Решение от 22.09.2023 по делу № 2-137/2023 от 02.02.2023

Решение в окончательной форме принято 25.09.2023 года

Дело № 2-137/2023

УИД 76RS0003-01-2023-000074-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2023 года г. Гаврилов-Ям     

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Малининой Ю.Я.,

при секретаре Власовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Груздева В.В. к Управлению социальной защиты населения и труда Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Министерству труда и социальной поддержки населения Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Груздева В.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения и труда Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что Груздева В.В. является педагогическим работником, пенсионером, проработавшим до ухода на пенсию в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности. В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. В течение нескольких лет истец являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 01 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов семьи истца, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. Истец считает данное решение ответчика незаконным. На основании изложенного истец просит суд обязать ответчика с 01 января 2019 года восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи. Произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01 января 2019 года. Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании определений суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Министерство труда и социальной поддержки населения Ярославской области. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определениями суда привлечены Администрация Гаврилов-Ямского муниципального района, Груздев С.Б., Груздев Н.С., Груздев М.С., ПАО «ТНС Энерго Ярославль», ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль», ООО «Софтинфо», Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области.

Истец Груздева В.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержав исковые требования.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения и труда Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Самойлов А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил применить сроки исковой давности и в обоснование своей позиции пояснил следующее. В Социальный кодекс Ярославской области были внесены изменения, в связи с чем с 01 января 2019 года меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг более не распространяются на членов семьи педагогических работников. Истец является работающим пенсионером, в связи с чем не имеет права на меры социальной поддержки с учетом членов своей семьи. В настоящее время выплатные дела получателей ежемесячной денежной компенсации переданы ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», на которое возложены полномочия по предоставлению мер социальной поддержки.

Ответчик ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил письменные возражения на исковое заявление, согласно которых просил отказать истцу в удовлетворении иска и применить сроки исковой давности.

Ответчик Министерства труда и социальной поддержки населения Ярославской области (ранее Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил письменные возражения на исковое заявление, согласно которых просил отказать истцу в удовлетворении иска.

Представители третьих лиц ООО «Софтинфо», ПАО «ТНС Энерго Ярославль», ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Администрация Гаврилов-Ямского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, согласно которых полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению ввиду внесения изменений в Социальный кодекс Ярославской области.

Третьи лица Груздев С.Б., Груздев Н.С., Груздев М.С., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Согласно части 3 статьи 43 Социального кодекса Ярославской области, работники государственных организаций, педагогические работники и руководители образовательных организаций, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса.

Частью 4 статьи 43 Социального кодекса Ярославской области установлено, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сохраняется за пенсионерами, которые имели право на их получение к моменту выхода на пенсию, проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там. Сохранение права на получение мер социальной поддержки осуществляется независимо от вида назначенной работнику государственной организации, педагогическому работнику или руководителю образовательной организации страховой пенсии и основания прекращения им трудовой деятельности.

В соответствии с частью 6.1 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

В силу части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников и руководителей образовательных организаций, работавших и проживающих в сельской местности.

Судом установлено, что Груздева В.В. является работающим пенсионером из числа педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.

Как следует из ответа Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ярославской области, Груздевой В.В. установлена пенсия в соответствии с пп. 19. п.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях" с 13.02.2012г. как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Истец является получателем пенсии по настоящее время.

Согласно адресной справке от 18 июля 2023 года Груздева В.В. зарегистрирована и проживает в сельской местности по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, д. Прошенино, ул. Школьная, д. 25. Совместно с ней проживают и зарегистрированы в качестве членов ее семьи супруг Груздев С.Б., сын Груздев Н.С., сын Груздев М.С.

На основании решения о назначении № 507 от 24 июня 2011 года Груздева В.В. с 01 января 2012 года являлась получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частью 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области, как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности. Названная компенсация в соответствии с частью 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области, в редакции, действовавшей до 01.01.2019г., рассчитывалась истцу с учетом проживающих совместно с ней членов семьи.С 01 января 2019 года расчет компенсации производится только на истца Груздеву В.В. с учетом изменений, внесенных в часть 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан».

Истец полагает, что отмена мер социальной поддержки и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 января 2019 года без учета членов семьи: супруга Груздева С.Б., сына Груздева Н.С., Груздева М.С., нарушает ее права.

В соответствии с частью 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действующей до 1 января 2019 года) предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з в часть 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области внесены изменения, в соответствии с которым предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности. Данные изменения вступили в силу с 01 января 2019 года.

При этом приведенные положения не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, в том числе пенсионеров, продолжающих осуществлять трудовую деятельность после выхода на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года.

В соответствии с положениями части 1 статьи 51 Социального кодекса Ярославской области предоставление социальной поддержки в соответствии с данным Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

В силу части 3 статьи 52 Социального кодекса Ярославской области в случае отмены какой-либо меры социальной поддержки граждане, которым она была установлена, сохраняют право на ее получение в размере не ниже ранее установленного в течение всего срока, на который им была установлена мера социальной поддержки.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 13 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 года, субъекту Российской Федерации, установившему в нормативных правовых актах условия и порядок представления нуждающимся в обеспечении жильем гражданам мер социальной поддержки (денежные выплаты), и предоставившему ранее этим гражданам меры социальной поддержки, необходимо сохранять разумную стабильность правового регулирования в этой сфере общественных отношений и в случае принятия решения о приостановлении предоставления названных мер социальной поддержки, вызванных недостаточностью бюджетных средств, следует решить вопрос о правах лиц, получавших такие меры социальной поддержки и рассчитывавших на их получение в будущем в соответствии с действующим правовым регулированием в том числе путем установления компенсаторного механизма, смягчающего неблагоприятные последствия такого приостановления.

Такого компенсаторного механизма субъектом Российской Федерации для лиц, имевших право на получение мер социальной поддержки и реализовавших такое право, при принятии Закона Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з предусмотрено не было.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд РФ, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 01 декабря 2005 года № 521-О).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось правовых оснований для прекращения начисления Груздевой В.В. компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно с ней членов семьи педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.

Ответчики заявили о применении срока исковой давности.

Согласно статье 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу статей 195, 196 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса РФ.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 200 Гражданского кодекса РФ).

Как установлено судом, истец Груздева В.В. знала об отмене выплаты компенсации в полном объеме с 01 января 2019 года, однако за защитой своих прав обратилась в суд лишь 02 февраля 2023 года. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска установленного законом трехлетнего срока исковой давности, истцом в материалы дела не представлено, в связи с чем следует применить исковую давность 3 года, с учетом того, что меры социальной поддержки предоставляются ежемесячно.

Таким образом, мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ним членов семьи подлежит восстановлению, а компенсация расходов перерасчету и выплате со 02 февраля 2020 года.

При определении надлежащего ответчика по делу суд учитывает, что с 01 апреля 2023 года исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

В связи с принятием Закона Ярославской области от 20 декабря 2022 года № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16 декабря 2009 года № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24 ноября 2008 года № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01 апреля 2023 года.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28 ноября 2022 года № 1062-п создано ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», которое с 01 апреля 2023 года осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Основной целью деятельности ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.

Принимая во внимание вышеизложенное, надлежащим ответчиком по делу является ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

Доводы ответчика ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» о том, что до момента наделения полномочиями до 01 апреля 2023 года, по указанным мерам социальной поддержки ответственность не может быть возложена, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего. Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки возложены именно на ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области». При этом из пояснений представителя Управления социальной защиты населения и труда Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Самойлова А.Е. следует, что выплатные дела получателей ежемесячной денежной компенсации ЖКУ переданы ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

Таким образом, с учетом сроков исковой давности заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу истца следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 7606133587, ░░░░ 1227600020614) ░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 7606133587, ░░░░ 1227600020614) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                         ░.░. ░░░░░░░░

2-137/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Груздева Вера Васильевна
Ответчики
Управление социальной защиты населения и труда Администрации Гаврилов-Ямского м/р
ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области»
Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
Другие
Груздев Николай Сергеевич
Груздев Михаил Сергеевич
Администрация Гаврилов-Ямского муниципального района
ПАО «ТНС энерго Ярославль»
Груздев Сергей Борисович
ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль»
ООО «Софтинфо»
Суд
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области
Судья
Малинина Ю.Я.
Дело на сайте суда
gavrilov-yamsky.jrs.sudrf.ru
02.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2023Передача материалов судье
08.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Судебное заседание
23.08.2023Судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее