14RS0035-01-2021-021018-07
Дело №2а-10571/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 30 ноября 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Ефремова И.В., при секретаре Никифоровой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Станция скорой медицинской помощи» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
ГБУ РС(Я) «Станция скорой медицинской помощи» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в РС(Я). В обоснование административного иска указано, что на основании акта документарной проверки от ____ в отношении истца вынесено Предписание № от ____ об обязании устранить нарушение ст. 234 ТК РФ: возместить Булакаеву Д.Р. неполученный заработок по причине незаконного отстранения работников за период с ____ по ____.
Указом главы Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2020 года № 1055 «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории PC (Я) введен режим повышенной готовности. ГБУ PC (Я) «Станция скорой медицинской помощи» переведено в условия работы с инфекционной болезнью 2 группы патогенности, к которой относится НКИ COVID-19.
С ____ Булакаев Д.Р. в должности водителя скорой медицинской помощи осуществлял выезд в составе общепрофильной бригады скорой медицинской помощи с медицинскими работниками по поводу “Температура, озноб, кашель, одышка” которые являются симптомами новой короновирусной инфекции COVID-19. Осуществлял транспортировку и помощь погрузке пациентов с указанными с симптомами.
____ учреждением издан приказ №75 «Об иммунизации работников ГБУ PC (Я) «Станция скорой медицинской помощи» работающих с инфекционными больными» о необходимости получения вакцинации в срок до 19 февраля 2021 года. Работник ознакомлен с данным приказом.
По п.4.2. Постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19 мая 2021 г. №3 «Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» - Руководителям организаций всех форм собственности предписано обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) включая работников здравоохранения в срок до 15.08.2021 года.
По пункту 1.2. Приказа Министерства здравоохранения PC (Я) от 21.05.2021 года №01- 07/ 705 «Об иммунизации работников медицинских организаций Республики Саха (Якутия) против коронавирусной инфекции СОУШ-19» учреждению предписано отстранять от работы работников с 1 июня 2021 года, кроме работников, имеющих медицинский отвод от вакцинации по причине, перенесенной НКИ в легкой форме менее 3 месяцев, в средней, тяжелой форме менее 6 месяцев назад (включенных в Федеральный регистр больных COVID-19).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет:
- запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
- временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
- отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» п. 8 (Приказ Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307Н) С учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены между тем против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 приоритету 1-го уровня относятся работники медицинских, образовательных организаций.
До дня отстранения работник Булакаев Д.Р не предоставил медицинский отвод и сертификат о прививках с внесенной записью о вакцинации против НКИ СОУШ-19.
____ учреждением издан приказ № «Об отстранении работы» согласно, которому работник Булакаев Д.Р отстранен от работы с ____ — без сохранения заработной платы. ____ работнику вручено уведомление об отстранении от работы.
____ Булакаев Д.Р ознакомлен с приказом и уведомлением под роспись.
На протяжении периода с ____ по настоящее время Булакаев Д.Р не предоставил сертификат о вакцинации либо имеющихся медицинских отводах.
Истец просит признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в РС(Я) № от ____
В судебном заседании представитель административного истца Томтосова В.Е. (по доверенности) иск поддержала. Пояснила, что не было оснований не отстранять работника от работы. С приказом Министерства все работники ознакомлены. МЗ РС (Я) обязала работодателя отстранять работников от работы без вакцинации. Булакаев Д.Р. на сегодняшний день не представил документ, подтверждающий о том, что он вакцинирован, тогда как медицинских отводов не имеет. Приказ МЗ РС (Я) никем не обжалован, незаконным не признан
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по РС (Я) Иванова О.Л. (по доверенности) считает иск подлежащим удовлетворению. Пояснила, что работники ГБУ РС (Я) «Станция скорой медицинской помощи» входят в группу риска. Должны первыми соблюдать все установленные мероприятия. Истец правомерно отстранил не вакцинированного работника от работы. Был приказ МЗ РС (Я), он не отменен.
Представитель административного ответчика, заинтересованное лицо Булакаев Д.Р. в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд определил рассмотреть в отсутствие представителя ответчика и заинтересованного лица.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) и решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возможно при их несоответствии нормам действующего законодательства.
Федеральной инспекцией труда осуществляется федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации).
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий, пятнадцатый статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из вышеприведенных норм следует, что государственные инспекции труда, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работников.
Из материалов дела следует, что Булакаев Д.Р. был принят на должность водителя скорой медицинской помощи (приказ №-К от ____).
21.05.2021 г. издан Приказ Министерства здравоохранения PC (Я) №01- 07/ 705 «Об иммунизации работников медицинских организаций Республики Саха (Якутия) против коронавирусной инфекции СОУШ-19» истцу предписано отстранять от работы работников с 1 июня 2021 года, кроме работников, имеющих медицинский отвод от вакцинации по причине, перенесенной НКИ в легкой форме менее 3 месяцев, в средней, тяжелой форме менее 6 месяцев назад (включенных в Федеральный регистр больных COVID-19).
Приказом № от ____ Булакаев Д.Р. отстранен от работы с ____ как не прошедший вакцинацию от новой короновирусной инфекции SARS-COVID-19 и не имеющий противопоказания для вакцинации.
Основанием для отстранения от работы послужили ч. 1 ст. 76 ТК РФ, ч.2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19 мая 2021 г. №3 «Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Приказ Министерства здравоохранения PC (Я) от 21.05.2021 года №01- 07/ 705 «Об иммунизации работников медицинских организаций Республики Саха (Якутия) против коронавирусной инфекции COVID-19».
Судом установлено, что на основании распоряжения ответчика от 06.09.2021 №, № в отношении административного истца была проведена документарная проверка.
По результатам проверки истцу выдано предписание № от ____ об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: устранить нарушения ст. 234 ТК РФ: возместить Булакаеву Д.Р. не полученный им заработок по причине незаконного отстранения работника от работы за период с ____ по ____
В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).
Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации период отстранения от работы не является рабочим временем, то есть временем, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
В силу части 1 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.
В соответствии с ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса РФ в случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
При рассмотрении данного спора суд не усматривает оснований для оплаты Булакаеву Д.Р. времени простоя по вине работодателя.
Булакаев Д.Р. был отстранен от работы в связи с отказом пройти вакцинацию от новой короновирусной инфекции SARS-COVID-19 и не имеющий противопоказания для вакцинации. Поскольку Приказ Министерства здравоохранения PC (Я) от 21.05.2021 года №01- 07/ 705 «Об иммунизации работников медицинских организаций Республики Саха (Якутия) против коронавирусной инфекции COVID-19» не признан незаконным и не отменен.
При таких обстоятельствах, исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) № ░░ ____ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░. 234 ░░ ░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ____ ░░ ____
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░.