Дело № 2-1561/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2016 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кушнаревой И.К., при секретаре Дугаровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Колышницыной Е.Ю. к Пограничному управлению ФСБ России по Республике Бурятия об оспаривании решения жилищной комиссии,
установил:
Обращаясь в суд с иском к Пограничному Управлению ФСБ России по Республике Бурятия (далее – Управление), истец Колышницына Е.Ю. просила признать незаконным решение жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике Бурятия (протокол № 5) от 22.05.2015 г. и действия командира войсковой части 2322, выразившееся в утверждении оспариваемого протокола в части отказа в принятии на учет истца в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать командира войсковой части и жилищную комиссию отменить решение, признать истца нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принять на учет в качестве нуждающейся в получении жилья.
Требования мотивированы тем, что *** истцом произведено отчуждение принадлежащего ей на праве собственности недвижимого имущества, а *** между истцом и ФИО5, проходящим военную службу по контракту в войсковой части 2322 Управления, зарегистрирован брак. В связи с заключением брака и переездом по месту службы супруга в марте 2015 года в жилищную комиссию Управления направлены документы для признания нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятии на учет в качестве нуждающейся в получении жилья. Однако, жилищной комиссией отказано ФИО4 в принятии на учет супруги «в связи с намеренным ухудшением жилищных условий». Считает решение незаконным, так как на момент заключения брака она не являлась нанимателем либо собственником жилых помещений, снялась с регистрационного учета по месту жительства, в связи с переездом к месту службы супруга.
В судебное заседание истец Колышницына Е.Ю. в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила. Суд рассмотрел дело в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Кузьмина А.Ф. требования своего доверителя поддержала, по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что квартиры принадлежащие истцу на праве собственности, последняя подарила своему старшему сыну, по своему личному желанию. На момент распоряжения своей собственностью в браке не состояла и не знала, что ФИО5 сделает ей предложение. У них имеется общий ребенок, которого она воспитывала одна, отношений между истцом и ФИО5 не было.
Представитель ответчика по доверенности Смирнов С.В. исковые требования не признал, пояснил, что Колышницына Е.Ю. имеет высшее образование по специальности юрист и не могла не знать правовых последствий при отчуждении квартир. Остаться без жилья с несовершеннолетним ребенком на руках она не могла себе позволить. Следовательно, на момент продажи недвижимости она уже знала, что выйдет замуж за военнослужащего, который к тому же являлся отцом ее ребенка. На службу в войсковую часть г. Кяхта ФИО5 был призван 2011 году, и сын у них родился в *** году. Они не проживали вместе по тому, что он уехал к месту службы. На содержание сына истец взыскала с отца ребенка алименты. Но как видно из судебного приказа, судом взысканы алименты на ребенка в размере 16,5% части всех видов заработка, ФИО5 имел алиментные обязательства перед иным лицом, что не свидетельствует об отсутствии отношений между супругами до заключения брака. Истец подарила свое жилье сыну, а сама переехала к мужу и с событием переезда связывает возникновение у нее право на обеспечение жилым помещением в составе семьи военнослужащего. *** ФИО5 обратился с рапортом о внесении изменений в состав его семьи в списке нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого на условиях договора социального найма и принятии на учет его супругу. По смыслу ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Следовательно, истец не обладает и правом обжалования решения жилищной комиссии.
Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, (то есть лиц, предусмотренных абз. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих") и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно и соответствующие Правила признания нуждающимися в жилых помещениях утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 (далее – Правила).
В соответствии с п. 1 Правил признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
Пункт 6 этих же Правил предусматривает, что военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные, в том числе, с отчуждением жилых помещений или их частей, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Положения ч. 8 ст. 57 ЖК РФ предполагают учитывать при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Таким образом, из содержания названных законодательных норм применительно к рассматриваемому делу следует, что государство гарантирует военнослужащим - гражданам РФ, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, предоставление жилых помещений по их выбору либо в собственность, либо по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства при наличии указанных в законе оснований (нуждаемость в жилье, наличие общей продолжительности военной службы 10 лет и более).
При этом, в случае намеренного ухудшения жилищных условий, нуждающимся в жилых помещениях военнослужащий может быть признан не ранее, чем по истечении 5 лет со дня совершения им указанных действий.
Аналогичное правило содержится в п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министерства обрроны РФ от 30.09.2010 N 1280.
Из материалов дела следует, что Колышницына Е.Ю. (до замужества – Ончукова) и ФИО5 имеют совместного ребенка ФИО9, *** рождения.
*** ФИО5 назначен на должность заместителя начальника отделения пограничного контроля «Наушки-грузовое» контрольно-пропускного пункта «Наушки», в связи с чем отбыл к месту службы.
С *** года на основании договора купли-продажи Колышницына Е.Ю. владела на праве общей долевой собственности в равных долях совместно со своим сыном ФИО7 Е.А., *** года рождения жилым помещением, квартирой по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв.м.
По праву наследования по закону Колышницына Е.Ю. приобрела право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв.м. данное право зарегистрировано в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ***
? долю жилого помещения по <адрес> жилое помещение по <адрес> истец подарила ФИО7, заключив *** договор дарения. Переход права собственности зарегистрирован в ЕГРП ***.
Общая площадь недвижимого имущества на всех членов семьи превышает учетную норму на одного человека.
Представитель истца в судебном заседании объяснила действия лица по передачи права собственности своему сыну на принадлежащее недвижимое имущество, ее желанием. На иные доводы не ссылалась. Иного жилья на праве собственности или пользования истец не имела.
Как следует из свидетельства, выданного Кяхтинским районным отделом Управления ЗАГС Республики Бурятия *** между ФИО5 и Ончуковой Е.Ю. заключен брак. После заключения брака жене Ончуковой Е.Ю. присвоена фамилия мужа Колышницына.
Данное свидетельство подтверждает, что брак истца заключен в г. Кяхте.
*** между управлением и военнослужащим ФИО5 заключено дополнительное соглашение № 199/1 к договору найма служебного жилого помещения от *** ..., согласно которому в договор найма внесены изменения, а именно, в служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, включены члены семьи нанимателя Колышницына Е.Ю. – жена и ФИО9 –сын.
С регистрационного учета по месту жительства истец снята *** по собственному волеизъявлению.
*** военнослужащим ФИО5 подан рапорт с просьбой о рассмотрении вопроса о внесении изменений состава его семьи в списках нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого на условиях договора социального найма и принять в качестве нуждающейся в получении жилья его супруги Колышницыной Е.Ю., в связи с ее переездом к месту прохождения им военной службы.
Согласно выписке из протокола ... заседания жилищной комиссии Управления от *** ФИО5 отказано в принятии на учет его супруги в качестве нуждающейся в жилом помещении по <адрес>, в связи с не истечением срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Суд отмечает, что указанным рапортом ФИО5 не ходатайствовал о включении в качестве нуждающегося своего сына.
Из последовательности произведенных истцом действий и наступивших юридических последствий, суд считает, что истцом намеренно ухудшены жилищные условия с целью приобрести право на получение супругом служебного помещения по договору социального найма большего размера, чем ему положено.
Ссылка истца на абз. 4 подп. «а.» п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - жилых помещений по договору социального найма, которым предусмотрено, что действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий, к ситуации, созданной истцом не применим, поскольку, такие действия не являлись основанием для отказа жилищной комиссией в принятии истца, члена семьи военнослужащего, в качестве нуждающейся в жилом помещении на учет граждан для предоставления жилого помещений по их выбору либо в собственность, либо по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Указанный в решении жилищной комиссии Управления факт снятия истца *** с регистрационного учета по месту жительства к таким основаниям не относится, поскольку регистрация по месту жительства и снятие с регистрационного учета не порождают и не прекращают право пользования жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Колышницыной Е.Ю. к Пограничному управлению ФСБ России по Республике Бурятия об оспаривании решения жилищной комиссии отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 04.04.2016 г.
Судья: И.К. Кушнарева.