дело №2-3280/2021
УИД26RS0029-01-2021-006067-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2021 года г.Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Весниной О.В.
при секретаре судебного заседания Курбановой А.Р.
с участием:
помощника прокурора города Пятигорска Пашуковой Е.С.
представителя ответчика (по доверенности) Маруняк А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Старт-Строй» о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении квоты для принятия на работу инвалидов, ненаправлении информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для трудоустройства инвалидов, возложении обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для инвалидов и направлении уведомления о выполнении квоты для приема инвалидов
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Старт-Строй» о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении квоты для принятия на работу инвалидов, ненаправлении информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для трудоустройства инвалидов, возложении обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для инвалидов и направлении уведомления о выполнении квоты для приема инвалидов.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения работодателями <адрес> законодательства о занятости населения, в ходе которой установлено, что ответчик не представлял в ГКУ «Центр занятости населения города-курорта Пятигорска» информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Предоставление таких сведений связано с осуществлением органами государственной службы занятости населения деятельности, направленной на создание устойчивой системы эффективного трудоустройства граждан, достижение оптимальной занятости населения. Данные функции осуществляются на основании сведений о потребности в работниках, предоставляемых работодателями. В случае непредставления таких сведений у органа службы занятости населения отсутствует возможность проконтролировать, имелась ли у работодателя вакансии в отчетном периоде. Указанные действия ответчика препятствуют надлежащей организации работы службы занятости населения, возможного анализа ситуации на рынке труда, что в конечном итоге, нарушает права неопределенного круга лиц в защиту от безработицы.
Просит признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Старт-Строй», выразившееся в непредставлении обязательных сведений в ГКУ «Центр занятости населения города-курорта Пятигорска». Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Старт-Строй» создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов в размере 2 процентов, но не менее 1 рабочего места, направить уведомление о выполнении квоты для приема на работу инвалидов за январь-май 2021 года в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> уменьшила исковые требования, поддержала исковые требования в части признания незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Старт-Строй», выразившееся в непредставлении обязательных сведений в ГКУ «Центр занятости населения города-курорта Пятигорска», требования в части возложения обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «Старт-Строй» создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов в размере 2 процентов, но не менее 1 рабочего места, направить уведомление о выполнении квоты для приема на работу инвалидов за январь-май 2021 года в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исковые требования просила не рассматривать, поскольку ответчиком представлены соответствующие сведения в ГКУ «Центр занятости населения города-курорта Пятигорска».
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Старт-Строй» в судебном заседании исковые требования в части признания незаконным бездействия признала и суду показала, что ввиду того, что начальник отдела кадров была уволена с работы, она своевременно не предоставила необходимую информацию в Центр занятости.
Представитель третьего лица ГКУ «Центр занятости населения города-курорта Пятигорска» в судебном заседании участия не принимал, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, заслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, полагает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.
Законом Российской Федерации от 19.04.1991г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Исходя из смысла ч.1, ч.2 ст.5 Закона РФ от 19.04.1991г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые); предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст.13 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ч. ч. 1, 3 ст.25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации; оказания помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей; соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии с п.2 постановления от 13.11.2012г. № «Об утверждении порядка представления работодателями сведений и информации в службы занятости», работодатели представляют в центры занятости населения по формам согласно приложениям к настоящему Порядку следующие сведения и информацию: 1) сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве); информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей; информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, по соответствующей форме; 2) информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов (несовершеннолетних граждан) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов (несовершеннолетних граждан); информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты для приема на работу инвалидов (несовершеннолетних граждан) по соответствующей форме; 3) сведения о высвобождаемых работниках по соответствующей форме; 4) сведения о введении режима неполного рабочего времени (неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, в том числе с разделением рабочего дня на части), а также о приостановке производства по соответствующей форме.
В соответствии с п. п. 3, 4, 5 названного Постановления, работодатели представляют сведения и информацию в центры занятости населения по месту нахождения рабочих мест, а в случае, если рабочие места находятся за пределами <адрес>, - по месту нахождения юридического лица, по месту жительства физического лица (индивидуального предпринимателя), месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства; в центры занятости населения по месту жительства работников.
Сведения и информацию, работодатели представляют в центры занятости населения не позднее двух рабочих дней со дня начала применения процедур о несостоятельности (банкротстве) или появления свободных рабочих мест и вакантных должностей, но не реже одного раза в месяц. Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей представляется также в случае фактического отсутствия на отчетную дату свободных рабочих мест и вакантных должностей. Информацию о трудоустройстве инвалидов, работодатели представляют в центры занятости населения не реже одного раза в месяц.
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии н\инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. На основании ст.20 Закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий для предпринимательской деятельности инвалидов, организации обучения инвалидов новым профессиям.
В силу ст.21 Закона работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
В пределах установленной квоты работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах (ст.24 Закона №181-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О квотировании рабочих мест для инвалидов» квота устанавливается работодателям, осуществляющим деятельность на территории <адрес>, численность работников которых составляет не менее 35 человек.
Согласно ч.1 ст.3 Закона №-кз, квота устанавливается работодателям: численность работников которые превышает 100 человек – в размере 4 процентов среднесписочной численности работников; - численность работников которых составляет не менее 35 человек и не более чем 100 человек – в размере 2 процентов среднесписочной численности работников, но не менее одного рабочего места.
Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно либо по направлению органов службы занятости.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также информации Межрайонной ИФНС России № по городу Пятигорску среднесписочная численность работников Общества с ограниченной ответственностью «Старт-Строй» составляет 65 человек.
Квота приема на работу инвалидов для Общество с ограниченной ответственностью «Старт-Строй» составляет 65 рабочих места, т.е. организация в пределах установленной квоты обязана создать или выделить 1 рабочее место для трудоустройства инвалидов.
В соответствии со ст.20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление квот для приема на работу инвалидов является одной из гарантий трудовой занятости, предоставляемой инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что ответчиком нарушены нормы законодательства Российской Федерации о занятости населения, не представлялись обязательные сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей за январь-май 2021 года, указанные сведения направлены после получения искового заявления прокурором.
С учетом изложенного, требования прокурора <адрес> следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи, с чем государственная пошлина в размере 300,00 рублей от уплаты, которой при подаче иска прокурор освобожден, подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Старт-Строй» о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении квоты для принятия на работу инвалидов, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Старт-Строй», выразившееся в невыполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Старт-Строй» государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Пятигорский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.В.Веснина