Дело № 2-934/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2021 года г. Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Портновой И.А.,
при секретаре Крат А.О.,
рассмотрев гражданское дело по иску Савченко А. С. к ГУ Отделению ПФР по Ростовской области в лице Клиентской службы (на правах отдела) в Зерноградском районе о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и об обязании назначить выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Савченко А.С. обратился с иском к Управлению пенсионного фонда России по Зерноградскому району о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и об обязании назначить выплаты, мотивировав тем, что 21.06.2019 он обратился к ответчику с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. 19.07.2019 ответчик решением № отказал ему в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, мотивируя тем, что страховой стаж заявителя в сельском хозяйстве составил 00 лет 06 месяцев 26 дней, что менее требуемых 30 лет работы в сельском хозяйстве, при этом продолжительность страхового (общего трудового) стажа составляет 50 лет 07 месяцев 17 дней. Управлением пенсионного фонда в страховой стаж в сельском хозяйстве Савченко А.С. включен следующий период работы: с 07.01.1967 по 02.11.1967 – бригадир тракторной бригады отд. №4 в Зерносовхозе «Морозовский» (00 лет 06 месяцев 26 дней); не включены следующие периоды работы: с 02.10.1972 по 23.10.1986 (14 лет 00 месяцев 22 дня) – слесарь, тракторист, инженер, старший инженер «СевКавМис» (причина не включения данного периода – организация не является сельскохозяйственной); с 03.08.1988 по 31.01.2018 (29 лет 5 месяцев 28 дней) – инженер, ведущий инженер, заведующий лабораторией «СевКавМис» (причина не включения данного периода - отсутствие дополнительной информации о непосредственной занятости в растениеводстве). Вместе с тем, в стаж его работы в сельской местности необходимо отнести все указанные периоды работы, при этом общий стаж работы в сельском хозяйстве составляет 44 года 01 месяц 16 дней. Его трудовая деятельность протекала в сельской местности в ОПХ Северо-Кавказской МИС <адрес>, структурном подразделении «СевКавМис», которое занималось сельскохозяйственным производством, в том числе производством растениеводческой продукции и её реализацией. Проживая в <адрес> и работая по месту жительства в лаборатории «Эксплуатационных испытаний с/х техники и тракторов» он с 1972 года по 2018 год, занимая должности слесаря и тракториста принимал непосредственное участие в сборке новой техники и ее наладки в полевых условиях. Работая трактористом, выполнял все необходимые операции (вспашку, дискование, культивацию, боронование, сев, уборку и транспортировку продукции к местам хранения) в соответствии с агротребованиями. Работая механиком, принимал участие в составлении с/х агрегатов, проводил их наладку и регулировку, а при необходимости организовывал и проводил ремонт с/х техники в полевых условиях. Находясь на должностях инженера, ведущего инженера, заведующего лабораторией, составлял рабочие программы по выполнению технологических процессов для с/х агрегатов и контролировал их выполнение. ФГУП «СевКавМис» относится к Департаменту растениеводства, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, структурным подразделением которого являлось ОПХ Северо-Кавказской МИС, основным видом деятельности которого являлось растениеводство, на территории которого проходили испытания сельскохозяйственной техники в реальных условиях, в ходе производства сельскохозяйственной продукции.
На основании вышеизложенного истец с учетом уточненных исковых требований от 17.08.2021 (т. 1 л.д. 239-241) просил суд: 1) решение Управления пенсионного фонда РФ в Зерноградском районе № от 19.07.2019, решение № от 01.07.2021 об отказе Савченко А.С. в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с. ч. 14 ст. 17 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» признать не законными; 2) признать за Савченко А.С. право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 21.06.2019, включив в стаж работы в сельском хозяйстве спорные периоды работы: с 02.10.1972 по 23.10.1986 (14 лет 00 месяцев 22 дня) – слесарь, тракторист, инженер, старший инженер «СевКавМис»; с 03.08.1988 по 31.01.2018 (29 лет 5 месяцев 28 дней) – инженер, ведущий инженер, заведующий лабораторией «СевКавМис»; 3) обязать произвести расчет пенсии Савченко А.С. с последующей фиксированной выплатой к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ с 21.06.2019.
Протокольным определением суда от 25.06.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления пенсионного фонда России по Зерноградскому району на надлежащего ответчика - ГУ Отделения ПФР по Ростовской области в лице Клиентской службы (на правах отдела) в Зерноградском районе, в связи с его реорганизацией (т. 1 л.д. 198-203).
В судебном заседании истец Савченко А.С. и его представитель Иванов А.В. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, на основании доводов, изложенных в уточненном исковом заявлении, а также изложенных в предыдущих судебных заседаниях, пояснив, что ежегодно в «СевКавМис» приходил план испытаний, сколько единиц транспорта нужно испытать и какой объем работы нужно выполнить. Основной деятельностью было испытание техники, это и есть участие в растениеводстве. Испытания техники происходили с марта по декабрь. Северо-Кавказская машиноиспытательная станция не являлась чьим-либо структурным подразделением, это была обособленная организация. Сельское хозяйство не являлось основным видом деятельности «СевКавМис», однако они испытывали технику в реальных условиях, и эта работа была связана с сельским хозяйством. Истец участвовал в испытании техники, другие отделы ОПХ «СевКавМИС» участвовали в испытании внедрения новых технологий, они выращивали новые сорта пшеницы, начиная со вспашки, культивации для получения урожая. В <адрес> было организовано структурное подразделении «СевКавМис» – лаборатория «СевКавМис», где истец работал, проживая там же в поселке, то есть в сельской местности. Что касается доводов представителя ответчика о ненадлежащим заявлении, то он писал такое, какое ему посоветовали в Пенсионном фонде, а после первого судебного заседания когда пришел в Пенсионный фонд, ему было сказано новое заявление не писать, поскольку предыдущее действительное. Просили уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Овчинникова Н.Н. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в решении об отказе в перерасчете размера пенсии № от 01.07.2021 (т. 1 л.д. 236-237), доводы письменных возражений на исковое заявление (т. 1 л.д. 58-62, т. 2 л.д. 1-3), а также доводы, изложенные в предыдущих судебных заседаниях, пояснила, что должности истца может встречаться в штатных расписаниях разных организациях, и для того, чтобы работу в этих должностях отнести к стажу работы в сельском хозяйстве, необходимо чтобы работодатель, по своему основному виду деятельности, относился к сельскому хозяйству, а именно: растениеводству, животноводству, или рыбоводству. Работодатель (ФГБУ «Северо-Кавказская МИС») никогда не являлся и не является сельскохозяйственным предприятием, это вообще не предприятие, а учреждение (аббревиатура МИС, всегда присутствовавшая в его наименовании, расшифровывается как «машиноиспытательная станция», а ФГБУ– это федеральное государственное бюджетное учреждение, а не предприятие, т.е. некоммерческая организация, целью деятельности которой не может быть получение прибыли от сельхозпроизводства). И структурное подразделение, в котором работал истец: «лаборатория эксплуатационных испытаний» (запись № в трудовой книжке истца), также не занималась в качестве основного вида деятельности никакими работами из поименованных в списке сельскохозяйственных работ или производств. Согласно выписке из ЕГРЮЛ работодателя истца, основным видом деятельности ФГБУ «Северо–Кавказская МИС» является: испытания, исследования и анализ целостных механических и электрических систем, энергетическое обследование. Из должностной инструкции истца следует, что у него есть в обязанностях сборка техники, подготовка к испытанию, проведения испытания, ведение протоколов испытания, но там нигде не указано, что он должен вырастить какую – либо сельскохозяйственную продукцию. Сами испытания проходили на полях ОПХ «СевКавМИС», однако это совсем другое юридическое лицо, и в нем ответчик работал только временно 1 месяц в сезон на период уборки. Обязательный досудебный порядок обращения за перерасчетом страховой пенсии истцовой стороной соблюден был только 29.06.2021. Обращение истца, принятое через приемную 21.06.2019, было принято и рассмотрено только в порядке, регулируемом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». На данное обращение истцу был дан письменный ответ исх. № от 19.07.2019 в рамках ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», с указанием периодов, включенных в страховой (общий трудовой), и в сельскохозяйственный стаж. Так же были даны подробные разъяснения норм действующего пенсионного законодательства, определяющих основания включения спорных периодов в сельхозстаж, и было рекомендовано в срок до 31.12.2019 представить дополнительные сведения о работе в структурном подразделении растениеводческого направления своего работодателя (ФГБУ «Северо-Кавказская МИС»), с указанием функциональных обязанностей. Никакого запроса от 19.07.2019 о предоставлении дополнительных документов истцу не выдавалось. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ФГБУ «Северо-Кавказская МИС» по доверенности Иванова Е.С. с исковыми требованиями согласилась, поддержала доводы письменного отзыва на иск (т. 2 л.д. 6-8), а также изложенные в предыдущих судебных заседаниях, пояснив, что ОАО «Донское» является правопреемником ФГУП «ОПХ СевКавМис», и до 2006 года предоставляло производственные площади для проведения испытаний техники, тем самым подтверждая, что до 2006 года Сев.Кав. МИС имела в наличие производственные базы для испытания сельскохозяйственных машин. Проведение испытаний сельскохозяйственных машин и оборудования агропромышленного комплекса в соответствии с основной специализацией, определенной Минсельхозом России, а также эксплуатационных свойств горюче-смазочных материалов при использовании в автотракторной и сельскохозяйственной технике в агропромышленном комплексе, является одной из ведущей целью и видом деятельности учреждения. С 01.04.1993 лаборатория эксплуатационных испытаний, находящаяся в <адрес> ОПХ МИС была переименована в отдел эксплуатационных испытаний. На полевой базе выполнял трудовую функцию инженера испытателя, заведующего лабораторией эксплуатационных испытаний с/х техники и тракторов, тракториста Савченко А.С., с непосредственным участием которого проходили испытания сельскохозяйственных машин в соответствии с утвержденными государственными заданиями, непосредственно испытания, разработка и внедрение технологических рекомендаций осуществлялись на полях, производственных базах ОПХ МИС и других сельскохозяйственных производителей. Полагает, что трудовую деятельность истца в Сев.Кав. МИС в различных должностях, как деятельность в сельском хозяйстве, нужно внести в его специальный трудовой стаж.
Свидетель Свидетель №1, допрошенный в судебном заседании 17.08.2021 по ходатайству стороны истца, пояснил, что работал вместе с истцом с 1983 год по 2002 год. В ранний весенний период приходили машины с заводов, их задача была произвести сборку машин и направить их в поле, затем проводились культивация земель, обработка земель, переходили на основную обработку земель. Основной целью их деятельности было испытание машин, они работали совместно с агрономами. Истец принимал участие в уборке урожая, работал на комбайне на полях опытного хозяйства, при этом между дирекциями ОПХ и Сев.Кав.МИС заключались договоры. Уборка проходила в июле месяце. Савченко А.С. проживал в <адрес> в сельской местности, работая инженером, он принимал машины на испытания, ездил на них в поле и проводил испытания машины с трактористом. Другим организациям Сев.Кав.МИС услуги по механизации сельскохозяйственных работ не оказывала.
Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, допросив свидетеля, изучив материалы дела, обозрев выплатное (пенсионное) дело Савченко А.С., оценив все представленные по делу доказательства в совокупности, суд пришел к следующим выводам:
В силу положений ч. 14 ст. 17 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями ?, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 11 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно ч. 16 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ч. 11 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ Постановлением Правительства РФ 29 ноября 2018 г. № 1441 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, пунктом 2 которых установлено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. № 1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Савченко А.С. является получателем страховой пенсии по старости (т. 1 л.д. 23).
21.06.2019 истец Савченко А.С. обратился к начальнику Управления ПФР в Зерноградском районе с заявлением (обращением), в котором просил указать причины отказа в начислении надбавки как пенсионеру, проработавшему в сельскохозяйственном производстве более 30 лет и проживающему в сельской местности, и предоставить документы, на основании которых сделан отказ, для обсуждения данного отказа в повышении ему пенсии в судебном порядке (т. 1 л.д. 15). На указанное заявление 19.07.2019 начальником ГУ-УПФР в Зерноградском районе был дан ответ (исх. №), в котором были указаны периоды, включенные в страховой (общий трудовой), и в сельскохозяйственный стаж, а также были даны подробные разъяснения норм действующего пенсионного законодательства, определяющих основания включения спорных периодов в сельскохозяйственный стаж, и было рекомендовано в срок до 31.12.2019 представить дополнительные сведения о работе в структурном подразделении растениеводческого направления своего работодателя (ФГБУ «Северо-Кавказская МИС»), с указанием функциональных обязанностей (т. 1 л.д. 16-17).
26.07.2019 Савченко А.С. в ГУ-УПФР в Зерноградском районе была представлена подписанная директором ФГБУ «Северо-Кавказская МИС» пояснительная записка к письму № от 19.07.2019 о характере его работы в указанной организации в различных должностях (т. 1 л.д. 19), в ответе на которую заявителю было разъяснено, что после поступления соответствующих сведений от работодателя вопрос о праве на установление повышенной фиксированной выплаты, как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, будет рассмотрен повторно (т. 1 л.д. 20).
В ответ на заявление Савченко А.С. от 15.11.2019 о предоставлении соответствующих документов письмом от 17.12.2019 начальником ГУ-УПФР в Зерноградском районе разъяснено, что спорные периоды работы в Северо-Кавказской МИС не могут быть включены в сельскохозяйственный стаж, и право на установление повышенной фиксированной выплаты страховой пенсии по старости отсутствует (т. 1 л.д. 22).
Решением ГУ ОПРФ по Ростовской области № от 01.07.2021, принятого по результатам рассмотрения заявления № от 29.06.2021 Савченко А.С. было отказано в пересчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Из решения усматривается, что ответчиком приняты к зачету периоды работы истца в сельском хозяйстве 06 месяцев 26 дней за период работы с 07.04.1967 по 02.11.1967 в должности бригадира тракторной бригады <данные изъяты>. При этом, ответчик не включил в специальный страховой стаж работы, необходимый для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, периоды работы истца в Северо-Кавказской машиноиспытательной станции: с 02.10.1972 по 23.10.1986 - слесарем, трактористом, инженером, старшим инженером; с 03.08.1988 по 24.03.2005 - инженером, ведущим инженером, заведующим лабораторией; с 25.03.2005 по 07.09.2016, с 14.09.09.2016 по 11.10.2017, с 14.10.2017 по 17.01.2018, с 20.01.2018 по 31.01.2018 - заведующим лабораторией, инженером, с указанием причин не включения – организация не является сельскохозяйственной; отсутствует дополнительная информация о непосредственной занятости на сельскохозяйственных работах (т. 1 л.д. 236-237).
Согласно трудовой книжки Савченко А.С., 07.04.1967 он принят на должность бригадира тракторной бригады <данные изъяты>», 02.11.1967 уволен в связи с призывом в Советскую Армию; с 02.10.1972 принят на работу в Сев.Кав.МИС в качестве слесаря 6 разряда, с 01.05.1974 переведен трактористом второго класса, 01.09.1977 переведен на должность тракториста 1 класса, 30.03.1982 переведен на должность инженера, 27.07.1982 переведен на должность старшего инженера, 23.10.1986 уволен по собственному желанию. 03.08.1988 вновь принят в Северо-Кавказскую МИС на должность инженера 2 категории лаборатории эксплуатационных испытаний, 02.01.1991 переведен инженером 1 категории, 01.01.2001 переведен на должность ведущего инженера, 01.09.2002 назначен на должность заведующего лабораторией, 01.01.2009 переведен инженером 1 категории, 31.01.2018 уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника (т. 1 л.д. 5-13).
Согласно Уставу ФГУ «Северо-Кавказская машиноиспытательная станция» (с изменениями, утвержденными приказом № 86-у от 24.07.2006 Минсельхоз России), учредителем Учреждения является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, целью деятельности учреждения является: проведение государственных испытаний сельскохозяйственной техники на предмет её соответствия как отечественным, так и международным стандартам, иным нормативно-техническим документам в целях предотвращения поставки сельхозпроизводителям технически несовершенной, конструктивно недоработанной техники, а так же соответствия сельскохозяйственной техники показателям назначения, требованиям обеспечения безопасности жизни и здоровья сельхозпроизводителя, окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу сельхозпроизводителя; содействие реализации Государственной политики в области научно-технического прогресса, пропаганда и информация о научно-технических достижениях, организация агросервиса, консультационное обслуживание АПК, производство сельскохозяйственной и технической продукции, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. Учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (т. 1 л.д. 99-121).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.12.2001 № 1094 Северо-Кавказская МИС переименована в Федеральное государственное учреждение «Северо-Кавказская государственная зональная машиноиспытательная станция» (сокращенно ФГУ «Северо-Кавказская МИС»); приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25.05.2011 № 141-п ФГУ «Северо-Кавказская МИС» переименована в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказская государственная зональная машиноиспытательная станция» (сокращенно ФГБУ «Северо-Кавказская МИС»), что следует из представленной ФГБУ «Северо-Кавказская МИС» справки от 24.06.2021 (т. 1 л.д.122).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.06.2021 в качестве основного вида деятельности ФГБУ «Северо-Кавказская МИС» (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС ред.2)) указан код и наименование вида деятельности – 71.20.4. Испытания, исследования и анализ целостных механических и электрических систем, энергетическое обследование (т. 1 л.д. 81-96).
Исходя из «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», к основным видам деятельности в сельском хозяйстве относится производство продукции растениеводства и животноводства (раздел А, код группировки 01 «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях»). Согласно ОКВЭД код 71.20.4 (основной вид деятельности ФГБУ «Северо-Кавказская МИС») входит в раздел М «Деятельность профессиональная, научная и техническая», код группировки 71 «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа». Указанные данные в совокупности с представленными доказательствами свидетельствуют о том, что основным видом деятельности организации, в которой работал истец, являлись технические испытания сельскохозяйственной техники, исследования и анализ полученных результатов, которые не являются сельскохозяйственной деятельностью.
Положения подлежащего применению к спорным правоотношениям Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 предусматривают возможность зачета в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, учитываемый при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы, поименованных в разделе «Наименование работ, производств сельского хозяйства» настоящего Списка, при условии ее выполнения по профессиям, должностям, специальностям, перечисленным в разделе «Наименование профессий, должностей, специальностей» Списка.
Правом на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на основании ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с подразделом 4 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 обладают работники, осуществлявшие работу (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 01.01.1992 независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности. При этом должна учитываться работа в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или с работой в структурных подразделениях растениеводческого и животноводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых сельское хозяйство не является, при этом перечень работ, производств сельского хозяйства, указанных в разделе «Растениеводство» Списка № 1440, носит исчерпывающий характер и включает в себя только «производство сельскохозяйственных культур, в том числе формы органического сельского хозяйства, послеуборочную обработку сельскохозяйственной продукции, заготовку, хранение, мелиорацию», а занятость в остальных производственных процессах сельского хозяйства право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии не предоставляет. Кроме того, организационно-правовая форма машинно-тракторных станций отличается от машино-испытательной станции, так как в первом случае речь идет о техническом обслуживании сельскохозяйственной техники, а во втором об испытании и исследовании техники, в том числе и сельскохрозяйственной.
Из вышеприведенного анализа правовых норм, применимых к спорным правоотношениям, следует, что для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Сам по себе факт работы в организации, где учредителем являлось Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, также не дает права на повышение размера фиксированной выплаты.
Между тем, представленные истцовой стороной должностные инструкции тракториста, инженера-испытателя и заведующего лабораторией табели учета рабочего времени за спорные периоды работы, наградные документы, план работы ФГБУ «Северо-Кавказская МИС», а также протоколы испытаний сельскохозяйственных машин (т. 1 л.д. 46-56, 142-153, 154-159, т. 2 л.д. 9-249, т. 3 л.д. 1-50), не подтверждает, что работа истца в спорные периоды протекала в сельскохозяйственной организации, либо представляла собой производство сельскохозяйственной продукции.
Сведений об особенностях работы Савченко А.С., определяющих ее характер и влияющих на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на основании ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а именно на выполнении работ (деятельности) производств непосредственно сельского хозяйства в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), трудовая книжка, равно как и иные материалы дела не содержат.
Кроме того, истцовой стороной какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем или государственными (муниципальными) органами, подтверждающие, что истец в спорный период, имел право на применение порядка исчисления стажа указанной работы для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на основании ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не представлены.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт характера работы истца в условиях труда, дающих право на применение порядка исчисления стажа указанной работы для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на основании ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФГБУ «Северо-Кавказская МИС», в том числе о наличии в структуре последнего машинно-тракторной станции, поименованной в соответствующих Списках, документально не подтвержден.
Из вышеизложенного дела следует, что пенсионный орган надлежащим образом выполнил возложенные на него законом обязанности по реализации права истца на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, произведя оценку таких прав, без учета спорных периодов работы в Северо-Кавказской машино-испытательной станции с 02.10.1972 по 23.10.1986 в качестве слесаря, тракториста, инженера, старшего инженера; с 03.08.1988 по 24.03.2005 в качестве инженера, ведущего инженера, заведующего лабораторией; с 25.03.2005 по 07.09.2016, с 14.09.09.2016 по 11.10.2017, с 14.10.2017 по 17.01.2018, с 20.01.2018 по 31.01.2018 – в качестве заведующего лабораторией, инженера, по представленным Савченко А.С. документам, не позволяющим квалифицировать указанные периоды как периоды трудовой деятельности, подлежащие включению в стаж, необходимый для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на которые ссылается истец в обоснование заявленных требований, что влечет за собой отказ в удовлетворении иска Савченко А.С., поскольку в нарушение вышеуказанных требований закона истцом не представлено относимых, допустимых, достоверных, достаточных, бесспорных и убедительных доказательств заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Савченко А. С. к ГУ Отделению ПФР по Ростовской области в лице Клиентской службы (на правах отдела) в Зерноградском районе о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и об обязании назначить выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.А.Портнова
Мотивированное решение изготовлено 13.09.2021.