Судья Зубова Е.Н.
Дело № 72-600/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 20 декабря 2023 г. в г. Перми жалобу Шалгинских Елизаветы Геннадьевны на постановление врио начальника Отделения судебных приставов СП по Косинскому, Кочевскому и Гайнскому районам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 26 сентября 2023 г., решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 30 октября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шалгинских Елизаветы Геннадьевны,
у с т а н о в и л:
постановлением врио начальника Отделения судебных приставов по Косинскому, Кочевскому и Гайнскому районам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (далее по тексту – ОСП по Косинскому, Кочевскому и Гайнскому районам ГУФССП России по Пермскому краю) № ** от 26 сентября 2023 г. глава администрации Гайнского муниципального округа Пермского края Шалгинских Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Решением судьи Гайнского районного суда Пермского края от 30 октября 2023 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Шалгинских Е.Г., постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Шалгинских Е.Г. просит об отмене указанных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
В судебном заседании в краевом суде Шалгинских Е.Г., извещенная надлежаще, участие не принимала.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения Шалгинских Е.Г. к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило неисполнение должником - администрацией Гайнского муниципального округа Пермского края в срок требований исполнительного документа по исполнительному производству № ** возбужденному от 31 января 2018 г. на основании исполнительного листа, выданного 18 января 2018 г. на основании решения Гайнского районного суда Пермского края (дело № 2-392/2017) о возложении обязанностей на администрацию Гайнского сельского поселения в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить осуществление работ по оборудованию автомобильных дорог по улицам Объездная, Лесопромышленная, 8-е Марта, Финоугорская, Гаражная, Западная и пер. Молодежный п. Гайны стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, обеспечении режима работы уличного освещения на территории п. Гайны в темное время суток в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-93.
Оставляя без изменения постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда, пришел к выводу о наличии в действиях Шалгинских Е.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 30 октября 2023 г. признать законным нельзя в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 23.68 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен Главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
При вынесении обжалуемого решения судьей Гайнского районного суда Пермского края указанные выше положения закона учтены не были.
Как усматривается из материалов дела, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Шалгинских Е.Г. рассмотрено врио начальника ОСП по Косинскому, Кочевскому и Гайнскому районам ГУФССП России по Пермскому краю 26 сентября 2023 г. по адресу: **** и вынесено обжалуемое постановление.
Данная территория не относится к территориальной подсудности Гайнского районного суда Пермского края, а относится к юрисдикции Косинского районного суда Пермского края.
Учитывая положения части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации № 623-О-П от 3 июля 2007 г., № 144-О-П от 15 января 2009 г., решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 30 октября 2023 г. не соответствует требованиям закона и в силу пункта 5 части 1 статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а жалоба направлению для рассмотрения в Косинский районный суд Пермского края к компетенции которого, в данном случае, относится рассмотрение жалобы Шалгинских Е.Г. на постановление должностного лица административного органа.
Учитывая основания отмены решения судьи Гайнского районного суда Пермского края, жалоба Шалгинских Е.Г. на указанное решение, не подлежит рассмотрению по существу судьей краевого суда. Соответствующие доводы подлежат оценке при рассмотрении дела судьей Косинского районного суда Пермского края.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статья 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 30 октября 2023 г. отменить.
Жалобу Шалгинских Елизаветы Геннадьевны на постановление врио начальника ОСП по Косинскому, Кочевскому и Гайнскому районам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 26 сентября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шалгинских Елизаветы Геннадьевны направить на рассмотрение в Косинский районный суд Пермского края.
Судья: подпись