Решение по делу № 2а-1431/2019 от 15.08.2019

Дело № 2а-1431

29RS0024-01-2019-001667-36                                       19 сентября 2019 года

г.Архангельск

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе

председательствующего судьи Кривуля О.Г.,

при секретаре Пищухиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску    Рябовой И.Н. к Администрации МО «Город Архангельск» о признании незаконным требования о сносе аварийного многоквартирного жилого дома в части срока его исполнения,

установил:

Рябова И.Н. обратилась в суд к администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – администрация МО «Город Архангельск») о признании незаконным требования о сносе аварийного многоквартирного дома в части сроков его исполнения, об обязании изменить требование о сносе многоквартирного дома.

В обоснование иска указано, что административный истец является собственником квартиры *** в г.Архангельске. Согласно заключению межведомственной комиссии от 04 июня 2019 года №*** установлены основания для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением заместителя Главы МО «Город Архангельск» по городскому хозяйству от 24 июня 2019 года №*** дом признан аварийным и подлежащим сносу. Отделу по жилищным вопросам управления развития городского хозяйства департамента городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск» предписано отселить в разумный срок жильцов дома не обеспеченных жилыми помещениями в г. Архангельске, в жилые помещения маневренного фонда; представить жильцам дома, занимающим жилые помещения по договорам социального найма и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до 31 декабря 2024 года благоустроенные жилые помещения, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным требованиям и находящиеся в границах территории МО «Город Архангельск», по договорам социального найма. После освобождения жилых помещений МУ МО «Город Архангельск» «ИРЦ» организовать проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома для решения вопроса и сносе дома в установленном законном порядке. 31 июля 2019 года администраций МО «Город Архангельск» направлены собственникам жилых помещений, в том числе истцу, требования о сносе аварийного дома в срок до -01 июня 2021 года. Административный истец полагает, что указанный в требовании срок не разумный, просит суд признать незаконным требование администрации МО «Город Архангельск» от 31 июля 2019 года о сносе аварийного многоквартирного дома *** в г.Архангельске в части срока его исполнения; обязать администрацию МО «Город Архангельск» изменить требование от 31 июля 2019 года о сносе аварийного многоквартирного дома *** в г. Архангельске, определив сроке его исполнения не позднее 31 января 2020 года; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Административный истец Рябова И.Н., заинтересованное лицо Лаврентьева Н.Н. в суд не явились, просили рассмотреть иск в свое отсутствие. Представитель истца Костоломов П.С. требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика администрации МО «Город Архангельск» Рудкина В.О. с требованиями административного истца не согласилась.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителей административного истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Рябова И.Н. является собственником квартиры *** в г.Архангельске.

Заключением межведомственной комиссии от 4 июня 2019 года № 208 выявлены основания для признания многоквартирного дома *** в г. Архангельске аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением заместителя главы МО «Город Архангельск» от 24 июня 2019 года №*** дом *** в г. Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу.

В требовании от 31 июля 2019 года № *** Рябовой И.Н. предложено в срок до 01 июня 2021 года совместно с другими собственниками решить вопрос о сносе жилого дома № *** в г.Архангельске.

В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ гарантируется гражданам, указанным в законе, и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 22) срок для собственников жилых помещений о сносе или реконструкции дома за счет собственных средств должен быть разумным.

В том случае, если собственники в установленный срок не произвели снос или реконструкцию аварийного дома органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Оценив данные положения правовых норм, суд приходит к выводу о том, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома. Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос и реконструкцию дома, а орган местного самоуправления должен заботится о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

Само по себе требование органа местного самоуправления, направленное собственнику жилого помещения о сносе аварийного дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. 85, 86 Жилищного кодекса РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

В рассматриваемом случае, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Срок расселения жильцов, проживающих в муниципальных квартирах дома, определенный распоряжением заместителя мэра города по городскому хозяйству, а также необходимость соблюдения процедуры изъятия земельных участков, в том числе необходимость при формировании земельного участка руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не могут быть положены в обоснование разумности предоставленного срока.

Таким образом, установленный в требовании срок его исполнения не учитывает конкретных обстоятельств дела, нарушает права административного истца, отложив на неоправданно длительный срок завершение процедуры выкупа у собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания.

Учитывая изложенное, подлежит удовлетворению требование о признании незаконным требования о сносе аварийного многоквартирного жилого дома в части срока его исполнения. Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, полагает, разумным сроком будет являться срок до 29 февраля 2020 года.

Частью 1 ст. 111 КАС РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину.

Поскольку исковые требования Рябовой И.Н. удовлетворены, с административного ответчика подлежат взысканию расходы истца на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Рябовой И.Н. к Администрации МО «Город Архангельск» о признании незаконным требования о сносе аварийного многоквартирного жилого дома в части срока исполнения удовлетворить.

Признать незаконным требование Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 31 июля 2019 года о сносе аварийного многоквартирного жилого дома *** в г.Архангельске в части срока его исполнения.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, изменить требование от 31 июля 2019 года о сносе аварийного многоквартирного жилого дома *** в г.Архангельске, направленное Рябовой И.Н., определив срок его исполнения не позднее 29 февраля 2020 года.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Рябовой И.Н. судебные расходы в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Соломбальский районный суд г. Архангельска.

Судья                                                                                               О.Г.Кривуля

Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2019 года

2а-1431/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Администрация МО "Город Архангельск"
Ларвентьева Н.Н.
Рябова И.Н.
Суд
Соломбальский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
solombsud.arh.sudrf.ru
15.08.2019Регистрация административного искового заявления
15.08.2019Передача материалов судье
19.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.09.2019Предварительное судебное заседание
19.09.2019Судебное заседание
23.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее