания заявлено не было.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района в судебное заседание не явился, при надлежащим извещении о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно статье 204 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в ходе судебного заседания велось аудиопротоколирование.
Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконным оспариваемого постановления должностного лица необходимо наличие одновременно двух оснований: несоответствия его закону и нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи. В частности, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам (подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1 и 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
Сущность перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, нормы главы V.4 Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 39.27 - 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации) являются специальными по отношению к положениям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации и подлежат применению в рассматриваемом деле.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи и основания перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Часть 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков уполномоченный орган принимает при наличии хотя бы одного из оснований, содержащихся в части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 9 части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пунктами. 1 и 4 части 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Материалами дела установлено, земельный участок с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, площадью 1058+/-11 кв.м., принадлежит на праве собственности Иванову К.В.
Из данной выписки следует наличие обременения, в соответствии с Постановлением Главы Муниципального образования «Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского» №254-п от 24 августа 2007 года, в виде прочих ограничений (обременения), землепользование, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки) общая площадь 1607 кв.м.
Административный истец Иванов К.В. обратился в администрацию с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1058 кв.м., разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка площадью 80 кв.м., относящегося к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, с приложением схемы расположения земельного участка.
В соответствии с заключением кадастрового инженера от 07 декабря 2021 года, из выводов которого следует, в результате выполненных кадастровых работ подготовлена схема расположения земельного участка для заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка площадью 80 кв.м., относящегося к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничены.
Согласно Правилам землепользования и застройки Подгородне-Покровского сельсовета Оренбургского района, минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 600 кв.м.
Образовать отдельный земельный участок, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером № со стороны <адрес>, соответствующий требованиям ПЗЗ Подгородне-Покровского сельсовета не представляется возможным, так как он будет расположен в двух территориальных зонах: зона жилой застройки «Ж» и на земельных участках (территории) общего пользования. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Схема расположения земельного участка для заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка площадью 80 кв.м., относящегося к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничены, подготовленная в результате кадастровых работ, соответствует требованиям ПЗЗ Подгородне-Покровского сельсовета и требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Участок полностью находится в территориальной зоне жилой застройки «Ж».
Обжалуемым решением о рассмотрении общения Иванова К.В., которым было принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, так как заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Считают, с учетом норм градостроительного законодательства, из требуемого Ивановым К.В. земельного участка возможно сформировать самостоятельный земельный участок и предоставить его в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу требований пункта 10 статьи 39.29Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса (пункты 8, 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с положениями содержащимся в Правилах землепользования и застройки МО Подгородне-Покровского сельсовета <адрес>, статьей 17 названных Правил установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, максимальные и минимальные параметры застройки в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами).
Предельный минимальный размер земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1, составляет 600 кв. м., максимальный – 1200 кв.м.
Земельный участок, находящийся в государственной собственности, на который претендует Иванов К.В., для приобретения в результате перераспределения в частную собственность, не поставлен на кадастровый учет.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27 июня 2017 года № 1266-О, указанное законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно письму Минэкономразвития России от 24 августа 2018 года № Д23и-4640 «О перераспределении земель и нескольких земельных участков», перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.
Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территория, земельный участок имеет четкие границы, не содержит вклиниваний, вкрапливания, изломанности границ.
Фактически обращение Иванова К.В. направлено на увеличение площади земельного участка без проведения торгов, а не объективные характеристики участка.
Кроме этого, земельный участок с кадастровым номером № был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 1705 кв.м.
В пределах доводов административного истца о незаконности решения администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области об отказе в подготовке соглашения о перераспределении земельного участка суд установил, что отказ является мотивированным, обоснованным, доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий, возникновение нарушения прав и законных интересов административного истца суду не представлено. Испрашиваемый административным истцом земельный участок возможно образовать как самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы истца о наличии у ответчика обязанности заключить соглашение, поскольку после поступления заявления от истца, было совершено одно действие, предусмотренное п.8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка, суд находит несостоятельными, данные доводы основаны на неверном толковании норм права. Само по себе утверждение схемы расположения земельного участка не является безусловным основанием для заключения соглашения и не порождает данную обязанность у ответчика. Основания для отказа в заключении соглашения, предусмотрены положениями Земельного кодекса Российской Федерации, и не связаны с наличием либо отсутствием утвержденной схемы, кроме того ответчик в судебном заседании указал, что оснований для утверждения схемы не имелось, она была утверждена в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку оснований для признания решения незаконным судом не установлено, оснований для возложения на ответчика обязанности направить истцу соглашение также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ : ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░: