Решение по делу № 2-919/2023 от 30.10.2023

    Дело № 2-919/2023

    УИД 91RS0-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«25» декабря 2023 года                                                           <адрес>

Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                                     - Маслак В.Ю.,

при секретаре судебного заседания                             - ФИО4,

с участием представителя ответчика – адвоката         - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к ФИО2 о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка, третьи лица – <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес>, отделение судебных приставов по <адрес> и <адрес> УФССП России по <адрес>, ФИО1,

                                                       УСТАНОВИЛ:

В октябре 2023 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в Красноперекопский районный суд Республики Крым с иском к ФИО2 о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка.

Требования мотивированы тем, что в результате рассмотрения сведений из Единого государственного реестра недвижимости, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым установлено, что у ответчика ФИО2 в общей долевой собственности находится земельный участок площадью 1514 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Сведения о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:06:050101:797 внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17.10.2019 г., номер регистрации вещного права: 90:06:050101:797-90/090/2019-2 (1/2 земельного участка).

В соответствии с п.3 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границы Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлен Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Указанный перечень дополнен Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в частности, пунктом 44.4 Муниципальное образование <адрес> Республики Крым.

По данным ЕГРН, ответчик ФИО2 является гражданином иностранного государства.

Учитывая вышеизложенное, принадлежащая ответчику 1/2 доля земельного участка подлежала отчуждению ею в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020г. «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ », вступил в силу 20.03.2020г., однако этого ответчиком добровольно сделано не было.

        В связи с изложенным, истец просит суд осуществить принудительную продажу с публичных торгов доли земельного участка с кадастровым номером 90:06:050101:797, площадью 1514 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования — для индивидуального жилищного строительства, принадлежащего на праве собственности гражданину ФИО2, с последующей передачей ФИО2 вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    В судебное заседание представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым не явился, извещался судом надлежащим образом.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, местонахождение неизвестно.

Представитель ответчика - адвокат ФИО5, действующий в порядке ст. 50 ГПК РФ, возражала против удовлетворения иска в полном объеме.

Представитель третьего лица - <адрес> Республики Крым, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица - отделения судебных приставов по <адрес> и <адрес> Главного Управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица - Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

    Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав доводы представителя ответчика адвоката ФИО5, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из материалов настоящего гражданского дела следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, от ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный (л.д.10).

Из представленного свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым поставлено на учет ДД.ММ.ГГГГ, в налоговом органе по месту нахождения Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> с присвоением ИНН 9102012080, КПП 910201001, ОГРН 1149102017426 (л.д.11).

Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-162299851, правообладателями земельного участка, расположенного в <адрес>, на территории Ишунского сельского совета, кадастровый , площадью 1514 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, значатся: 1/2 доля –ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, иные правообладатели ФИО1 - общая долевая собственность 1/2.

Согласно информации ОВМ МО МВД России «Красноперекопский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно сведениям, содержащимся в автоматизированной системе миграционного учета, гражданином Российской Федерации не является, зарегистрированным на территории <адрес> и <адрес> не значится, с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации не обращался (л.д. 26).

Согласно информации ОВМ МО МВД России «Красноперекопский» от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выехал ДД.ММ.ГГГГ через пункт пропуска Турецкий вал (Армянск, авто) на территорию Украины по паспорту гражданина Украины серия ЕК (л.д.24-25).

Из представленного реестрового дела , а такжеВыписки из ЕРГН на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, открытого ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, кадастровый , площадью 1514 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, зарегистрирован за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (1/2 доля) на основании паспорта гражданина Украины, серия МЕ , выданного ДД.ММ.ГГГГ ТУМ Соломенкского РУ ГУ МВД Украины в городе Киеве, место проживания: Украина, <адрес>, за ФИО1 (1/2 доля) на основании паспорта гражданина РФ серия 09 14 от ДД.ММ.ГГГГ Отдел УФМС России по <адрес> в <адрес>, место проживания: РФ, <адрес>, 68 км а/д Ялта - Севастополь, <адрес> (27-37).

Конституционный Суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ -О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч. 1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Указом Президента Российской Федерации N 26 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ входящие в перечень и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном российским законодательством порядке.

Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).

Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.

Норма п. 3 ст. 15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.

В свою очередь Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

В судебном заседании достоверно установлено, что ответчик ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданином Российской Федерации не являлся и не является, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым зарегистрирована не была и постоянно не проживала. Более того, суд отмечает, что осуществляя действия связанные с реализацией прав, ФИО2 на территории РФ предъявлял паспорт гражданина Украины, серия МЕ , выданный ДД.ММ.ГГГГ ТУМ Соломенского РУ ГУМВД Украины в Киеве.

Таким образом, применительно к данному спору, принадлежащая ответчику 1/2 доля земельного участка подлежала отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на 1/2 долю земельного участка зарегистрировано за ответчиком ФИО2.

Совокупность установленных по делу обстоятельств указывает на то, что нахождение в собственности ответчика 1/2 доли спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. Спорный земельный участок расположен в <адрес>.

При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применяю положения п. 2 ст. 238 ГК РФ.

Порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован.

В случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст.6 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к возникшим правоотношениям сторон.

Поскольку, как было указано выше порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положений действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.

В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом, (п.2 ст. 449.1 ГК РФ)

Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.

Таким образом, к спорным правоотношениям подлежали применению положения п.2 ст.238 ГК РФ, ст.ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.

<адрес> принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от ДД.ММ.ГГГГ и Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

    В соответствии с пунктом 4 Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -У, в связи с утверждением структуры исполнительных органовгосударственной власти Республики Крым, ликвидируются органы исполнительной власти Республики Крым, в частности, Фонд имущества Автономной Республики Крым и образовано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р утвержден ликвидационный баланс Фонда имущества Автономной Республики Крым.

Вместе с тем, образовано Министерство имущественных и земельныхотношений Республики Крым.

    Согласно п.3.2, 3.2.1 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношении Республики Крым для осуществления возложенных на него функций и задач в пределах своей компетенции имеет право осуществлять юридические действия по защите прав и законных интересов Республики Крым по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений, в том числе обращаться в интересах Республики Крым в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и к мировым судьям по вопросам взыскания арендных и иных платежей за пользование имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым.

Согласно п. 5.1 вышеуказанного Положения Министерство является юридическим лицом, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

При таких обстоятельствах, истец является надлежащим лицом, обратившимся за судебной защитой, а избранный истцом способ защиты права путем принудительного отчуждения спорного земельного участка, основан на положениях действующего законодательства и соразмерен допущенному ответчиком нарушению. Удовлетворение иска приведет к защите и восстановлению нарушенного права, в связи с чем, заявленные требования о принудительной продаже спорного земельного участка подлежат удовлетворению.

Начальную продажную стоимость 1/2 доли спорного земельного участка следует определить равной ее рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом исполнителем.

С учетом изложенного, исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 55,56,167, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – удовлетворить.

Осуществить принудительную продажу с публичных торгов 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером 90:06:050101:797, площадью 1514 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, принадлежащего на праве общей долевой собственности гражданину ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, паспорт гражданина Украина серии МЕ , выдан ДД.ММ.ГГГГ ТУМ Соломенского РУ ГУМВД Украины в городе Киеве, проживающему по адресу: Украина, <адрес>, с последующей передачей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.

Начальную продажную цену доли отчуждаемого имущества определить равной ее рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца через Красноперекопский районный суд Республики Крым со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                В.Ю. Маслак

2-919/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Ответчики
Лопаткин Андрей Иванович
Другие
Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г.Севастополю
Администрация Красноперекопского района Республики Крым
Мартынова Светлана Николаевна
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Отделение судебных приставов по г.Красноперекопску и Красноперекопскому району Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым
Суд
Красноперекопский районный суд Республики Крым
Судья
Маслак Валентина Юрьевна
Дело на странице суда
krasnoperekopskiy.krm.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее