Решение по делу № 2а-233/2017 от 31.10.2017

Дело №2а-233/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Большой Улуй 28 ноября 2017 года

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе;

председательствующего - судьи Марченко П.С.,

при секретаре Доброхотовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению администрации Большеулуйского района Красноярского края к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДХ по г. Красноярску, МОСП по ИИДХ по г. Красноярску, УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Большеулуйского района Красноярского края обратилась с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДХ по г. Красноярску Шенделевой О.А., МОСП по ИИДХ по г. Красноярску, УФССП России по Красноярскому краю, в котором просит освободить администрацию Большеулуйского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, вынесенного в рамках исполнительного производства №6866/17/24097-ИП от 05.06.2017 года.

Исковые требования мотивированы тем, что 12.10.2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДХ по г. Красноярску, в рамках исполнительного производства №6866/17/24097-ИП от 05.06.2017 года о возложении обязанности на администрацию Большеулуйского района предоставить С.С.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированых жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования Большеулуйский район, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже 33 кв.м., судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В соответствии с законом Красноярского края от 24.12.2009 г. №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций предоставляемых из краевого бюджета. Администрацией Большеулуйского района были приняты все меры, направленные на скорейшее исполнение решения суда, направлен запрос в Министерство образования Красноярского края на предоставление субвенций из краевого бюджета на приобретение жилого помещения.

Представитель административного истца Рубан Р.В., действующий на основании доверенности от 22.05.2017 года, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик - МОСП по ИИДХ по г. Красноярску, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заместитель начальника отдела Кухарчук А.А. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором просила решение вопроса оставить на усмотрение суда.

Административные ответчики - УФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИИДХ по г. Красноярску, судебный пристав исполнитель МОСП по ИИДХ по г. Красноярску Шенделева О.А., о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, участие представителей в судебном заседании не обеспечили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно ст.2 Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве» в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона N 229).

В соответствии со ст. 105 Закона об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 1, 2, 3, 6, 7 ст.112 Закона об исполнительном производстве, Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника -индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Со смыслу закона (п. 75 Постановления Пленума Верхового Суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»), при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, заочным решением Большеулуйского районного суда Красноярского края от 31 января 2017 года на администрацию Большеулуйского района Красноярского края возложена обязанность предоставить С.С.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования Большеулуйский район, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже 33 кв.м.

Судебное решение вступило в законную силу 04.04.2017 года/л.д.8-10/.

Во исполнение судебного акта 04.04.2017 года выдан исполнительный лист.

11.04.2017 года администрация Большеулуйского района Красноярского края обратилась в Министерство образования и науки Красноярского края с заявкой о выделении из краевого бюджета средств, для приобретения жилого помещения для предоставления С.С.В./л.д.11/.

25.04.2017 года Министерство образования и науки Красноярского края проинформировало администрацию Большеулуйского района о направлении заявки о выделении средств необходимых для исполнения судебного акта в Министерство финансов Красноярского края, а также, что о выделении средств на приобретение жилого помещения для С.С.В. администрации Большеулуйского района будет сообщено дополнительно/л.д.12/.

05.06.2017 года во исполнение указанного исполнительного листа, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску в отношении должника Администрации Большеулуйского района Красноярского края возбуждено исполнительное производство №6866/17/24097-ИП, установлен срок для добровольного исполнения судебного акта - 5 дней с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства/л.д.23/, копия постановления получена должником 07.06.2017 года/л.д.22/.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ но г. Красноярску от 12.10.2017 года Шенделевой О.А. в связи с неисполнением в установленный срок судебного акта с должника Администрации Большеулуйского района Красноярского края взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей/л.д.6/.

Таким образом, судом установлено, что судебным актом от 31.01.2017 года, вступившим в законную силу 04.04.2017 года, на администрацию Большеулуйского района Красноярского края возложена обязанность предоставить С.С.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования Большеулуйский район, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже 33 кв.м.

В соответствии с законодательством Красноярского края финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, осуществляется за счет средств выделяемых из краевого бюджета.

Собственными средствами и жилыми помещениями находящимися в муниципальной собственности, за счет которых возможно исполнить решении суда, должник не располагает.

До возбуждения исполнительного производства, 11.04.2017 года должником - администрацией Большеулуйского района во исполнение судебного акта, направлена заявка о выделении из краевого бюджета средств на приобретение жилого помещения для предоставления С.С.В.

05.06.2017 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, должнику – администрации Большеулуйского района предоставлен 5 дневной срок для исполнения указанного судебного решения, копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 07.06.2017 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12.10.2017 года в связи с неисполнением судебного акта в установленный срок, с администрации Большеулуйского района Красноярского края взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения администрации Большеулуйского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора, поскольку возлагаемая судебным решением на орган местного самоуправления обязанность предоставить жилое помещение С.С.В. была неразрывно связана с исполнением обязательств Правительством Красноярского края в области выделения финансирования на приобретение указанного жилого помещения, при этом должником были приняты необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, а именно, при отсутствии собственных средств, необходимых для исполнения судебного решения, должником своевременно была направлена заявка на выделение средств из краевого бюджета. Денежные средства до настоящего времени не выделены.

Также следует отметить, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку администрация в своей деятельности по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот ограничена установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.

Таким образом, неисполнение судебного акта в установленный судебным приставом срок обусловлено не бездействием должника, а процедурой выделения средств из краевого бюджета, а также соблюдением предусмотренного законодательством порядка приобретения имущества для муниципальных нужд.

Из указанного следует, что неисполнение администрацией Большеулуйского района в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок обязанности по предоставлению жилого помещения С.С.В. нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации Большеулуйского района Красноярского края удовлетворить.

Освободить администрацию Большеулуйского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №6866/17/24097-ИП от 05.06.2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Большеулуйский районный суд Красноярского края.

Судья Марченко П.С.

2а-233/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация Большеулуйского района
Ответчики
МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю
Суд
Большеулуйский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
uluy.krk.sudrf.ru
31.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
02.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
07.11.2017[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2017[Адм.] Судебное заседание
28.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее