Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2018 года г. Ачинск Красноярского края
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе председательствующего судьи Парфеня Т.В.
с участием представителей истца – Машинец А.И., Колесовой Л.В.,
при секретаре Шороховой С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой Т. С. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №8» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, компенсации за задержку заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Калинина Т.С. обратилась в суд с иском к МБДОУ «Детский сад №» о взыскании задолженности по заработной плате, мотивируя тем, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 02 марта 2015 года в должности <данные изъяты> с окладом в размере 2 933 руб. Дополнительным соглашением от 20 декабря 2017 года работодатель изменил должностной оклад с 01 января 2018 года определив его в 3355 рублей. Установленный размер оплаты труда не соответствует ч. 1 ст. 133 Трудовому кодексу РФ и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Размеры тарифных ставок, окладов, базовых ставок заработной платы, определяющие месячную оплату труда работникам, полностью отработавшим норму труда не могут быть ниже минимального размера оплаты труда без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат. На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика сумму недоначисленной и не выплаченной ей заработной платы с 01.04.2017 г. по 31.03.2018 в размере 76500,15 руб., а также денежную компенсацию в размере, установленном ст. 236 ТК РФ, и компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб. (л.д.2).
Определением Ачинского городского суда от 04 июля 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление образования Администрации г. Ачинска (л.д. 77)
В судебное заседание истец Калинина Т.С., будучи уведомленной о дате и месте рассмотрения дела, не явилась, в заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, направила представителей (л.д.62,78).
Представители истца Колесова Л.В., Машинец А.И., действующие по письменному ходатайству (л.д. 62), исковые требования Калининой Т.С. поддержали по аналогичным основаниям, настаивали на взыскании в пользу истца задолженности по заработной плате исходя из представленного истцом расчета. Дополнительно представитель истца Колесова Л.В. пояснила, что стимулирующие выплаты в сумме 14 800 руб., выплаченные в декабре 2017 года нельзя учитывать только за указанный месяц, поскольку они произведены по итогам работы за весь год. Указала также, что среди дополнительных выплат имеется назначенная персонально младшим воспитателям, при этом на нее производится начисление северной надбавки и районного коэффициента, что свидетельствует о необходимости ее учета сверх минимального размера оплаты труда. Просит взыскать компенсацию морального вреда в заявленной истцом размере и компенсацию в порядке ст. 236 ТК РФ на день вынесения решения суда.
Представитель ответчика заведующая МБДОУ «Д/с №8» Лазарева Л.П., действующая на основании Устава (л.д. 57), в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д. 79), ранее представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (л.д. 21). Согласно письменному отзыву против исковых требований возражала, поскольку начисление заработной платы работникам МБДОУ «Д/с №8» осуществляется в соответствии с табелем учета рабочего времени и утвержденными бюджетом города Ачинска расходами в размере, не менее установленного Региональным соглашением МРОТ, при выполнении работы полный календарный месяц (л.д.20).
Представитель третьего лица - Управления образования Администрации г.Ачинска, надлежащим образом уведомленный о слушании дела, в суд не явился, представил письменный отзыв, согласно которому считает требования истца не обоснованными. Также полагает, что начисленная и выплаченная истцу заработная плата превышала установленный в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в Красноярском крае в размере 10 592 руб., в который включаются надбавки за работу в особых климатических условиях, что соответствовало правоприменительной практике, сложившейся в 2017 году. Действия работодателя в 2017 году соответствовали правовому подходу, определенному Верховным судом РФ. Позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-п о невключении в состав МРОТ районного коэффициента и северной надбавки, подлежит применению только с 07.12.2017 и не имеет обратной силы. Поскольку региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2018 год не заключено, в Закон Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» внесены изменения об увеличении с 01.01.2018 размера региональной выплаты на 4%. Указанный размер региональной выплаты обеспечивается персональной выплатой работникам, чей размер оплаты труда в соответствующем периоде окажется меньше. До настоящего времени вопрос о выделении дополнительных средств для обеспечения уровня заработной платы работников не ниже размера МРОТ не урегулирован на федеральном и региональном уровнях. (л.д. 85-87).
Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично в следующем объеме, по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ №49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.
Как следует из материалов дела, согласно приказу № 15-к от 21.01.2015 г. Калинина Т.С. принят на основную работу в МБДОУ «Детский сад № 8» на должность <данные изъяты>. В соответствии с приказом № 35-к от 02.03.2015 г., на основании трудового договора от 02.03.2015 г. переведена на должность <данные изъяты> на неопределенный срок. В соответствии с п. 3.1 трудового договора от 02 марта 2015 года работнику установлена пятидневная рабочая неделя с выходными днями суббота и воскресенье. (л.д.24-26).
Пунктом 1.1 трудового договора в соответствии с Положением об оплате труда работников (л.д. 97-110) установлена заработная плата в размере должностного оклада в сумме 2933 руб. в месяц, а также дополнительных выплат: компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, районного коэффициента и северной надбавки; стимулирующего характера за важность выполняемой работы и степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемой работы; персональных выплат с учетом квалификационной категории, сложности, напряженности и особого режима работы, опыта работы, повышения уровня оплаты труда молодым специалистам, обеспечения заработной платы работника на уровне размера минимальной заработной платы, установленного в Красноярском крае, расширения зон обслуживания или увеличения объема выполняемой работы; и выплат по итогам работы.
Дополнительными соглашениями к трудовому договору от 30.12.2016 года и 20.12.2017 года должностной оклад работнику с 01.01.2017 года установлен в размере 3226 руб., а с 01.01.2018 года – 3355 руб. (л.д. 27,28).
Из представленных расчетных листков, табеля учета рабочего времени за апрель 2017 года – март 2018 года (л.д. 5-12, 35-41, 42-56, 95-96) следует, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцу пропорционально фактически отработанному времени, с предоставлением доплаты до МРОТ, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае с 01.01.2017 в размере 10 592 руб., а с 01.01.2018 с предоставлением региональной выплаты до размера заработной платы в муниципальном образовании город Ачинск, установленной Постановлением администрации города Ачинск от 24.04.2018 №109-п «О внесении изменений в постановление администрации города Ачинска от 09.01.2017 №001-п» в размере 11 016 руб., включающих в себя начисления по районному коэффициенту и процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Между тем, исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 №82-ФЗ в редакции, действовавшей на 01.04.2017 г. минимальный размер оплаты труда на указанную дату составлял 7 500 руб., с 01.07.2017 г. - 7 800 руб., с 01.01.2018 – 9 489 руб.
Таким образом, с учетом начисления на сумму действовавшего в соответствующие периоды МРОТ районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, при условии выполнения нормы рабочего времени, по состоянию на 01.04.2017 г. истец должна была получать размер заработной платы в месяц не менее 12 000 руб. (7500 руб. х1,6), с 01.07.2017 г. - не менее 12 480 руб. (7 800 руб. ? 1,6), с 01.01.2018 – не менее 15 182,40 руб. (9 489 руб. ? 1,6).
При таких обстоятельствах, учитывая, что размер заработной платы истца в период с 01.04. 2017 г. по 31.03. 2018 года, включительно, не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов, суд считает необходимым взыскать недоначисленную истцу заработную плату в размере 1326,72 рубля исходя из расчета:
№ п/п | мес., годначисл.з/пл | план (дни) | факт.(дни) | сумманачисл. з/пл | сумма,подлеж. выплате из МРОТ. | недоп. сумма | |
1 | Апрель 2017 | 20 | 20 | 14040,32 | 7500 х1,6 =12000 | 00 | |
2. | Май 2017 | 20 | 10 | 7020,16 | 7500 х1,6 =12000: 20 х 10 = 6000 | 00 | С 15 по 26 мая 2017 года учебный отпуск |
3. | Июнь 2017 г. | 21 | 21 | 14040,32 | 7500 х1,6 =12000 | 00 | |
4. | Июль 2017 г. | 21 | 5 | 3342,94 | 7800 х 1,6=12480: 21х 5 = 2971,43 | 00 | С 10 по 31 июля 2017 года очередной отпуск |
5. | Август 2017 г. | 23 | 13 | 10238,45 | 12 480 : 23 х 13 = 7053,91 | 00 | С 01 августа по 14 августа 2017 года очередной отпуск |
6. | Сентябрь 2017 г. | 21 | 10 | 14040,32 | 12 480 | 00 | |
7. | Октябрь 2017 г. | 22 | 22 | 14040,32 | 12 480 | 00 | |
8. | Ноябрь 2017 г. | 21 | 21 | 14040,32 | 12 480 | 00 | |
9. | Декабрь 2017 г. | 21 | 21 | 24 455,36 | 12 480 | 00 | |
10. | Январь 2018 г. | 17 | 1 | 851,35 | 9 489 х 1,6 = 15 182,40 :17 х 1 = 893,08 | 41,73 | С 10 по 31 января 2018 года период временной нетрудоспособности |
11. | Февраль 2018 г. | 19 | 15 | 11419,20 | 9 489 х 1,6 = 15 182,40 : 19 х 15 = 11986,11 | 566,91 | С 01 по 06 февраля 2018 период временной нетрудоспособности |
12. | март 2018 г. | 20 | 20 | 14 464,32 | 9 489 х 1,6 = 15 182,40 | 718,08 | |
Всего | 1326,72 |
В остальной части требование о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворению не подлежит как необоснованно заявленное.
Возражение ответчика о том, что начисление и выплата заработной платы работникам МБДОУ «Д/с №8» производится в соответствии с установленным Региональным соглашением МРОТ, при условии полностью отработанной нормы рабочего времени и выполненной нормы труда (трудовых обязанностей), включающей в себя начисления по районному коэффициенту и северной надбавке, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В свою очередь, требование о начислении всех установленных истцу трудовым соглашением входящих в систему оплаты труда дополнительных выплат на величину МРОТ, также не отвечает установленному Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П конституционно-правовому смыслу положений ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, обеспечивающих выплату работнику заработной платы, начисленной работодателем в соответствии с установленной трудовым соглашением системой оплаты труда, в размере не менее МРОТ, установленного одновременно на всей территории Российской Федерации, без учета районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с частями 4, 5 ст. 129 ТК РФ оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Таким образом, расчет заработной платы производится исходя из должностного оклада, установленного системой оплаты труда у конкретного работодателя. Размер должностного оклада как составляющей заработной платы не приравнен законодателем к минимальному размеру оплаты труда, соответственно может быть и ниже чем МРОТ. Общий размер заработной платы с учетом стимулирующих выплат и надбавок не может быть меньше МРОТА с начисленными районным коэффициентом и северной надбавкой.
Как указывалось выше, в соответствии с условиями трудового договора и Положения об оплате труда работников (л.д. 13-15, 97-110) заработная плата истицы состоит из должностного оклада, дополнительных выплат компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, районного коэффициента и северной надбавки; стимулирующего характера за важность выполняемой работы и степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемой работы; персональных выплат с учетом квалификационной категории, сложности, напряженности и особого режима работы, опыта работы, повышения уровня оплаты труда молодым специалистам, обеспечения заработной платы работника на уровне размера минимальной заработной платы, установленного в Красноярском крае, расширения зон обслуживания или увеличения объема выполняемой работы; и выплат по итогам работы.
Соответственно, принимать в качестве должностного оклада размер МРОТа не соответствует нормам действующего законодательства, а также установленной ответчиком системе оплаты труда и условиям заключенного сторонами трудового договора.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Красноярского края от 15 декабря 2009 года № 988 « Об утверждении видов, условий, размера и порядка установления выплат стимулирующего характера, в том числе критериев оценки результативности и качества труда работников краевых государственных бюджетных и казенных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Красноярского края» (в редакции приказа Министерства образования и науки Красноярского края от 14 июня 2013 г. N 23-04/1) краевые выплаты младшим воспитателям и помощникам воспитателей учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей, устанавливаются в твердой денежной сумме на основании приказа руководителя учреждения в виде выплаты стимулирующего характера, входящей в состав заработной платы работника. Выплаты производятся сверх месячной заработной платы (с учетом компенсационных выплат, в том числе доплаты до размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда) и выплат стимулирующего характера). На выплаты начисляются районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями."
Аналогичным образом, постановление Администрации г. Ачинска Красноярского края от 25 февраля 2014 г. № 112-п «Об утверждении порядка, условий и размера краевых выплат младшим воспитателям в муниципальных образовательных организациях города Ачинска, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей» предусматривают краевые выплаты младшим воспитателям в твердой денежной сумме в виде стимулирующей краевой выплатой, входящей в состав заработной платы работника, выплачиваемой пропорционально отработанному времени ежемесячно с выплатой заработной платы на основании руководителя муниципальной образовательной организации.
Поскольку из приведенных выше нормативных актов следует, что краевая выплата младшим воспитателям является выплатой стимулирующего характера и входит в состав заработной платы, доводы представителей истцов о необходимости ее начисления сверх МРОТ с учетом северной надбавки и районного коэффициента основаны на неверном толковании норм права.
Доводы представителя истца о том, что стимулирующие выплаты в размере 14 800 руб. за декабрь 2017 года следует учитывать не только в декабре, а за весь 2017 год, также не принимаются судом, поскольку как следует из п. 4.3., 4.8, 4.9 Положения об оплате труда работников МБДОУ «Детский сад №8» (л.д. 97-110) работникам по решению руководителя в пределах бюджетных ассигнований, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности производятся выплаты стимулирующего характера, в том числе по итогам работы. Стимулирующие выплаты, за исключением выплат по итогам работы, устанавливаются руководителем Учреждения ежемесячно, ежеквартально или на год. Согласно Протоколу № 12 от 18.12.2017 года заседания комиссии по распределению стимулирующих выплат МБДОУ «Детский сад №8» Калининой Т.С. стимулирующие надбавки распределены по результатам работы за прошедший год, а также за соблюдение санитарно – гигиенических норм, выполнение дополнительной работы, помощь в методических мероприятиях в общем размере 16 баллов, при стоимости одного балла в 923 рубля (л.д. 83,85).
В силу статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Как уже указывалось, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки); доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.
Согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
По смыслу вышеприведенных пунктов Положения с учетом указанных выше норм трудового законодательства, выплаты стимулирующего характера по итогам работы за год не являются гарантированными и представляют собой поощрительные выплаты стимулирующего характера. Определение условий для выдачи таких выплат относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе самостоятельно устанавливать размер и порядок их предоставления. При этом выплата является правом, а не обязанностью работодателя (ст. 22 ТК РФ).
Стимулирующие выплаты в размере 14800 руб. начислены Калининой Т.С. в декабре 2017 года и не подлежит распределению в ином порядке.
На основании ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
При этом, как указано в п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 Кодекса суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
Пунктом 6.4. Коллективного договора МБДОУ «Д/с №8» установлены сроки выплаты заработной платы два раза в месяц: 3-го числа за II половину предыдущего месяца и 18-го числа за I половину текущего месяца.
Следовательно, поскольку истцу заработная плата не начислена и не выплачена в полном размере, на сумму подлежащей доплате заработной платы за соответствующий месяц подлежат начислению проценты за период с 04-го числа следующего месяца по день вынесения решения суда в общей сумме 79,17 рублей, исходя из расчета: за январь 2018 года – 3, 44 рубля, за февраль 2018 года – 38,58 рублей, за марь 2018 года – 37,14 рублей.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере 79,17 руб., исчисленная по день вынесения решения суда 19.07.2018 года.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что МБДОУ «Детский сад № 8» допущено нарушение сроков выплаты заработной платы в полном объеме, истец имеет право на компенсацию морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает обстоятельства дела, характер допущенных нарушений и виновных действий ответчика, степени нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости, принимает во внимание, что допущенные нарушения трудовых прав истца до дня вынесение решения суда ответчиком не устранены, в связи с чем полагает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 руб., в остальной части – отказать.
Всего с ответчика МБДОУ «Детский сад № 8» в пользу истца подлежит взысканию:1326,72 руб. (недоначисленная заработная плата) + 79,17 руб. (денежная компенсация) + 500 руб. (компенсация морального вреда) = 1905,88 руб. В удовлетворении остальной части требований надлежит отказать.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, исходя из размера удовлетворенных судом требований, в сумме 700 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калининой Т. С. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8» в пользу Калининой Т. С. задолженность по заработной плате в сумме 1326 рублей 72 копейки, компенсацию за задержку заработной платы в сумме 79 рублей 17 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей, а всего взыскать 1905 (одна тысяча девятьсот пять) рублей 88 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8» в доход бюджета муниципального образования город Ачинск государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Т.В. Парфеня