№ 2-166/2024
34RS0028-01-2024-000212-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2024 года станица Нехаевская
Волгоградской области
Нехаевский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Земцовой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Колпаносовой О.А.,
с участием:
представителя истца Ермакова В.И. – Аветяна С.В., действующего на основании доверенности № от 22 апреля 2024 года,
представителя ответчика – ОСФР по Волгоградской области Карякиной Д.В., действующей на основании доверенности № № от 27 декабря 2023 года (посредством видео-конференц-связи),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ермакова В.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (ОСФР по Волгоградской области) об оспаривании решений об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ермаков В.И. в лице своего представителя Аветяна С.В. обратился в Нехаевский районный суд Волгоградской области с исковым заявлением к ОСФР Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что достигнув необходимого возраста и стажа, установленного законодательством Российской Федерации для назначения страховой пенсии по старости, он обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (Нехаевский район) с заявлением об установлении ему страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчиком отказано в назначении страховой пенсии по старости, при этом в его страховой стаж не включены, в том числе, периоды работы: с 13.03.1992 года по 21.06.1996 (04 года 03 месяца 09 дней) – работа в СМУ № 10 Республики Казахстан; с 19.08.1996 года по 01.06.2000 года (03 года 09 месяцев 13 дней) – работа в РГП «Казаэронавигация». Указанные периоды не были включены в стаж истца в связи с тем, что в адрес ответчика до настоящего времени не поступил формуляр «О стаже работы». Полагает, что факт работы в спорные периоды подтверждён иными документами, а ответчиком существенно нарушены права истца на пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, с учетом уточненных требований, просил суд: признать незаконными решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об отказе в установлении пенсии № от 7 марта 2023 года и № от 28 февраля 2024 года в части отказа включить в страховой стаж истца периоды работы: с 13.03.1992 года по 21.06.1996 (04 года 03 месяца 09 дней) – работа в СМУ № 10 Республики Казахстан; с 19.08.1996 года по 01.06.2000 года (03 года 09 месяцев 13 дней) – работа в РГП «Казаэронавигация» (всего 08 лет 00 месяцев 122 дня); обязать ответчика включить в страховой стаж истца указанные периоды и назначить страховую пенсию с 4 декабря 2023 года.
Истец Ермаков В.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, свои интересы доверил представлять Аветяну С.В..
Суд на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель истца Ермакова В.И. - Аветян С.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Карякина Д.В., действующая на основании доверенности, участвующая в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи, в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, представила в материалы дела письменные возражения. Полагает, что решения ответчиком вынесены при полном соответствии с нормами пенсионного законодательства. Просила в удовлетворении уточненного иска отказать.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив предоставленные доказательства в их совокупности по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, разрабатывать механизм его реализации, включая закрепление в законе правил исчисления пенсий и определения их размеров, соблюдая при этом конституционное требование о недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Согласно ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (то есть не в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15 ноября 2022 года Ермаков В.И., <данные изъяты>, обратился в ОСФР по Волгоградской области (Нехаевский район) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 174-176).
Решением ОСФР по Волгоградской области (Нехаевский район) № от 7 марта 2023 года в установлении пенсии Ермакову В.И. отказано в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа – 42 года. В страховой стаж Ермакова В.И. не зачтены периоды работы: с 13.03.1992 года по 21.06.1996 (04 года 03 месяца 09 дней) – работа в СМУ № 10 Республики Казахстан; с 19.08.1996 года по 01.06.2000 года (03 года 09 месяцев 13 дней) – работа в РГП «Казаэронавигация» (всего 08 лет 00 месяцев 122 дня) (т. 1 л.д. 163-166).
15 ноября 2023 года Ермаков В.И., вновь обратился в ОСФР по Волгоградской области (Нехаевский район) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 79-83).
Решением ОСФР по Волгоградской области (Нехаевский район) № от 28 февраля 2024 года в установлении пенсии Ермакову В.И. отказано в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа – 42 года. В страховой стаж Ермакова В.И. не зачтены периоды работы: с 13.03.1992 года по 21.06.1996 (04 года 03 месяца 09 дней) – работа в СМУ № 10 Республики Казахстан; с 19.08.1996 года по 01.06.2000 года (03 года 09 месяцев 13 дней) – работа в РГП «Казаэронавигация» (всего 08 лет 00 месяцев 122 дня) (т. 1 л.д. 68-72).
Кроме того, в указанных решениях ответчиком не были включены в страховой стаж истца следующие периоды: отпуск без сохранения заработной платы (00 лет 00 месяцев 25 дней); период получения пособия по безработице (01 год 04 месяца 23 дня); период обучения в СПТУ № 1 г. Урюпинска Волгоградской области (01 год 10 месяцев 01 день).
Указанные периоды истцом не оспариваются.
Не согласившись с вынесенными ОСФР по Волгоградской области решениями, в части не включения в страховой стаж истца оспариваемых им периодов, Ермаков В.И. обратился в суд.
Как следует из решений ОСФР по Волгоградской области № от 7 марта 2023 года и № от 28 февраля 2024 года указанные периоды не подлежат зачету в страховой стаж истца, поскольку для определения права на пенсию компетентный орган государства-члена Соглашения ЕАЭС запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства – члена Соглашения ЕАЭС, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления формуляра «Запрос» и копий представленных документов о стаж работы. Компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства, либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос. Это означает, что компетентные органы государств-членов Соглашения ЕАЭС принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке и оформленные надлежащим образом, стаж за период работы с 13 марта 1992 года подтверждается только при поступлении формуляра «О стаже работы». Формуляр из Республики Казахстан в адрес ОСФР по Волгоградской области не поступил.
Из представленных суду документов (т. 1 л.д. 18-33, 34, 36, 89-90, 91-92, 182-201, 211-212, 214-215, 229, 230) усматривается, что в спорный период истец работал на территории Республики Казахстан, то есть не на территории Российской Федерации и не на территории СССР до его распада, страховые взносы в период их выполнения в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения оспариваемых периодов в страховой стаж истца и назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 4 декабря 2023 года.
Довод представителя истца о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ермакова В.И. в части включения в страховой стаж истца оспариваемых периодов работы со ссылкой на Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (прекратившим свое действие с 1 января 2023 года), основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права.
Согласно статьям 1 и 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств участников Соглашения производится по месту жительства.
В соответствии с пунктом 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, порядок исчисления и правила подсчета страхового стажа для назначения пенсии Ермакову В.И., проживающего на территории Российской Федерации, должны определяться на основании российского законодательства.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении №3378-О от 27 декабря 2023 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Прошунина Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав частью 1.2 статьи 8 и статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», указал, что «Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Реализуя указанные полномочия, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
Так, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 1 января 2023 года - Пенсионный фонд Российской Федерации) (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»), а также периоды: прохождения военной службы по призыву; участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы; получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; участия в специальной военной операции. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя».
На основании изложенного, исковые требования Ермакова В.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (ОСФР по Волгоградской области) об оспаривании решений об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления Ермакова В.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (ОСФР по Волгоградской области) об оспаривании решений об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Земцова
Справка: решение суда в окончательной форме, с учетом положений части 2 статьи 199, части 3 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, составлено 25 октября 2024 года.