Решение по делу № 33-977/2012 от 09.10.2012

Решение по гражданскому делу - кассация

Судья Некрасова Ю.Г.                                                                      Дело № 33-840/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл                                                                                              06 ноября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Соскал О.М.,

судей Дамдын Л.Д., Канзая А.А.,

с участием прокурора Ойдуп У.М.,

при секретаре Салчак А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дамдын Л.Д. гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах Куулар Б.А. к мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя мэрии г.Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 июля 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Кызыла в интересах Куулар Б.А. обратился в суд к ответчику с иском о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указав, что в прокуратуру г.Кызыла поступило обращение Куулар Б.А. о нарушении ее жилищных прав на получение жилого помещения. По социальному статусу Куулар Б.А. является сиротой, мать истицы умерла, сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери. Куулар Б.А. собственного жилья не имеет. Она стоит на льготной очереди по получению жилья в мэрии г.Кызыла. Просит суд обязать мэрию г.Кызыла в течение 6 месяцев предоставить Куулар Б.А. жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м.

Решением суда иск прокурора г. Кызыла удовлетворен. Суд обязал мэрию города Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Куулар Б.А. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Ондар Р.В., действующая на основании доверенности, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд должен был выяснить следующие обстоятельства: объём финансовых средств (субвенций), предусмотренных г. Кызылу в бюджете Республики Тыва на исполнение делегированных полномочий, количество детей-сирот, состоящих на учёте, установление факта перечисления денежных средств. Выяснение данных обстоятельств, по мнению ответчика, позволяет правильно определить пределы ответственности мэрии г.Кызыла как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам. Судом не учтено, что Куулар Б.А. в данный момент имеет прописку в Кызылском кожууне о чем она сама пояснила в судебном заседании. Вывод суда о том, что окончание истицей образовательного учреждения не является достаточным основанием для обеспечения ее вне очереди жильем. Полагает, что иск прокурором подан преждевременно.

В судебном заседании представитель ответчика Смородникова Е.Н., действующая по доверенности поддержала апелляционную жалобу по доводам указанным в ней.

Прокурор Ойдуп У.М. с апелляционной жалобой не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.

По устному ходатайству в судебное заседание допущен представитель истицы Салчак А.Н., которая возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Республики Тыва - в судебное заседание также не явился, хотя третье лицо было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт его неявку неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного федерального закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

          В части 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 3 Закона Республики Тыва «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сиpoт и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из утвержденного этим Законом Республики Тыва перечня следует, что указанными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены муниципальные образования Республики Тыва.

Судом установлено, что Куулар Б.А. подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством. Постановлением председателя городской администрации № от 03 марта 1998 года Куулар Б.А. определена в Кызылский дошкольный детский дом. Постановлением мэра г.Кызыла № от 11 декабря 2006 года Куулар А.Б. принята на учет по улучшению жилищных условий как сирота.

26 мая 2007 года Куулар Б.А. закончила Усть-Элегестинскую ** школу-интернат.

Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно указал на то, что Куулар А.Б. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет.

Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела и применив нормы материального права, суд обоснованно удовлетворил иск прокурора и обязал мэрию города Кызыла предоставить Куулар А.Б. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла, поскольку в соответствии с приведенными нормами закона Куулар Б.А. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде обеспечения по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

Довод апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что Куулар Б.А. проживает и зарегистрирована в Кызылском кожууне, поэтому считает, что жилье ей должны предоставить в указанном кожууне, являются несостоятельными, так как судом установлено, что Куулар Б.А. проживает в с. Усть-Элегест Кызылского кожууна, поскольку не имеет собственного жилья и не имеет возможности арендовать другое жилье в г. Кызыле. Судебная коллегия считает, что Куулар Б.А. должны выделить жилье в пределах г. Кызыла, где она ранее постоянно проживала и состоит на учете по улучшению жилищных условий как сирота в мэрии г. Кызыла.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что пределы ответственности мэрии г.Кызыла как органа местного самоуправления, наделенного государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г.Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, указывающих на незаконность вынесенного решения.

Доводы жалоб являются повторением обстоятельств дела, изложенных в заявлении, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.

Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

        Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

        Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 ноября 2012 года.

Председательствующий

Судьи

33-977/2012

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
06.11.2012Судебное заседание
14.11.2012Дело сдано в канцелярию
15.11.2012Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее