Судья Финютина Н.В. гр.дело №33-9943/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2014 года Самарская область, г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей: Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.,
при секретаре Шарапове М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сазоновой Л.А. на решение Кировского районного суда г.Самары Самарской области от 07 июля 2014 года, с участием Емельянова Д.В. (представителя Сазоновой Л.А.), Малинина Н.С. (представителя Министерства имущественных отношений Самарской области),
УСТАНОВИЛА:
Сазонова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением о понуждении Министерство имущественных отношений Самарской области заключить с ней договор купли-продажи земельного участка, указав, что является собственником нежилого здания (автомойки) площадью 113,60 кв.м по адресу: <адрес> С целью оформления земельного участка под указанным зданием 11.07.2013 она обратилась в Министерство с заявлением о выкупе земельного участка, расположенного по указанному адресу, площадью 139,0 кв.м, занимаемого предприятием бытового обслуживания (автомойкой). Однако 20.05.2014 Министерство отказало в предоставлении за выкуп земельного участка, ссылаясь на ответ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о том, что часть объекта принадлежит территории общего пользования. Между тем, согласно межевому плану и техническому паспорту земельный участок целиком занят нежилым зданием (автомойкой), повторяет очертания периметра здания.
Ссылаясь на изложенное, Сазонова Л.А. просила обязать Министерство имущественных отношений Самарской области заключить с ней договор купли-продажи земельного участка площадью 113,60 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, по цене 30% от кадастровой стоимости, что составляет 417 669,70 руб.
Решением Кировского районного суда г.Самары Самарской области от 07 июля 2014 года в удовлетворении заявления отказано. Суд исходил из того, что Сазоновой Л.А. избран ненадлежащий способ защиты права. В спорах относительно приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, надлежит обжаловать решения соответствующих полномочных органов, между тем, отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка заявитель не оспаривает.
В апелляционной жалобе Сазонова Л.А. ставит вопрос об отмене судебного решения и удовлетворении заявленных требований. Считает, что в рассматриваемом случае имеет место спор о праве, выразившийся в том, что Министерство, уполномоченное собственником на распоряжение земельным участком, отказало истцу в реализации его исключительного права на приватизацию земельного участка, занятого строением.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя доводы жалобы поддержал.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Сазонова Л.А. является собственником нежилого здания площадью 113,60 кв.м Литера В, по адресу: <адрес>.
11.07.2013 Сазонова Л.А. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 139,0 кв.м, занимаемого предприятием бытового обслуживания (автомойкой).
Уведомлением от 20.05.2014 Министерство отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что согласно сведениям Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара часть земельного участка относится к территории общего пользования, в связи с чем приватизации не подлежит.
В силу п.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Таким образом, отношения, связанные с предоставлением земельных участков, по своей природе не являются частноправовыми, а носят публично-правовой характер, поскольку возникают в связи с осуществлением органами государственной власти и местного самоуправления властных полномочий по предоставлению земельных участков. Возникающие из таких правоотношений споры подлежат разрешению в порядке главы 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия (п. 28).
Таким образом, при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК РФ возложение на государственный орган или должностное лицо обязанности совершить в отношении заявителя определенные действия возможно только в случае признания решения, действия (бездействия) такого органа или должностного лица незаконными.
В рассматриваемом случае решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка заявителем не оспаривается.
Поскольку отказ в предоставлении земельного участка незаконным не признан, оснований для восстановления прав заявителя путем возложения на Министерство обязанности заключить с Сазоновой Л.А. договор купли-продажи такого земельного участка у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае имеет место спор о праве, ввиду чего заявление Сазоновой Л.А. подлежит рассмотрению по существу в порядке искового производства, основаны на неправильном толковании действующего законодательства. В отношениях по предоставлению земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или местного самоуправления в отличие от лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, имеет властные полномочия и реализует их в установленном порядке, обязательном для участников возникшего правоотношения, то есть указанные правоотношения носят публичный характер.
Указанная правовая позиция неоднократно подтверждена Верховным Судом РФ (Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2014 N 5-КГ13-126, Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2013 N 21-КГ13-5).
Доводы жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок не относится к территории общего пользования, не имеют правового значения для разрешения настоящего дела, поскольку направлены на оспаривание решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка, которое заявитель не обжаловал.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г.Самары Самарской области от 07 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сазоновой Л.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи