Судья Рогачева А.В. Дело № 33а -6326/2020
25RS00035-01-2020-000539-43
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 августа 2020 года <адрес>
Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н,,
судей Новожиловой И.Н., Горпенюк О.В.,
при секретаре Торопой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску МО МВД России «Большекаменский» об установлении административного надзора в отношении ФИО1,по апелляционному представлению Большекамеского межрайонного прокурора на решение Шкотовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены административные исковые требования, в отношении ФИО1 установлен административный надзор сроком на восемь лет, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся не отбытой части наказания, установлены ограничения: обязательная явка 1 раз в месяц в МО МВД по месту жительства в дни и часы, установленные указанным органом; запрет выезда за пределы Шкотовского муниципального района <адрес>, без разрешения ОВД; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания надзорного лица в период с 22 часов до 06 часов, за исключением случаев выполнения трудовой функции, подтвержденных соответствующими документами; запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания в определенных местах, а именно в кафе, барах, ресторанах, где производится реализация алкогольной продукции.
Заслушав доклад судьи Новожиловой И.Н., заключение прокурора ФИО6, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
МО МВД России «Большекаменский» обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении ФИО1, указав, что административный ответчик имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве.
Просил установить в отношении ФИО1 административный надзор на срок до погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после
отбытия наказания, и установить следующие ограничения: обязательная явка 1 раз в месяц в МО МВД по месту жительства в дни и часы, установленные указанным органом; запрет выезда за пределы муниципального образования по месту жительства, пребывания либо фактического нахождения без письменного разрешения ОВД; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания надзорного лица в период с 22 часов до 06 часов, за исключением случаев выполнения трудовой функции, подтвержденных соответствующими документами; запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания в определенных местах, а именно в кафе, барах, ресторанах, где производится реализация алкогольной продукции.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО7 на требованиях настаивала по доводам, изложенным в заявлении.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражений относительно установления административного надзора не высказала, вместе с тем, полагала чрезмерным заявленный срок административного надзора.
Помощник прокурора в заключении полагал, что заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом вынесено решение, с которым не согласился Большекаменский межрайонный прокурор, им подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об изменении решения суда, просил дополнить его с указанием установления административного надзора в отношении ФИО1 на срок погашения судимости 8 лет, срок административного надзора исчислять с момента истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением.
В силу ч. 1 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из п. 2 ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении
совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 этого же Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступлений) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 22.03.2012 № 597-О-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (ст. 86 УК РФ)
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, закреплены в ст. 4 указанного Федерального закона. Перечень административных ограничений является исчерпывающим.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ в резолютивной части решения суда об установлении административного надзора должны содержаться сведения о сроке административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Как следует из материалов дела ФИО1 осуждена ДД.ММ.ГГГГ Шкотовский районным судом <адрес> за совершение тяжкого преступления, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве состава преступления.
Из представленного на осужденную характеризующего материала усматривается, что ФИО1 за время отбывания наказания принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены старалась выполнять. В коллективе конфликтных ситуаций не допускала. Нарушений УПОН не допускала.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости установления в отношении осужденной ФИО1 административного надзора, поскольку она осуждена за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ влечет установление в отношении такого лица административного надзора с установлением административных ограничений.
Выводы суда первой инстанции об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Срок административного надзора не превышает предусмотренный статьей 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступлений) срок погашения судимости в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Установленные судом административные ограничения отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенного ФИО1 преступления, и способствуют предупреждению совершения ей преступлений и других правонарушений.
Судебная коллегия находит выводы районного суда основанными на исследованных судом доказательствах, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Между тем судом не было учтено, что согласно п. 4 Постановления Пленума ВС РФ № 15 от 16.05.2017 лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому не отбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ.
В силу п. 23 Постановления Пленума ВС РФ № 15 если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно, либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Шкотовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, дополнить резолютивную часть решения указанием о том, что срок административного надзора подлежит исчислению с момента исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи