Судья Павлычева С.В. Дело № 33-17529/2023 (2-246/2023)
УИД 52RS0018-01-2022-002256-97
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Нижний Новгород 21 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Н.М.,
судей Силониной Н.Е., Шикина А.В.,
при секретаре Чижовой Ю.П.
с участием представителя администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Силониной Н.Е.,
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области
на решение Павловского городского суда Нижегородской области от 24 августа 2023 года
по иску Павловского городского прокурора Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области, МБДОУ детский сад №26 «Калинка» об обязании устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛА:
Павловский городской прокурор Нижегородской области обратился в Павловский городской суд с исковым заявлением, в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области, МБДОУ детский сад. №26 «Калинка» об обязании устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны.
В обоснование исковых требований указал, что Павловской городской прокуратурой проведена проверка состояния сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, в ходе которой выявлены нарушения.
В ходе проверки установлено, что согласно решения Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Павловского района от 20.11.2001 №1117 детскому саду №26 «Калинка» передан в оперативное управление объект недвижимости- кирпичное, двухэтажное нежилое здание- детский сад №26 «Калинка» «с подвалом, общей площадью 1900,40 кв.м., находящееся по адресу: Нижегородская область, ул. Высокая, 12, в котором расположено ЗС ГО с инвентаризационным номером №1014-52, числящееся в Реестре МЧС России.
Согласно паспорту убежища (ПРУ) с инвентаризационным номером №1014-52 организацией, эксплуатирующей указанное ЗС ГО, является ДОУ №26.
В ходе проведенной совместно с сотрудниками ОНД и ПР по Павловскому району проверкой установлено, что указанное ЗС ГО не соответствует предъявляемым требованиям.
По результатам проверки 15.06.2023г. заведующей МБДОУ детский сад №26 «Калинка» г. Павлово внесено представление, однако последней не принято мер по устранению выявленных нарушений.
Поскольку до настоящего времени защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. Высокая, 12, своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, ответчики обязаны привести его в надлежащее состояние, так как не приведение данного объекта в соответствие с требованиями законодательства, исключает возможность укрытия в нем граждан, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Администрация Павловского муниципального округа, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, несет ответственность за поддержание рассматриваемого объекта гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.
Не обеспечение ответчиками мер по поддержанию в надлежащем состоянии указанного объекта, создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
Просят обязать МБДОУ детский сад №26 «Калинка» устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в здании учреждения по адресу: Нижегородская область г. Павлово, ул. Высокая, 12, путем выполнения мероприятий по приведению его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и приказа МЧС России от 21.07.2005 № 1309.
Обязать администрацию Павловского муниципального округа осуществить финансирование мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в здании по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. Высокая, 12, в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» приказа МЧС России от 1.07.2005 №1309.
Установить срок для устранения нарушений- 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Павловского городского суда Нижегородской области от 24 августа 2023 года постановлено:
Исковые требования Павловского городского прокурора Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области, МБДОУ детский сад. №26 «Калинка» об обязании устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.
Обязать МБДОУ детский сад №26 «Калинка», ИНН 5252011338 устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в здании учреждения по адресу: Нижегородская область г. Павлово, ул. Высокая, 12, путем выполнения мероприятий по приведению его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и приказа МЧС России от 21.07.2005 № 1309.
Обязать администрацию Павловского муниципального округа Нижегородской области, ИНН 5252046517 осуществить финансирование мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в здании по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. Высокая, 12, в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» приказа МЧС России от 1.07.2005 №1309.
Установить срок для устранения нарушений- 2 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области поставлен вопрос об отмене состоявшегося решения как вынесенного с нарушением норм материального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО6 не возражала против передачи дела в судебную коллегию по административным делам.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом по правилам главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www. nnoblsud.ru.
Судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.17 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений (споры в сфере публичных правоотношений), осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (ст. 124 КАС РФ).
Таким образом, действующее законодательство об административном судопроизводстве, а равно руководящие разъяснения по вопросам его применения определяют, что в порядке административного судопроизводства осуществляется судебная проверка правомерности действий (бездействия) государственных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Согласно п.1 ч.1 ст.22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Таким образом, основными критериями определения порядка рассмотрения спора в гражданском либо административном порядке являются субъектный состав и характер спора, применяемые в совокупности.
Данные нормы материального права и акты их толкования в части вида судопроизводства судом первой инстанции не учтены.
В соответствии с положениями части 2 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при предъявлении в суд искового заявления, содержащего несколько требований, одни из которых подлежат рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства, а другие - по правилам административного судопроизводства, если возможно их раздельное рассмотрение, судья разрешает вопрос о принятии требований, подлежащих рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В силу части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Из материалов дела следует, что Павловский городской прокурор Нижегородской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области, МБДОУ детский сад №26 «Калинка» об обязании устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны,, ссылаясь на то, что администрация Павловского муниципального округа, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, несет ответственность за поддержание рассматриваемого объекта гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу, что данное дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается в порядке административного судопроизводства с применением норм КАС РФ, и подлежит передаче в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда для рассмотрения по существу апелляционной жалобы администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области.
Согласно ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Как разъяснено в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судья суда апелляционной инстанции, установив при подготовке дела к судебному разбирательству, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ). Такой переход может быть произведен и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ч. 3 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
перейти к рассмотрению настоящего дела по иску Павловского городского прокурора Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области, МБДОУ детский сад. №26 «Калинка» об обязании устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, по правилам административного судопроизводства.
Передать настоящее дело в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда для рассмотрения по существу апелляционной жалобы администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 28 ноября 2023г.