Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2020 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики ФИО4 в составе:
председательствующего судьи – Заболотной Н.Н.,
при секретаре – ФИО6,
с участием помощника прокурора – ФИО7,
представителя ответчика – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации <адрес> о понуждении предоставить в собственность благоустроенное жилье вне очереди, третьи лица – Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики ФИО4, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4, Министерство строительства и архитектуры Республики ФИО4, Государственное казенное учреждение Республики ФИО4 «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», Совет ФИО4 Республики ФИО4, -
у с т а н о в и л :
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 с исковым заявлением к Администрации <адрес>, третьи лица – МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4 о понуждении предоставить благоустроенное жилье вне очереди. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> по обращению ФИО1 проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами Администрации <адрес> требований жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 на основании ордера на жилое помещение №, выданного ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Симферопольского городского совета, вселены в жилую <адрес> жилого многоквартирного <адрес> в <адрес>. Вышеуказанная квартира, на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности в равных долях ФИО1, ФИО2, ФИО3 В ходе проверки также установлено, что согласно акту обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и заключения об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный многоквартирный дом постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признан аварийным и подлежащим сносу. На основании изложенного истец просит обязать Администрацию <адрес> предоставить не позднее одного года с момента вступления в законную силу решения суда ФИО1, ФИО2, ФИО3 другое благоустроенное, равнозначное по площади жилое помещение взамен занимаемого последними в данный момент расположенного по адресу: <адрес>, Республики ФИО4 не менее 31 кв.м.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, в которых просил обязать администрацию <адрес> Республики ФИО4 предоставить ФИО9 ФИО2, ФИО3 в собственность в равных долях, вне очереди благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, Республики ФИО4, находящееся в черте населенного пункта <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> ФИО4.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены – Министерство строительства и архитектуры Республики ФИО4, Государственное казенное учреждение Республики ФИО4 – «Управление капитального ремонта многоквартирных домов».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Совет ФИО4 Республики ФИО4.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица МКУ Департамента городского хозяйства Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседании извещен надлежащим образом. Подал письменные пояснения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представители третьих лиц - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4, МКУ Департамент развития муниципальной собственности, ГКУ Республики ФИО4 «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», Совета ФИО4 Республики ФИО4 в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени судебного заседании извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 7 Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, устанавливает Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в п. 3 ст. 2 данного федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32 и 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено, ФИО1 на семью из 3 человек, в том числе, на ФИО2, ФИО3 выдан ордер № на право занятия жилого помещения жилой площадью 18,8 кв.м., состоящего из одной изолированной комнаты по адресу: <адрес> корпус №-, <адрес>.
Согласно свидетельству о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира приватизирована ФИО1, ФИО2, ФИО3 и принадлежит им на праве общей долевой собственности, что также подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес>-а, расположенный по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 7).
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в вышеуказанное постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления – до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с признанием вышеуказанного многоквартирного дома аварийным, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО3, ФИО2 обратились в Прокуратуру <адрес> с заявлением о принятии мер реагирования, путем предъявления в их интересах искового заявления в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ о понуждении предоставить им на состав семьи из 3-х человек на праве собственности другую новую благоустроенную квартиру, равнозначную жилому помещению в котором они проживают в настоящий момент (л.д.3).
Прокуратурой <адрес> по обращению ФИО1, ФИО3, ФИО2 проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами Администрации <адрес> требований жилищного законодательства Российской Федерации.
Проверкой установлено, что в соответствии с актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и заключения об оценке состояния соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный <адрес>-а, расположенный по <адрес> в <адрес> признан аварийным (л.д.9-10).
До настоящего времени ФИО1, ФИО3, ФИО2 взамен занимаемого жилого помещения, иное равнозначное жилое помещение не предоставлено.
В соответствии с п. 3 ст. 2 и ч.ч. 1 и 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий осуществляется в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу положений ч.ч. 8 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Согласно пунктам 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Постановлением Совета ФИО4 Республики ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Республики ФИО4 из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025 годах» (далее – Региональная Программа»), согласно которому вышеуказанный многоквартирный <адрес>-а, расположенный по <адрес> в <адрес>, включен в данную Региональную программу.
Поскольку многоквартирный дом включен в указанную Региональную Программу, то собственник жилого помещения в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с Региональной Программой органы местного самоуправления муниципальных образований в ФИО4 обеспечивают:
- информирование собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в Программе путем размещения публикаций в средствах массовой информации и на официальных сайтах администраций, участвующих в Программе;
- предоставление собственникам изымаемых жилых помещений, предварительно согласившимся на переселение, информации о планировке и технических характеристиках предлагаемых к постройке или приобретению жилых помещений, которые могут быть предоставлены взамен изымаемых жилых помещений;
- проведение разъяснительной работы с гражданами, проживающими в аварийных многоквартирных домах на территории Республики ФИО4, включенных в текущий этап Программы, об условиях, сроках, порядке переселения и порядке изъятия жилых помещений;
- проведение оценки степени готовности к реализации Программы (состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства жилых помещений либо о приобретении жилых помещений у застройщика либо на вторичном рынке жилья; степень готовности земельных участков для строительства жилья, наличие свободного муниципального жилищного фонда, возможность формирования территорий под развитие);
- проведение сравнительного анализа и оценки экономической эффективности каждого из способов переселения на ближайшие три года реализации Программы и направление предложений в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4;
- самостоятельно за счет собственных средств выполнение мероприятий по определению (в том числе формирование земельного участка, проведение кадастровых работ и постановка земельного участка на кадастровый учет (кадастровый паспорт) в соответствии с разрешенным видом использования и согласно утвержденной градостроительной документации) и выделению земельных участков, соответствующих требованиям действующего законодательства в сфере земельных отношений и градостроительства, и их инженерной подготовке для строительства в рамках Программы;
- заключение договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности;
- формирование целевых показателей (квартирографии), определяющих потребность расселяемого и предоставляемого жилья путем его строительства или приобретения, по каждой семье, подлежащей расселению из аварийных многоквартирных домов;
- выполнение мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
- заключение договоров социального найма (мены) предоставленных жилых помещений;
- организацию работы по переселению граждан путем сбора документов, проверки наличия всех необходимых документов для регистрации, наличия согласия нанимателя, собственника и всех совершеннолетних членов семьи;
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и снос аварийных многоквартирных домов.
В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 – 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, принадлежащее в настоящее время ФИО1, ФИО3, ФИО2 на праве собственности, находится в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, который включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, следовательно, исходя из содержания приведенных выше норм права, ФИО1, ФИО3, ФИО2 имеют право в связи с признанием жилого дома аварийным на внеочередное предоставление в собственность благоустроенного, равнозначного по площади жилого помещения взамен занимаемого.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 264-268 ГПК РФ, суд-
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2, ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░4, <░░░░░>-░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.