Судья Прохорчук О.В. Дело № 92RS0003-01-2021-005906-81
(номер производства по делу Производство № 33а-753/2022
в суде первой инстанции Категория 020
2а-3620/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 марта 2022 года город Севастополь
Судья судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда Бояринова Е. В., рассмотрев частную жалобу административного истца Киреева А. В. на определение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 22 декабря 2021 года о передаче по подсудности административного дела по административному иску Киреева А. В. к Призывной комиссии Ленинского муниципального округа города Севастополя, военному комиссариату Нахимовского и Ленинского районов города Севастополя, ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» о признании решения незаконным, на рассмотрение в Гагаринский районный суд города Севастополя,
установил:
Киреев А.В. обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с иском к Призывной комиссии Ленинского МО города Севастополя, Военному комиссариату Нахимовского и Ленинского районов г. Севастополя о признании незаконным решения Призывной комиссии Ленинского МО города Севастополя о призыве Киреева А.В. на военную службу, принятое во время осенней призывной кампании 2021 года.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 01.12.2021 года о подготовке дела к судебному разбирательству, судом по своей инициативе привлечено к участию в деле ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» в качестве административного ответчика.
В ходе рассмотрения дела суд поставил на обсуждение вопрос о передаче административного дела на рассмотрение Гагаринского районного суда города Севастополя, поскольку и надлежащий административный ответчик по настоящему делу - ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» и административный истец зарегистрированы в Гагаринском районе города Севастополя. Явившиеся участники процесса против передачи дела по подсудности не возражали.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 22 декабря 2021 г. административное дело по административному иску Киреева А.В. к Призывной комиссии Ленинского МО г. Севастополя, Военному комиссариату Нахимовского и Ленинского районов города Севастополя, ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» о признании решения незаконным передано на рассмотрение Гагаринского районного суда города Севастополя.
В частной жалобе административный истец просит указанное определение отменить, как незаконное. Указывает, что административное исковое заявление подано верно в Ленинский районный суд города Севастополя с соблюдением правил подсудности, установленных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации - по месту нахождения административных ответчиков Призывной комиссии Ленинского МО города Севастополя, Военного комиссариата Нахимовского и Ленинского районов города Севастополя.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания.
Согласно части 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.
Исследовав представленные материалы, изучив доводы частной жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого определения в апелляционном порядке, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет такую задачу административного судопроизводства как обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3) и гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4).
В целях реализации указанного права во второй главе Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплена подсудность административных дел судам.
Частью 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из представленных материалов следует, что административный истец оспаривает решение военного комиссариата Нахимовского и Ленинского районов города Севастополя, а также Призывной комиссии Ленинского МО города Севастополя, расположенных по адресу: <адрес> <адрес>.
Таким образом, районом, на территорию которого распространяются полномочия военного комиссариата Нахимовского и Ленинского районов города Севастополя, а также Призывной комиссии Ленинского МО города Севастополя, является Ленинский район города Севастополя.
Поскольку вывод судьи районного суда основан на ошибочном понимании и неверном толковании судьей приведенных выше норм процессуального законодательства, регулирующего вопросы подсудности административных дел об оспаривании решений военного комиссариата, и разъяснений вышестоящей судебной инстанции по вопросу выбора компетентного суда, обжалуемое определение на основании статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с направлением административного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Ленинского районного суда города Севастополя от 22 декабря 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Севастополя.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья Е.В. Бояринова