ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-10449/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 26 мая 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ковалевской В.В.,
судей Благодатских Г.В., Варнавской Л.С.,
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 24RS0013-01-2020-001166-32 по иску Красноярского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Емельяновского района Красноярского края, обществу с ограниченной ответственностью «Красноярская рециклинговая компания», администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края, Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
по кассационной жалобе Министерства лесного хозяйства Красноярского края на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 10 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Ковалевской В.В., выслушав объяснения прокурора Еськовой Ю.С., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Емельяновского района Красноярского края, ООО «Красноярская рециклинговая компания», Министерству лесного хозяйства Красноярского края, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности полетов было выявлено наличие 7 несанкционированных свалок, расположенных на приаэродромной территории вдоль дороги местного значения, на расстоянии 170-900 метров от северной границы периметрового ограждения аэропорта «Черемшанка» территории Емельяновского района Красноярского края, за ипподромом «Мустанг» пгт. Емельяново, а также вдоль дороги от поворота на кафе «Овнан». В связи с выявлением несанкционированных свалок на приаэродромной территории аэропортов Красноярск и Черемшанка, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Красноярская рециклинговая компания» направила в адрес главы администрации Емельяновского района уведомление об обнаружении мест скопления ТКО, однако администрацией Емельяновского района мер по ликвидации свалок не предпринято, ссылаясь на то, что спорная территория относится к землям неразграниченной собственности. При фактическом бездействии органов местного самоуправления, ООО «Красноярская рециклинговая компания» не осуществило самостоятельно ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. ДД.ММ.ГГГГ Красноярским транспортным прокурором внесено представление ООО «Красноярская рециклинговая компания» об устранении нарушений, которое ответчиком исполнено не было. Наличие в непосредственной близости от аэродрома свалки с твердыми коммунальными отходами создает угрозу безопасности полетов воздушных судов.
На основании изложенного просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок согласно компетенции и принадлежности, расположенных на приаэродромной территории вдоль дороги местного значения, на расстоянии 170-900 метров от северной границы периметрового ограждения аэропорта «Черемшанка» территории Емельяновского района Красноярского края, а также за ипподромом «Мустанг» пгт. Емельяново, вдоль дороги от поворота на кафе «Овнан», до выезда на дорогу в аэропорт Красноярск (Емельяново) по координатам, заявленным в исковом заявлении; возложении на ответчиков обязанности по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Определением суда от 13 июля 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 10 августа 2021 г. исковые требования Красноярского транспортного прокурора удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края, Министерства лесного хозяйства Красноярского края, администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок.
На администрацию Емельяновского районного Красноярского края возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных:
в географических координатах № №., площадью 12 кв.м. в кадастровом квартале №, в каталоге координат:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
в географических координатах № №., в кадастровом квартале №, в каталоге координат:
<данные изъяты>
в географических координатах №. № площадью 126 кв.м. в кадастровом квартале №, в каталоге координат:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
в географических координатах № № площадью 1 кв.м. в кадастровом квартале № в каталоге координат:
<данные изъяты>
в географических координатах № " №. (за <адрес>), площадью 2145 кв.м., на землях неразграниченной государственной собственности, в каталоге координат:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
в географических координатах № с№ площадью 229 кв.м. в кадастровом квартале №, в каталоге координат:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
На Министерство лесного хозяйства Красноярского края возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных:
в географических координатах № №" площадью 253 кв.м., на территории Мининского лесничества Еловского участкового лесничества, квартал №, выдел №, в границах кадастрового квартала №, в каталоге координат:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
в географических координатах № № площадью 53 кв.м., на территории Мининского лесничества Еловского участкового лесничества, квартал №, выдел №, в границах кадастрового квартала №, в каталоге координат:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
в географических координатах № № площадью 102 кв.м., на территории Емельяновского лесничества Емельяновского участкового лесничества, совхоз «Емельяновский», квартал №, выдел №, в границах кадастрового квартала №, в каталоге координат:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
в географических координатах № в.д. площадью 1 кв.м., на территории Мининского лесничества Еловского участкового лесничества, квартал №, выдел №, в границах кадастрового квартала №, в каталоге координат:
<данные изъяты>
На администрацию поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных:
в географических координатах №. (за <адрес>), площадью 311 кв.м., в границах земельного участка с кадастровым номером №, в каталоге координат:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
в географических координатах №. (<адрес>), площадью 107 кв.м., в границах земельного участка с кадастровым номером №, в каталоге координат:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Установлен срок для исполнения решения – в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Исковые требования к ООО «Красноярская рециклинговая компания», а также о возложении на ответчиков обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми № и № оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 января 2022 г. решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 10 августа 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерства лесного хозяйства Красноярского края ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений. Кассатор указывает, что возложенная на Министерство обязанность по ликвидации свалок ТКО на землях лесного фонда не входит в круг его полномочий; выводы суд основаны на ошибочном толковании закона; Министерство является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Обращает внимание на то, что судом не установлен объем ТКО, в связи с чем могут возникнуть затруднения при исполнении судебного решения; к участию в деле не привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства, на права и обязанности которого может повлиять обжалуемый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом, на приаэродромной территории вдоль дороги местного значения, на расстоянии 170-900 метров от северной границы периметрового ограждения аэропорта «Черемшанка» территории <адрес>, за <адрес> размещены несанкционированные свалки.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес ООО «Красноярская рециклинговая компания» направлены требования о ликвидации несанкционированных свалок.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Красноярская рециклинговая компания» составлен акт выявления места несанкционированного размещения ТКО в пределах кадастровых кварталов № и №, с фиксацией фотоматериалов, которые ДД.ММ.ГГГГ направлены в адрес главы муниципального образования поселок Емельяново, МТУ Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
В ответ на обращение, ДД.ММ.ГГГГ администрацией п. Емельяново в адрес ООО «Красноярская рециклинговая компания» направлено уведомление о невозможности ликвидировать несанкционированную свалку, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым № находится на праве аренды у ЗАО «Спецтехномаш».
Согласно сообщению ООО «Красноярская рециклинговая компания» на требования Красноярского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ региональным оператором выявлено место несанкционированного размещения ТКО в западном направлении от ограждения аэропорта «Черемшанка» объемом более 1 куб.м., в связи с чем в адрес администрации Емельяновского района и администрации п. Емельяново направлены соответствующие уведомления; указанными органами даны ответы об отказе в принятии мер к ликвидации образовавшихся мест несанкционированного размещения ТКО в связи с их расположением на землях, государственная собственность на которые не разграничена. В целях определения перечня мер, по ликвидации свалок, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Красноярская рециклинговая компания» направлен запрос в Министерство экологии и рационального природопользования <адрес>.
Аналогичное сообщение направлено ООО «Красноярская рециклинговая компания» в адрес Красноярского транспортного прокурора ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Красноярским транспортным прокурором вынесено представление в адрес ООО «Красноярская рециклинговая компания» о ликвидации несанкционированных свалок в пределах кадастровых кварталов № и №.
В ответ на представление от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Красноярская рециклинговая компания» ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о рассмотрении представления Красноярской транспортной прокуратуры, согласно которого нарушений закона ответчиком не допущено, оснований для привлечения к ответственности не имеется.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу было назначено проведение землеустроительной экспертизы.
По заключению ООО «Кадастровый центр», территория с географическими координатами №. несанкционированной свалки отходов производства площадью 253 кв.м. расположена в границах кадастрового квартала №; данная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда Мининского лесничества Еловского участкового лесничества, квартал №, выдел №;
территория с географическими координатами № несанкционированной свалки отходов производства площадью 12 кв.м. расположена на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале №
территория с географическими координатами № несанкционированной свалки отходов производства площадью 53 кв.м. расположена в границах кадастрового квартала №, на землях лесного фонда Мининского лесничества Еловского участкового лесничества, квартал №, выдел №;
территория с географическими координатами № несанкционированной свалки отходов производства расположена на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале №;
территория с географическими координатами № в.д. несанкционированной свалки отходов производства площадью 102 кв.м. расположена в границах кадастрового квартала № на землях лесного фонда Емельяновского лесничества, совхоз «Емельяновский», квартал №, выдел №;
территория с географическими координатами №. несанкционированной свалки отходов производства площадью 123 кв.м. расположена на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>;
территория с географическими координатами № несанкционированной свалки отходов производства площадью 126 кв.м. и точечные несанкционированные свалки площадью около 2 кв.м., расположена в границах кадастрового квартала №, частично на землях лесного Мининского лесничества Еловского участкового лесничества, квартал №, выдел № в координатах: <данные изъяты> частично - на землях неразграниченной государственной собственности;
территория с географическими координатами № несанкционированной свалки отходов производства площадью 5773 кв.м. расположена в границах земельных участков с кадастровыми № – на площади 311 кв.м., земельного участка с кадастровым № – на площади 210 кв.м., земельного участка с кадастровым № - на площади 107 кв.м., а также частично на землях неразграниченной государственной собственности – на площади 2145 кв.м.;
территория с географическими координатами №. (вдоль дороги от поворота на кафе Овнан, до выезда на дорогу в аэропорт Красноярск (Емельяново) несанкционированной свалки отходов производства площадью 229 кв.м. расположена в границах кадастрового квартала №, на землях неразграниченной государственной собственности.
Несанкционированные свалки отходов в географических координатах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
расположены на землях лесного фонда. Заключение о расположении части спорных территорий на землях лесного фонда определено экспертом с учетом сообщений ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» на запрос суда, а также сообщения указанного учреждения в адрес Министерства лесного хозяйства Красноярского края. Данных об обременении лесного участка арендой, либо о его передаче в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование суду не представлено.
Несанкционированные свалки отходов в географических координатах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
расположены на землях неразграниченной государственной собственности.
Несанкционированная свалка отходов в географических координатах:
№ площадью 123 кв.м. расположена на земельном участке с кадастровым №;
№ расположена в границах земельных участков с кадастровыми № – на площади 311 кв.м., земельного участка с кадастровым № – на площади 210 кв.м., земельного участка с кадастровым № - на площади 107 кв.м.
Согласно выписок из ЕГРН, собственниками земельного участка с кадастровым № являются Чиханчина Ю.А. и Адашкина Н.А.; на праве аренды земельный участок передан ООО «Емельяновское»; данных о правообладателе участка с кадастровым № в ЕГРН не внесено, при этом, указанный участок обременен правами аренды Суровцева И.Л. по договору аренды на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Сведения о правообладателях земельных участков с кадастровыми №, № в Единый государственный реестр недвижимости не внесены; доказательств заключения договоров аренды указанных земельных участков в деле не имеется. Местоположением указанных земельных участков является <адрес>.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, заявленные к Министерству лесного хозяйства Красноярского края, суд первой инстанции руководствовался ч. 1 ст. 8, п. 6 ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации, абз. 3 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 января 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 1, п. 6 ст. 24.6 п. 1, 4 ст. 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп. 1.1, 3.3, 3.12, 3.33, 3.61 Положения о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 г. № 374-П, п.16, п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, установив факт того, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (захламление территории бытовым мусором) находится, в том числе, на земельном участке, относящемся к категории земель - земли лесного фонда и является федеральной собственностью, пришел к выводу о том, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов федеральной собственности, поскольку собственники обязаны проводить мероприятия по устранению загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, а в отношении земель лесного фонда федеральной собственности указанные полномочия собственником переданы субъектам Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, юридически значимые по делу обстоятельства судом определены верно.
Доводы кассационной жалобы о том, что министерство не является надлежащим ответчиком, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Не привлечение к участию в деле Федерального агентства лесного хозяйства не повлекло нарушение прав кассатора.
Выводы суда мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты; нормы материального права судом применены верно; существенных нарушений норм процессуального права не допущено.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, в связи с чем отсутствуют основания для её удовлетворения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст.390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 10 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи