Судья Токажевская Н.В. Дело № 33-2704/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 13.02.2018
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.С., судей Зоновой А.Е., Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Ещенко Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова ( / / )7 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области о признании незаконным решения о размере страховой части трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе истца на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 09.11.2017.
Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., судебная коллегия
установила:
Власов А.В. обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Новоуральске Свердловской области о защите пенсионных прав, ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства. С ( / / ) является получателем трудовой пенсии по старости. Размер пенсии был ему установлен в максимальном размере – № (базовая часть – №, страховая часть № копейки). При назначении пенсии в указанном размере, ни при ее последующем увеличении не был учтен действующий на территории ЗАТО г. Новоуральск районный коэффициент к заработной плате 20 %. Во внесудебном порядке разрешить данный спор не представилось возможным, в связи с отказом ответчика в перерасчете пенсии на основании обращения истца от ( / / ), в связи с чем истец обратившись в суд просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по старости с учетом районного коэффициента 20 % по состоянию на день выхода на пенсию ( / / ), назначить ему пенсию в вышеуказанном размере с ( / / ) и произвести соответствующий перерасчет пенсии.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 09.11.2017 в удовлетворении иска Власова А.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, полагает необходимым применение районного коэффициента 20 % к заработной плате, в том числе в целях исчисления и увеличения размеров государственных пенсий. Районные коэффициенты к пенсии были установлены Законом РФ № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и применялись при расчете трудовых и социальных пенсий для граждан, проживающих в районах, где установлены соответствующие коэффициенты к заработной плате. Последующие изменения в законодательстве не содержат прямого запрета на применение районного коэффициента при расчете пенсии к пенсионерам ЗАТО. Полагает также, что отсутствие в действующем пенсионном законодательстве возможности увеличения пенсий на соответствующий районный коэффициент для лиц, проживающих в районах с тяжелыми климатическими условиями, в сравнении с иными лицами, имеющими права на льготное пенсионное обеспечение, свидетельствует о дискриминации и неравенстве в данной части, необходимости защиты конституционных прав граждан на равные условия назначения и выплаты пенсий. В целом доводы жалобы повторяют доводы иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, ответчик, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (СМС-извещением телефонограммой, размещением информации о дате судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда), не явились, о причинах неявки в известность не поставили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили. Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, установлено судом, с 08.08.2008 истец является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной ему в соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях по старости» (далее Закон № 173-ФЗ).
Статья 30 Закона № 173-ФЗ определяет порядок осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 Закона № 173-ФЗ).
Расчетный размер трудовой пенсии истца при оценке его пенсионных прав определен по наиболее выгодному варианту (что истцом не оспаривалось), в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, по формуле РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27-28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27-28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по ( / / ) для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (№
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Исследовав материалы пенсионного дела истца, суд пришел к выводу, что расчетный размер трудовой пенсии истца исчислен правильно, в соответствии с указанной выше формулой, при этом при расчете использовались сведения о заработке истца, который выплачивался ему, осуществлявшему в указанный период свою трудовую деятельность на территории ЗАТО «г. Новоуральск», с учетом районного коэффициента 1,2. Оснований для применения коэффициента соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в большем размере, чем 1,2, либо для начисления к рассчитанному уже размеру пенсии районного коэффициента к заработной плате в размере 20 % судом в силу анализа норм действующего пенсионного законодательства как на момент назначения пенсии, так и на момент обращения истца за ее перерасчетом, не установлено.
Судебная коллегия не находит оснований не соглашаться с таким выводом суда, находя его правильным, основанным на исследованных в судебном заседании доказательствах и не противоречащим положениям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы истца о возможности применения к спорным правоотношениям положений закона Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" № 340-1 несостоятельны, поскольку согласно ст. 31 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Согласно представленному ответчиком расчету, правильность которого истцом не опровергнута, расчетный размер трудовой пенсии истца составил 1203,12 руб., исходя из данного размера были определены расчетный пенсионный капитал и общий размер трудовой пенсии истца (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 29.1, п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ), последняя на дату назначения составила 4657 рублей 94 копейки, кроме того, произведено увеличение размера пенсии с учетом индексаций и перерасчетов.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к тому, что при определении расчетного размера трудовой пенсии по формуле, предусмотренной п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, итоговый размер назначенной пенсии истцу не был увеличен на районный коэффициент 1,2, применяемый при начислении заработной платы лицам, проживающих в районах с тяжелыми климатическими условиями.
Однако указанные доводы истца не могут быть признаны состоятельными, поскольку ст. 30 Закона № 173-ФЗ не предусматривает возможности применения районного коэффициента к среднемесячной заработной плате в РФ, используемой при определении расчетного размера трудовой пенсии, норм права, которые бы позволяли это сделать, истец не указывает ни в иске, ни в апелляционной жалобе.
Более того, в соответствии со ст. 1 Закона № 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Основания для начисления пенсии истцу с учетом районного коэффициента на основании положений Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также отсутствуют.
В соответствии со ст. 16 Федерального Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости — это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Законом № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии, размер которой индексируется на основании п.6. ст. 16 Указанного закона с учетом индекса роста потребительских цен за прошедший год.
Размеры фиксированной выплаты не зависят ни от заработка, ни от суммы страховых взносов, уплаченных в течение трудовой деятельности, с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Возможность повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предусмотрена ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ. Однако буквальное содержание данных нормативных положений в сфере пенсионного регулирования свидетельствует об отсутствии правовой регламентации для увеличения и перерасчета пенсии для лиц, проживающих в ЗАТО «г. Новоуральск», который по своему правовому статусу не отнесен к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям.
В этой связи указанные доводы жалобы подлежат отклонению как не основанные на законе. Оснований для применения положений Федерального закона № 400-ФЗ по аналогии, в том числе в связи с различным правовым регулированием пенсионного обеспечения граждан различных категорий, в силу ч.2 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ, не допускается.
Учитывая изложенное, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 09.11.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий: Т.С. Иванова
Судьи: А.Е. Зонова
Т.Л. Редозубова