Дело № 2-188/2020 УИД 14RS0022-01-2020-000293-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Соколовской Л.В.
при секретаре Сафранжиу С.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Усть-Нера
20 октября 2020 года
гражданское дело по иску Вторушиной И.С. к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Оймяконская центральная районная больница» о признании незаконным изменения условий трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ в части доплаты за вредные условия труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда, продолжительности рабочего времени, признании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по приведению в соответствие должностной инструкции санитарки палатной хирургического отделения согласно Приложению № к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утвержденному приказом МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №нс с разделением должностных обязанностей по должностям и взыскании компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
Истица Вторушина И.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском. Свои требования мотивирует тем, что первоначально была принята на должность санитарки палатной психоневрологического отделения ГБУ РС (Я) «Оймяконская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ переведена по этой же должности постоянно. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность санитарки палатной хирургического отделения ГБУ РС (Я) «Оймяконская ЦРБ», при этом в трудовой договор внесены изменения, в частности доплаты за вредные условия труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда и продолжительности рабочего времени. Кроме того, согласно должностной инструкции по новому месту работы объем ее должностных обязанностей увеличился в несколько раз. Просит признать незаконным изменения условий трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ в части доплаты за вредные условия труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда, продолжительности рабочего времени, признании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по приведению в соответствие должностной инструкции санитарки палатной хирургического отделения согласно Приложению № к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утвержденному приказом МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №нс с разделением должностных обязанностей по должностям и взыскать компенсацию морального вреда.
В судебном заседании истица Вторушина И.С. в полном объеме поддержала заявленные требования и пояснила, что подписала дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ во избежание увольнения.
Представители ответчика по доверенности в судебном заседании иск не признали, просят в иске отказать, поскольку работодателем при переводе работника соблюдены все требования трудового законодательства.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, судом установлено следующее:
Согласно трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ истица Вторушина И.С. принята на работу в ГБУ РС (Я) «Оймяконская ЦРБ» в качестве санитарки палатной в психоневрологическое отделение на период отсутствия основного работника. С ДД.ММ.ГГГГ переведена на эту должность постоянно.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в организационную структуру и штатное расписание ГБУ РС (Я) «Оймяконская ЦРБ» внесены изменения: п. 1.2 упразднено психонаркологическое отделение в составе, в частности санитарки (палатной) 4 шт.ед.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес истицы Вторушиной И.С. направлено уведомление, что замещаемая ею должность исключена из штата «Оймяконской ЦРБ». Вторушиной предложена вакантная должность санитарки палатной в хирургическом отделении.
ДД.ММ.ГГГГ истице Вторушиной И.С. направлено уведомление о наличии вакантных должностей санитарок палатных в хирургическом отделении и отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, с предложением сообщить о принятом решении в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На полученное уведомление истица направила в адрес работодателя заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указала, что исключение из штатного расписания должности является сокращением, а так же сообщила, что ответ предоставит в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истице Вторушиной И.С. повторно направлено уведомление о принятом ею решении по предложенной вакансии.
Кроме того, истице Вторушиной И.С. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлялись уведомления с предложением занять имеющиеся вакантные должности с указанием условий продолжения работы в новых условиях.
ДД.ММ.ГГГГ истица Вторушина И.С. направила работодателю заявление, в котором указала о согласии на перевод и ДД.ММ.ГГГГ подписала дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ и приказом №-лс была постоянно переведена на основании ст. 74 ТК РФ на должность санитарки палатной хирургического отделения ГБУ РС (Я) «Оймяконская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов гражданского дела приказом № от ДД.ММ.ГГГГ главного врача «Оймяконской ЦРБ», на основании приказа МЗ РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ № в структуру и штатное расписание внесены изменения, в частности упразднено психонаркологическое отделение, в том числе должности санитарок палатных.
Частью 4 статьи 261 Трудового кодекса РФ установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя (в частности в случае сокращения штата или численности работников) с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет.
В судебном заседании истица Вторушина И.С. указывала на свой статус одинокой матери воспитывающей ребенка до четырнадцати лет.
Таким образом, процедура предшествующая увольнению по сокращению штатов в отношении Вторушиной И.С. осуществлена быть не могла.
Поскольку работник Вторушина И.С. не подлежит увольнению по сокращению штатов, работодатель предложил ей осуществить перевод на другую вакантную должность.
Частью 1 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Согласно части 2 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено указанным кодексом.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (часть 8 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации).
Истице Вторушиной И.С. неоднократно предлагалось занять вакантные должности, соответствующие ее квалификации - санитарки в различных отделениях ГБУ РС (Я) «Оймяконская ЦРБ».
ДД.ММ.ГГГГ истица Вторушина И.С. письменно выразила свое согласие на перевод на должность санитарки палатной хирургического отделения ГБУ РС (Я) «Оймяконская ЦРБ».
В судебном заседании истица Вторушина И.С. объяснила, что подписала согласие на перевод и дополнительное соглашение, не желая быть уволенной.
Общие принципы трудового законодательства предписывают соблюдать
общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, как со стороны работодателя, так и работников.
Оценив изученные в судебном заседании доказательства, суд расценивает подписание истицей Вторушиной И.С. дополнительного соглашения к трудовому договору и письменное согласие на перевод как выраженные добровольно и поэтому не усматривает в действиях работодателя, нарушения трудовых прав истицы.
Разрешая иск в части возложения обязанности на работодателя привести в соответствие должностную инструкцию санитарки палатной хирургического отделения согласно Приложению № к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утвержденному приказом МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №нс с разделением должностных обязанностей по должностям, суд исходит из следующего:
Трудовой кодекс РФ не содержит норм, предусматривающих обязанность работодателя по составлению и ведению должностных инструкций. Законодателем не установлено запретов на создание дополнительных документов по кадровому учету при условии соответствия содержащихся в них положений нормам действующего трудового законодательства. Поэтому работодатель может разработать и применять любой удобный для него локальный акт в сфере труда. Унифицированная форма, в соответствии с которой разрабатывается должностная инструкция, не регламентирована законодателем. Таким образом, корректировка должностной инструкции как локального нормативного акта допускается исключительно по усмотрению работодателя и не требует получения согласия работника.
Следовательно, иск Вторушиной И.С. в этой части подлежит оставлению без удовлетворения.
Поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истицы Вторушиной И.С. компенсация морального вреда взысканию в ее пользу с работодателя не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Вторушиной И.С. к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Оймяконская центральная районная больница» о признании незаконным изменения условий трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ в части доплаты за вредные условия труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда, продолжительности рабочего времени, признании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по приведению в соответствие должностной инструкции санитарки палатной хирургического отделения согласно Приложению № к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утвержденному приказом МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №нс с разделением должностных обязанностей по должностям и взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий: Л.В. Соколовская