Дело № 2а-74/2019
24RS0024-01-2018-002872-22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2019 г. г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи: Охроменко С.А.,
при секретаре: Якушенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю к Канской межрайонной прокуратуре, прокуратуре Красноярского края о признании незаконным представления №16-01-2018 от 29.06.2018г. в части нарушений указанных в рамках материала КУСП ОСП по г.Канску и Канскому району №35 от 09.04.2018г. и отмене представления в части данных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к Канской межрайонной прокуратуре, прокуратуре Красноярского края о признании незаконным представления Канской межрайонной прокуратуры №16-01-2018 от 29.06.2018г. в части нарушений указанных в рамках материала КУСП ОСП по г.Канску и Канскому району №35 от 09.04.2018г. и отмене представления Канской межрайонной прокуратуры №16-01-2018 от 29.06.2018г. в части данных нарушений, мотивируя свои требования тем, что 02.07.2018 в отдел судебных приставов по г. Канску и Канскому району поступило представление Канской межрайонной прокуратуры от 29.06.2018 № 16-01-2018 (вх. № 59321/18/24065 от 02.07.2018) об устранении нарушений законодательства «Об исполнительном производстве», в котором указано, что при проведении проверки 04.05.2018 из ОСП по г. Канску и Канскому району в Канскую межрайонную прокуратуру для определения подследственности поступил материал КУСП ОСП по г. Канску и Канскому району №35 от 09.04.2018 по рапорту и.о. начальника отдела организации исполнительного производства УФССП России по Красноярскому краю Гусевой Е.Ю. о неисполнении администрацией г. Канска в лице Главы г. Канска Качан Н.Н. решения суда.
Установлено, что 12.04.2018 по результатам рассмотрения указанного выше рапорта об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ в действиях Главы г. Канска Качан Н.Н., старшим дознавателем ОСП по г. Канску и Канскому району Герасимиди И.В., вынесено постановление о передаче сообщения по подследственности в следственный отдел по Канскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю в связи с тем, что в соответствии с п. 1, ч. 1, ст. 447 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, согласно пп. б) п. 1) ч. 2 ст.151 УПК РФ, предварительное следствие производится следователями органов Следственного комитета России.
23.04.2018 материал возвращен и.о. заместителя руководителя следственного отдела по Канскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю Простаковой Ю.В. в ОСП по г. Канску и Канскому району в связи с преждевременным направлением данного материала в следственный отдел, отсутствием в направленных материалах достаточных сведений, свидетельствующих о злостном неисполнения решения суда.
Изучением представленного ОСП по г. Канску и Канскому району для определения подследственности материала установлено, что постановление о передачи по подследственности в следственный отдел вынесено необоснованно, преждевременно, поскольку фактически сотрудниками ОСП по г. Канску и Канскому району надлежащая процессуальная проверка не проводилась. Доводы постановления о направлении сообщения по подследственности, свидетельствующие о злостном неисполнении Главой г. Канска Качан Н.Н., решения суда необходимыми документальными материалами не подтверждены. Глава г. Канска Качан Н.Н., в рамках материала проверки не опрошена, конкретные лица, ответственные за исполнение решения суда не установлены и не опрошены, причины неисполнения суда должным образом не выяснены, доводы опрошенного в ходе проверки первого заместителя Главы г. Канска Иванца П.Н. об обстоятельствах, препятствующих исполнению судебного решения, принятых администрацией г. Канска по исполнению судебного решения не проверены, копии соответствующих документов, свидетельствующих о принятии, либо не принятии администрацией г. Канска мер по исполнению решения суда, финансировании, согласовании генеральной схемы очистки городского округа с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске Безгодовым Н.П., не истребованы, к материалам проверки не приобщены, Безгодов Н.П., не опрошен, переписка администрации г. Канска с Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, копии проекта протоколов совещаний по рассматриваемому вопросу, копия решения суда не приобщены.
09.04.2018 в книге учета сообщениях о преступлениях ОСП по г. Канску Канскому району зарегистрирован рапорт и.о. начальника отдела организации исполнительного производства УФССП России по Красноярскому краю Гусевой Е.Ю.
12.04.2018 указанный материал направлен в адрес СО по Канскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю в порядке п. 3 ст. 145 УПК РФ.
23.04.2018 материал возвращен и.о. заместителя руководителя следственного отдела по Канскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю Простаковой Ю.В. в ОСП по г. Канску и Канскому району в связи с преждевременным направлением данного материала в следственный отдел, отсутствием в направленных материалах достаточных сведений, свидетельствующих о злостном неисполнении решения суда.
03.05.2018 из ОСП по г. Канску и Канскому району в Канскую межрайонную прокуратуру для определения подследственности направлен материал КУСП ОСП по г. Канску и Канскому району № 35 от 09.04.2018.
08.05.2018 Канской межрайонной прокуратурой вынесено постановление об отмене постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности и направлении материала для проведения проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ.
Таким образом, дознавателем ОСП по г. Канску и Канскому району принято законное и обоснованное решение о передаче сообщения по подследственности. Кроме того, в силу закона у дознавателя отсутствовала обязанность собирать материалы указанные в представлении Канской межрайонной прокуратуры.
Административный истец просит признать незаконным представление Канской межрайонной прокуратуры от 29.06.2018 № 16-01-2018 в части нарушений указанных в рамках материала КУСП ОСП по г. Канску и Канскому району № 35 от 09.04.2018.
Отменить представление Канской межрайонной прокуратуры от 29.06.2018 № 16-01-2018 в части нарушений указанных в рамках материала КУСП ОСП по г.Канску и Канскому району № 35 от 09.04.2018.
Представитель административного истца Ихно А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика заместитель Канского межрайонного прокурора Белошевский П.Ю. в судебном заседании не признал в полном объеме, ранее были представлены возражения на иск согласно которых указано, что 09.04.2018 в ОСП по г. Канску и Канскому району зарегистрирован рапорт и.о. начальника отдела организации исполнительного производства УФССП России по краю Гусевой Е.Ю. и материалы его проверки по факту неисполнения администрацией г. Канска в лице главы г. Канска Качан Н.Н. решения Канского городского суда от 5.08.2016 (КУСП№ 35).
12.04.2018 старшим дознавателем ОСП по г. Канску и Канскому району Герасимиди И.В. вынесено постановление о передаче данного сообщения о преступлении по подследственности в СО по Канскому району ГСУ СК России по краю в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145, пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151, п. I ч. 1 ст. 447 УПК РФ.
20.04.2018 данные материалы поступили в названный следственный орган.
Было установлено, что на момент поступления их в следственный отдел по Канскому району достаточных сведений, указывающих на наличие в действиях Главы г. Канска Качан Н.Н. признаков преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, в них не содержалось.
Процессуальная проверка сотрудниками ОСП по г. Канску и Канскому району фактически не проводилась, а материал в основном состоял из копий материалов исполнительного производства, при этом Глава г. Канска Качан Н.Н. по существу проверки не опрошена, конкретные должностные лица, ответственные за исполнение решения суда не установлены, их объяснения не получены. Также не опрошен начальник Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске Безгодов Н.П. по вопросу согласования генеральной схемы очистки городского округа, причины неисполнения решения
суда не выяснены, решение Канского городского суда от 15.08.2016 к материалам проверки не приобщено. В материале отсутствовали документы, свидетельствующие о злостном неисполнении решения суда должностными лицами администрации г. Канска, в частности Качан Н.Н. Доводы заместителя Главы г. Канска Иванца П.Н. об отсутствии реальной возможности исполнить решение в виду отсутствия финансирования не проверены, копии документов, свидетельствующих о принятии администрацией г. Канска соответствующих мер, в частности переписка с Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, протоколы совещаний по данному вопросу, не истребованы и не приобщены.
Допущенные процессуальные нарушения при проведении проверки по заявлению о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ послужили основанием для отмены Канской межрайонной прокуратурой вышеуказанного постановления дознавателя о передачи сообщения по подследственности и возвращении материала в ОСП по г. Канску и Канскому району для дальнейшей проверки.
Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель соответчика Прокуратуры Красноярского края Екимов А.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что Канская межрайонная прокуратура имела право выносить данное представление.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Канску и Канскому району старший дознаватель Перевалова Т.А., начальник отдела организации исполнения производства УФССП по Красноярскому краю Гусева Е.Ю., представитель ОСП по г.Канску и Канскому району Красноярского края, заместитель главы г.Канска Иванец П.Н., представитель администрации г.Канска в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав и свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдения сроков обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а доказывание обстоятельств законности действий (бездействия) должностного лица- на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В судебном заседании установлено и подтверждено документально, что 29.06.2018 Прокурором Канской межрайонной прокуратуры Красноярского края в адресу начальника ОСП по г.Канску и Канскому району вынесено представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства, согласно которого требует привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников ОСП по г.Канску и Канскому району допустивших нарушения уголовно-процессуального законодательства, указанные в настоящем представлении. Данное представление было получено сотрудником ОСП по г.Канску и Канскому району 02.07.2018г.(л.д.5-9).
09.04.2018 в книге учета сообщениях о преступлениях ОСП по г. Канску Канскому району зарегистрирован рапорт и.о. начальника отдела организации исполнительного производства УФССП России по Красноярскому краю Гусевой Е.Ю. (л.д.12).
12.04.2018 ст. дознавателем ОСП по г.Канску и Канскому району Герасимиди И.В. указанный материал направлен в адрес СО по Канскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю в порядке п. 3 ст. 145 УПК РФ (л.д.10).
23.04.2018 материал возвращен и.о. заместителя руководителя следственного отдела по Канскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю Простаковой Ю.В. в ОСП по г. Канску и Канскому району в связи с преждевременным направлением данного материала в следственный отдел, отсутствием в направленных материалах достаточных сведений, свидетельствующих о злостном неисполнении решения суда.
03.05.2018 из ОСП по г. Канску и Канскому району в Канскую межрайонную прокуратуру для определения подследственности направлен материал КУСП ОСП по г. Канску и Канскому району № 35 от 09.04.2018.
08.05.2018 Канской межрайонной прокуратурой вынесено постановление об отмене постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности и направлении материала для проведения проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ (л.д.13-14).
07.12.2017г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Канску и Канскому району Старанчуковой Е.А. было возбуждено исполнительное производство №92452/17/24065-ИП в отношении администрации г.Канска об обязании в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу: - генеральную схему очистки населенного пункта городского округа Канска Красноярского края согласовать с учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории; в генеральной схеме очистки населенного пункта городского округа Канск Красноярского края отразить очередность (график, схема) планово-регулярной очистки районов существующей застройки городского округа Канска с предусмотренным рациональным сбором, быстрым удалением, надежным обезвреживанием и экономически целесообразной утилизацией твердо бытовых (коммунальных) отходов и отходов производства и потребления с учетом действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (л.д.110-111).
25.12.2017г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации г.Канска в размере 50000 рублей (л.д.112-113). 20.03.2018г. в адрес администрации г.Канска было направлено требование об исполнении решения Канского городского суда от 04.10.2016г. в срок до 18 часов 00 минут 10.04.2018г. Также 10.04.2018г. в 18.00 часов было установлено, что решение Канского городского суда от 04.10.2016г. не исполнено. Таким образом должник - администрация г.Канска совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, о чем судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Канску и Канскому району Старанчуковой Е.А. 18.05.2018г. был вынесен акт об обнаружении административного правонарушения и о чем 30.05.2018г. был составлен протокол №226 об административном правонарушении (л.д.136, 141-145).
Было вынесено постановление о передаче материалов дела по подведомственности (л.д.146).
13.06.2018г. начальником отдела старшим судебным приставом ОСП по г.Канску и Канскому району Беляевой Н.Б. вынесено постановление №226 о признании администрации г.Канска виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей (л.д.151-152).
Как видно из материалов проверки, на момент поступления их в следственный отдел по Канскому району достаточных сведений, указывающих на наличие в действиях Главы г. Канска Качан Н.Н. признаков преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, в них не содержалось. Процессуальная проверка сотрудниками ОСП по г. Канску и Канскому району фактически не проводилась, а материал в основном состоял из копий материалов исполнительного производства, при этом Глава г. Канска Качан Н.Н. по существу проверки не опрошена, конкретные должностные лица, ответственные за исполнение решения суда не установлены, их объяснения не получены. Также не опрошен начальник Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске Безгодов Н.П. по вопросу согласования генеральной схемы очистки городского округа, причины неисполнения решения
суда не выяснены, решение Канского городского суда от 15.08.2016г. к материалам проверки не приобщено. В материале отсутствуют документы, свидетельствующие о злостном неисполнении решения суда должностными лицами администрации г. Канска, в частности Качан Н.В. Доводы заместителя Главы г. Канска Иванца П.Н. об отсутствии реальной возможности исполнить решение в виду отсутствия финансирования не проверены, копии документов, свидетельствующих о принятии администрацией г. Канска соответствующих мер, в частности переписка с Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, протоколы совещания по данному вопросу, не истребованы и не приобщены.
С учетом совокупности представленных доказательств по делу, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю к Канской межрайонной прокуратуре, прокуратуре Красноярского края о признании незаконным представления №16-01-2018 от 29.06.2018г. в части нарушений указанных в рамках материала КУСП ОСП по г.Канску и Канскому району №35 от 09.04.2018г. и отмене представления в части данных нарушений необходимо отказать, поскольку, по смыслу ст. 7 УПК РФ, дознаватель ОСП по г. Канску и Канскому району не только должен формально, но и фактически обязан проверить наличие в действиях (бездействиях) должностных лиц признаки состава преступления. Из материалов проверки КУСП очевидно, что фактически процессуальная проверка сотрудниками ОСП по г. Канску и Канскому району фактически не проводилась, в связи с чем Канской межрайонной прокуратурой правомерно вынесено оспариваемое представление.
Доводы административного истца о том, что у дознавателя отсутствовала обязанность собирать материалы, указанные в представлении, суд не может принять во внимание, как основанные на ином толковании закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю к Канской межрайонной прокуратуре, прокуратуре Красноярского края о признании незаконным представления №16-01-2018 от 29.06.2018г. в части нарушений указанных в рамках материала КУСП ОСП по г.Канску и Канскому району №35 от 09.04.2018г. и отмене представления в части данных нарушений — отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме с 18.02.2019 года.
Судья: Охроменко С.А.