Судья Бондаренко В.П. Дело № 33-3083/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Жуковской С.В., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 16 мая 2016 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 9 марта 2016 года, которым
удовлетворено исковое заявление прокурора Койгородского района, предъявленное в интересах Рыжко В.М.;
признаны незаконными действия ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения Рыжко В.М., исходя из норматива потребления;
на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" возложена обязанность произвести Рыжко В.М. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с ... года по ... года, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, на общую сумму ....
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., заключение прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Койгородского района, действуя в интересах Рыжко В.М., обратился в суд с заявлением к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" о признании незаконными действий ответчика в части осуществления расчета и выплаты компенсации оплаты услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, просил обязать произвести выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с ... года по ... года в размере фактически понесенных расходов.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как принятого с нарушением норм материального права просит ответчик ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района".
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Материалами дела установлено, что Рыжко В.М. зарегистрирована и проживает по адресу: <Адрес обезличен>, с ... года получает меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг по категории лиц из числа педагогических работников муниципальных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" производит истцу начисление и выплату денежной компенсации, исходя из установленного норматива потребления услуг по освещению.
Находя данные действия ответчика незаконными, прокурор, действуя в интересах Рыжко В.М., обратился в суд с настоящим иском.
Судебная коллегия находит решение суда об удовлетворении иска по существу правильным ввиду следующего.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки: в т.ч. (в ред. Закона РК от 22 февраля 2011 г. № 14-РЗ) оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.
Данная правовая норма в редакции Законов Республики Коми от 24 июня 2013 г. № 54-РЗ, от 7 октября 2013 г. № 95-РЗ предусматривает, что педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за пользование жилым помещением (плата за наем) государственного, муниципального жилищного фонда или частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц;
(пункт 1 в ред. Закона Республики Коми от 24 июня 2013 г. № 54-РЗ)
2) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за содержание и ремонт жилого помещения;
(пункт 2 в ред. Закона Республики Коми от 24 июня 2013 г. № 54-РЗ)3) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплата за освещение. Со ссылкой на изменение указанного Закона Республики Коми № 55-РЗ с августа 2013 мера социальной поддержки по оплате освещения ограничена ответчиком размером расчетной величины потребляемого ресурса только на освещение. По мнению ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района", применение норматива потребления коммунальной услуги, в данном случае только освещения, обусловлено отсутствием отдельного прибора учета электроэнергии на освещение. Согласно введенному в действие постановлением Правительства РК от 7 октября 2013 г. № 383 пункту 15-1 постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2009 г. № 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. № 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", определяется: 1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения; 2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы). Судебная коллегия находит, что расчет в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действовавшим до 1 января 2016 г. Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 г. № 55-РЗ, не предусматривавшим ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации. Позиция ответчика основана на том, что при реализации рассматриваемой льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию на освещение помещения по установленному нормативу потребления. Однако, по мнению судебной коллегии, при разрешении настоящего спора подлежат применению и правильному толкованию нормы федерального законодательства о видах коммунальных услуг (электроснабжение, отопление) и регионального закона о полном возмещении платы за них. Действия ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения Рыжко В.М., исходя из норматива потребления электрической энергии, за спорный период обоснованно признаны судом незаконными. Законом Республики Коми от 22 декабря 2015 г. № 118-РЗ внесены изменения в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми". Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 20 Закона Республики Коми от 22 декабря 2015 № 118-РЗ компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в южной природно-климатической зоне Республики Коми педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, установлена в размере 2 040 руб. Указанные изменения вступили в законную силу с 1 января 2016 г. Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что постановление Правительства РК от 5 мая 2009 г. № 115, которым утверждены Правила и форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, прокурором не обжаловано, является действующим нормативным актом, в связи с чем пункт 15.1 Правил, устанавливающий сумму компенсации в пределах норматива потребления, подлежит обязательному применению при рассмотрении данного спора. Предметом данного спора являлось оспаривание истцом объема предоставляемых в период с ... года по ... года мер социальной поддержки, следовательно, разрешение данного вопроса без анализа нормативно - правовой базы, регулирующей спорные правоотношения, не представляется возможным. При разрешении дела по существу суд первой инстанции обоснованно руководствовался правилами статьей 11 ГПК РФ о юридической силе нормативных правовых актов. Решение суда законно и обоснованно, основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Сысольского районного суда Республики Коми от 9 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-