Дело №2-310/2021 УИД: 21RS0020-01-2021-000413-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2021 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Агеева С.В.,
при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,
с участием помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Игнатьева М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства
установил:
Прокурор Яльчикского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указывая, что прокуратурой района проанализировано исполнение природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии при обеспечении населения качественной питьевой водой на территории Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики. Проверкой установлено, что в муниципальной собственности администрации Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики находятся 2 действующих водонапорных башни и водопровода: в ... в 400 м. к северо-востоку от ..., водопровод по ... до водопроводного колодца около ...; в ... в 700 м. к юго-востоку от ..., водопровод по ... до водопроводного колодца около ... закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы». В нарушение вышеуказанных требований отсутствуют проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных по вышеуказанным адресам. Отсутствие проекта организации зон санитарной охраны водозаборных скважин источников питьевого водоснабжения и водопроводов, санитарно-эпидемиологического заключения на проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин, ограждения территории создает угрозу загрязнения источника питьевого водоснабжения и, как следствие, угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, проживающих на территории населенных пунктов. Просит возложить обязанность на администрацию Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГ разработать проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных по адресам: в ... в 400 м. к северо-востоку от ..., водопровод по ... до водопроводного колодца около ...; в ... в 700 м. к юго-востоку от ..., водопровод по ... до водопроводного колодца около ...; в срок до ДД.ММ.ГГ получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных по вышеуказанным адресам.
В судебном заседании помощник прокурора района Игнатьев М.Ю. иск поддержал по изложенным в нем мотивам и просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик администрация Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики, надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в представленном отзыве указал, что выявленные нарушения устраняются, заключен договор на разработку проекта обоснования уменьшения границ первого пояса и организации зон санитарной охраны объекта водоснабжения в ..., аналогичный проект по объектам водоснабжения ... находится на стадии разработки. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела в Батыревском районе явку представителя в суд не обеспечило, будучи надлежащим образом извещенным, причина неявки неизвестна.
С учетом мнения прокурора и руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы водоснабжения.
В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В силу ч.16 ст.26 Федерального закона от 30.03.1999 №52 до 01.01.2022 установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3, 4, 5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 №52 использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п.п. 1.4, 1.5, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В нарушение вышеуказанных требований отсутствуют проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных по адресам: в ... в 400 м. к северо-востоку от ..., водопровод по ... до водопроводного колодца около ...; в ... в 700 м. к юго-востоку от ..., водопровод по ... до водопроводного колодца около ....
В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Отсутствие проекта организации зон санитарной охраны водозаборных скважин источников питьевого водоснабжения и водопроводов, санитарно-эпидемиологического заключения на проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин, ограждения территории создает угрозу загрязнения источника питьевого водоснабжения и, как следствие, угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, проживающих на территории населенного пункта.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах иск прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства основан на законе и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Возложить на администрацию Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики обязанность в срок до ДД.ММ.ГГ разработать проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных по адресам: в ... в 400 м. к северо-востоку от ..., водопровод по ... до водопроводного колодца около ...; в ... в 700 м. к юго-востоку от ..., водопровод по ... до водопроводного колодца около ....
Возложить на администрацию Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики обязанность в срок до ДД.ММ.ГГ получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных по адресам: в ... в 400 м. к северо-востоку от ..., водопровод по ... до водопроводного колодца около ...; в ... в 700 м. к юго-востоку от ..., водопровод по ... до водопроводного колодца около ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья С.В. Агеев
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2021 года.