Судья Сопачева М.В. № 33-2316/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«09» октября 2024 года
г. Кострома
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ильиной И.Н.,
судей Ивановой О.А., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Кравченко Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № по апелляционной жалобе Администрации г. Костромы на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 05 июня 2024 года по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Администрации города Костромы о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., объяснения представителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Бекенева И.Д., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, объяснения ФИО15 и ФИО1, полагавших, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с иском к Администрации г. Костромы о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, указав в обоснование, что здание по адресу: <адрес> (ранее – <адрес>) является объектом культурного наследия регионального значения <данные изъяты> В отношении этого объекта разработан и утвержден паспорт объекта культурного наследия от 16.10.1980 года, а также учетная карточка от 16.10.1980 года. В соответствии с паспортом объекта культурного наследия указанный объект представляет собой дом двухэтажный, 1-ый этаж которого кирпичный, 2-й – деревянный, обшит тесом. К прямоугольному в плане, несколько отступающему от улицы вглубь двора, объему дома примыкают тесовые крылечные пристройки и двухъярусный тамбур, внизу кирпичный, а вверху, как 2-й этаж дома – деревянный, обшит тесом. Кирпичный 1-й этаж с фасадов не оштукатурен и не побелен. Его окна с улицы выделены штукатурными профилированными наличниками с замковыми камнями, слева и справа от которой вделаны в стену алебастровые вставки, украшенные растительной орнаментикой. Эти наличники эффективно выделяются на краснокирпичном фоне стены 1-го этажа. Окна 2-ого этажа имеют простое дощатое обрамление. Дом крыт 4-скатной железной крышей по деревянным стропилам чердака. Вход в дом со двора. Прямоугольные в плен жилые помещения 1-ого и 2-ого этажей расположены вдоль уличного и северо-западного продольного фасадов и отделены друг от друга деревянными перегородками. Междуэтажная лестница и укороченный коридор, проходящий по продольной оси дома, находятся в угловой юго-восточной части объема. Междуэтажные перекрытия плоские, деревянные по балкам. В доме печное отопление, печи поздние, обмазанные глиной и побелены. Полы дощатые, по лагам. Двери филенчатые, однотипные. Фундамент под домом кирпичный, ленточный. Приказом Министерства культуры РФ от 14.04.2015 года № 836 объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за №. Жилое помещение №, площадью 49,8 кв.м, расположенное в <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Кострома. Ранее в адрес собственника выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 25.01.2020 года, в соответствии с которым собственнику необходимо в срок до 31.05.2021 года выполнить мероприятия в отношении <адрес> - объекта культурного наследия: В связи с тем, что в добровольном порядке вышеуказанное предписание исполнено не было, муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы привлечено к административной ответственности. Позднее в адрес собственника выдано повторное предписание от 09.07.2021 года с аналогичными требованиями ранее выданному предписанию, срок исполнения которого – 01.11.2022 года. Требования этого предписания до настоящего времени не исполнены.
На основании изложенного истец просит обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы – собственника помещения – <адрес> объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>) исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно:
1) восстановить горизонтальную гидроизоляцию наружных стен методом отсечки, путем разбуривания скважин под углом к горизонту со стороны помещений в шахматном порядке от пола до уровня выше облицовки цоколя и нагнетания специального раствора, работы вести в соответствии с технологией производителя выбранного инъекционного состава, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
2) произвести расчистку стен от плесени, антисептирование конструкций. Восстановить утраченный штукатурный слой в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
3) с целью понижения уровня грунтовых вод выполнить устройство дренажной системы вокруг здания в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
4) выполнить вертикальную планировку, благоустройство территории вокруг здания. С целью эффективного водоотведения поверхностных вод выполнить дренажные лотки с выпуском воды далее по рельефу или ливневую канализацию. Лотки подвести с выпуском воды далее по рельефу или ливневую канализацию. Лотки также подвести к водосточным трубам. Для пропуска вод под возвышающейся проезжей частью проложить трубы. Работы произвести согласно проекту вертикальной планировки, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
5) заменить конструкции пола в <адрес>. Конструкции пола рекомендуется выполнить по грунту с устройством гидроизоляции и теплоизоляции, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
6) выполнить косметический ремонт помещений в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО7, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО1, ФИО1, ФИО22, ФИО23, ООО «УК «ЖЭРСУ №2», Управление ЖКХ Администрации города Костромы.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 05 июня 2024 года постановлено:
Исковое заявление Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы (ИНН 4401012770) – собственника помещения – <адрес> объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> в., расположенного по адресу: <адрес>) исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно:
1) восстановить горизонтальную гидроизоляцию наружных стен методом отсечки, путем разбуривания скважин под углом к горизонту со стороны помещений в шахматном порядке от пола до уровня выше облицовки цоколя и нагнетания специального раствора, работы вести в соответствии с технологией производителя выбранного инъекционного состава, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
2) произвести расчистку стен от плесени, антисептирование конструкций. Восстановить утраченный штукатурный слой в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
3) с целью понижения уровня грунтовых вод выполнить устройство дренажной системы вокруг здания в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
4) выполнить вертикальную планировку, благоустройство территории вокруг здания. С целью эффективного водоотведения поверхностных вод выполнить дренажные лотки с выпуском воды далее по рельефу или ливневую канализацию. Лотки подвести с выпуском воды далее по рельефу или ливневую канализацию. Лотки также подвести к водосточным трубам. Для пропуска вод под возвышающейся проезжей частью проложить трубы. Работы произвести согласно проекту вертикальной планировки, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
5) заменить конструкции пола в <адрес>. Конструкции пола рекомендуется выполнить по грунту с устройством гидроизоляции и теплоизоляции, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
6) выполнить косметический ремонт помещений в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Администрация г. Костромы просит отменить решение суда. В обоснование доводов жалобы указывает, что осуществление мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия входят в предмет государственной охраны объектов культурного наследия и предполагают участию уполномоченного органа, в том числе финансовое, материально-техническое. Отмечает, что действующее законодательство не устанавливает безусловную обязанность только для собственника по осуществлению мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия. Со ссылками на нормы ЖК РФ и ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» считает, что обязанность по содержанию объекта культурного наследия и поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе законодательством об охране объектов культурного наследия, лежит на ООО «Управляющая компания ЖЭРСУ №». Выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (в том числе фундаментов, кровли, фасадов, земельного участка МКД) предусмотрено нормативными правовыми актами и договором управления многоквартирным домом и не требует выдачи отдельного задания собственниками жилых помещений. Обращает внимание, что для приведения <адрес> нормативное состояние (пункты 5,6 искового заявления) необходимо выполнение работ в отношении общего имущества МКД (пункты 1-4 искового заявления). В противном случае несение расходов на ремонт жилого помещения в доме, который находится в ограниченно работоспособном состоянии, приведет к неэффективному использованию бюджетных средств, что в силу ном действующего законодательства не допустимо. При этом в силу закона обязательство по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД возникает у собственника помещений в доме соразмерно его доле в праве общей долевой собственности. Однако собственниками помещений не принято решение по вопросу проведения ремонта и технического обслуживания общего имущества МКД и об определении источника финансирования данных мероприятий, планируется проведение общего собрания повторно.
В возражениях на апелляционную жалобу Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области, ФИО7 просят оставить решение суда в силе.
Протокольным определением от 23 сентября 2024 года из числа третьих лиц по делу исключена ФИО8, поскольку не является собственником жилого помещения в спорном доме.
Также судебной коллегии представлена копия свидетельства о смерти ФИО1, который был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда, исследовав новые доказательства, приходит к следующему.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия).
В преамбуле Закона об объектах культурного наследия законодатель указал, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (п.1 ст.33 Закона об объектах культурного наследия (в редакции Федерального закона от 22.10.2014г. №315-ФЗ).
Согласно п.4.1 ст.9.2 Закона об объектах культурного наследия, к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия).
Нормой ст.15 Закона об объектах культурного наследия закреплено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия (п.1).
Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен (п.13 ст.18 Закона об объектах культурного наследия).
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.2 ст.33 Закона об объектах культурного наследия).
В соответствии п.1 ст.40 Закона об объектах культурного наследия, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно абз.1 п.1 ст.45 Закона об объектах культурного наследия, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия (абз.2 п.1 ст.45 Закона об объектах культурного наследия).
В силу положений ст.47.1 Закона об объектах культурного наследия, ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Нормой п.1 ст.47.2 Закона об объектах культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
Обязанности физических или юридических лиц, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотрены в п. 1 ст. 47.3 указанного Закона.
Согласно п. 2 ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия, собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Закона об объектах культурного наследия, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В силу ст. 56.1 Закона об объектах культурного наследия обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (п. 1).
В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме (п. 2).
Охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений.
Охранное обязательство, содержащее требования в отношении жилого помещения в многоквартирном доме, занимаемого по договору социального найма, подлежит выполнению нанимателем указанного помещения.
Охранное обязательство, содержащее требования в отношении общего имущества многоквартирного дома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит выполнению наймодателем жилого помещения по договору социального найма (п. 3).
Судом установлено, что Постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» здание, расположенное по адресу: <адрес> (ранее - <адрес>), принято под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>
Приказом Минкультуры РФ от 14.04.2015 № 836 объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ и ему присвоен №.
В отношении объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты>, разработан и утвержден паспорт объекта культурного наследия от 16.10.1980, а также учетная карточка от 16.10.1980.
Согласно выписке ЕГРН от 24.01.2024 право собственности жилое помещение № площадью 49,8 кв.м, расположенное в <адрес>, зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ город Кострома.
19.12.2019 сотрудниками Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области произведен осмотр объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>, по результатам которого составлен акт осмотра №.
Согласно этому акту осмотра при визуальном осмотре помещений <адрес>, расположенной в поздней пристройке объекта установлено, что квартира состоит из двух комнат, кухни и санитарного узла. Напольное покрытие линолеум по дощатому настилу, имеет частичные повреждения, проседание, на стенах помещений наблюдается увлажнение, разрушение отделочных слоев, образование черной плесени, образовавшейся предположительно из-за повышенной влажности воздуха и плохой вентиляции помещения. Отделка стен обоями, наблюдается деформация, частичное отсутствие обоев, в помещении санузла – отделка стен керамическая плитка. Потолочная отделка – натяжное ПВХ полотно. Оконные заполнения выполнены из ПВХ белого цвета, наблюдается конденсат, черная плесень, увлажнение подоконника. В помещении ощущается повышенная влажность воздуха, запах плесени. В 2019 году ОГБУ «Наследие» в отношении <адрес> объекта культурного наследия проведены научно-изыскательские работы с целью определения причин повышенной влажности наружной северо-восточной стены в объекте. В результате проведенных исследований в пределах <адрес> объекта культурного наследия установлено, что наружные стены пристройки, фундаменты находятся в ограниченно работоспособном состоянии; вертикальная планировка прилегающей территории не обеспечивает отвод воды от здания; уровень относительной влажности не позволяет использовать помещения квартиры как жилые. Причинами повышенной влажности помещений, увлажнения (намокания) северо-восточной наружной стены, а также сопутствующих дефектов являются: высокий уровень грунтовых вод, повышение отметки планировки, отсутствие вертикальной планировки с уклоном от здания, нарушение (отсутствие) горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментных стен, отсутствие гидроизоляции в конструкции пола. По результатам осмотра специалистами Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области сделан вывод о том, что целях устранения выявленных нарушений необходимо выдать предписание в адрес Администрации города Костромы о проведении работ в отношении <адрес> в соответствии с отчетом по результатам научно-изыскательских работ, выполненным ОГБУ «Наследие».
25.01.2020 в адрес Администрации города Костромы выдано предписание № об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым собственнику предписано в срок до 31.05.2021 выполнить следующие мероприятия в целях приведения ремонтных работ в отношении <адрес> объекта культурного наследия: восстановить горизонтальную гидроизоляцию наружных стен методом отсечки, путем разбуривания скважин под углом к горизонту со стороны помещений в шахматном порядке от пола до уровня выше облицовки цоколя и нагнетания специального раствора. Работы вести в соответствии с технологией производителя выбранного инъекционного состава; произвести расчистку стен от плесени, антисептирование конструкций. Восстановить утраченный штукатурный слой; с целью понижения уровня грунтовых вод выполнить устройство дренажной системы вокруг здания; выполнить вертикальную планировку, благоустройство территории вокруг здания. С целью эффективного водоотведения поверхностных вод выполнить дренажные лотки с выпуском воды далее по рельефу или ливневую канализацию. Лотки подвести с выпуском воды далее по рельефу или ливневую канализацию. Лотки также подвести к водосточным трубам. Для пропуска вод под возвышающейся проезжей частью проложить трубы. Работы произвести согласно проекту вертикальной планировки; заменить конструкции пола в <адрес>. Конструкции пола рекомендуется выполнить по грунту с устройством гидроизоляции и теплоизоляции; выполнить косметический ремонт помещений. Все работы на объекте проводить в соответствии с разработанным и согласованным с Госорганом проектом, организацией, имеющей лицензию на осуществление работ на объекте культурного наследия. Сдать работы по акту приема-передачи. В срок до 03.06.2021 представить отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением копий подтверждающих документов.
В результате контрольно-надзорных мероприятий Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области установлено, что предписание № Администрацией города Костромы не исполнено, в связи с чем 09.07.2021 в адрес Администрации города Костромы выдано повторное предписание № РК-57-21/01 с аналогичными требованиями ранее выданному предписанию, срок исполнения которого установлен до 01.11.2022.
Постановлением Свердловского районного суда г. Костромы от 02.09.2021 Администрация города Костромы признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.2 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
До настоящего времени требования об устранении выявленных нарушений, изложенные в предписании № от 09.07.2021, Администрацией города Костромы не выполнены. В связи с чем Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, обязав муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы, как собственника объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия в натуре.
При этом суд исходил из того, что ответчик является собственником <адрес>, где необходимо выполнить работы и которая расположена в доме, являющемся объектом культурного наследия, и в силу закона именно на нем лежит обязанность по сохранению данного объекта. Однако ответчиком работы по сохранению объекта культурного наследия не организованы, тогда как факт необходимости проведения соответствующих мероприятий нашёл своё подтверждение в ходе рассмотрения дела. Предлагаемые истцом сроки выполнения работ суд посчитал отвечающим критерию разумности.
Выводы суда основаны на материалах дела, мотивированы с приведением положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В суде апелляционной инстанции представитель Инспекции ФИО9 пояснил, что исковые требования заявлены только к Администрации г. Костромы, как к собственнику <адрес>, где требуется выполнение перечисленных в иске работ.
Вопреки доводам жалобы при вынесении решения судом было верно учтено, что комплекс мероприятий, проведение которых Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области требует возложить на Администрацию г. Костромы, направлен именно на сохранение принадлежащего муниципальному образованию городской округ город Кострома жилого помещения в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия. А необходимость выполнения работ по устройству дренажа вокруг дома для отвода ливневых и талых вод возникла еще в 1990 году, что подтверждается письмами Исполнительного комитета Свердловского районного совета народных депутатов г. Костромы от 29.11.1990 года, Исполнительного комитета Костромского городского совета народных депутатов от 17.12.1990 года, производственного управления жилищного хозяйства Костромского городского совета народных депутатов от 20.07.1990 года. Данный вид работ был включен в план капитального ремонта дома в 1990 году, то есть еще до начала приватизации жилых помещений в данном доме. Данные о выполнении указанных работ в материалах дела отсутствуют. Соответственно, оснований для возложения обязанности по выполнению указанных работ на собственников жилых помещений, с учетом п. 1 ст. 56.1 Закона об объектах культурного наследия, не имеется.
С учетом приведенных выше положений ст. ст. 47.3. 47.6, 56.1 Закона об объектах культурного наследия, коллегия полагает, что именно Администрация города Костромы, выступающая от имени и в интересах муниципального образования городской округ город Кострома, является надлежащим ответчиком по делу, на которого подлежат возложению обязанности по сохранению объекта культурного наследия – <адрес>, предусмотренные действующим законодательством. Управляющая организация ООО «Управляющая компания ЖЭРСУ №2», на которую ссылается заявитель жалобы, к числу таковых отнесена быть не может.
Апелляционная жалоба правовых доводов, которые могли бы поставить под сомнения выводы суда, не содержит.
В связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Администрации г. Костромы – отклонению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 05 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Костромы – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 октября 2024 года.