Решение по делу № 33-20172/2024 от 31.05.2024

Судья: Ужакина В.А.                                         Дело № 33-17373/2024

УИД 50RS0031-01-2023-011993-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области                                       20 мая 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Артемьевой Ю.А.,

судей               Романенко Л.Л., Смольянинова А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Стельмахом А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-12184/2023 по иску Шиповой Елены Григорьевны к Администрации Одинцовского городского округа Московской области об обязании учесть период и предоставить жилье с учетом очереди,

по апелляционной жалобе Шиповой Елены Григорьевны на решение Одинцовского городского суда Московской области от 18 декабря 2023 г.,

заслушав доклад судьи Романенко Л.Л.,

УСТАНОВИЛА:

Шипова Е.Г. обратилась с иском к Администрации г. Одинцово, которым, с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила обязать ответчика учесть период её нахождения с 1992 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить жилое помещение во внеочередном порядке с учетом изменения имеющейся очередности.

В обоснование заявленных требований указано, что с 1999 года истец, ее сын и внук состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время истец и члены ее семьи проживают в комнате площадью 19 кв.м. в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: <данные изъяты>, где прописано пять человек (<данные изъяты>), при этом площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы. Истец 40 лет отработала на заводе <данные изъяты>, в 1992 г. встала на очередь на предприятии на получение жилья. В 2005 году жилой дом, в котором проживала истец с членами семьи, был передан на баланс муниципального округа г<данные изъяты>, при этом также были переданы списки заводских очередников. Истцу и членам ее семьи был выдан ордер на комнату. По мнению истца, срок постановки ее и членов ее семьи на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо исчислять не с 1999 г., а с 1992 г., то есть с даты ее постановки на учет в период работы на заводе <данные изъяты>. Администрация г. Одинцово отказывается учитывать список очередников предприятия и принимать во внимание период нахождения истца на очереди с 1992 г. по 1999 г.

Решением Одинцовского городского суда Московской области от 18 декабря 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Истцом подана апелляционная жалоба на указанное решение суда первой инстанции на предмет его отмены, как незаконного и необоснованного.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещены с учетом положений ст. 113 ГПК РФ надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела по апелляционной жалобе не заявили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть настоящее дело при данной явке.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления(ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Постановления Главы Администрации Одинцовского района Московской области от 15 сентября 1995 г. №1817 <данные изъяты> с семьей из четырех человек (<данные изъяты> была предоставлена комната площадью 18,9 кв.м. в двухкомнатной квартире по адресу: <данные изъяты>.

07 июня 1995 г. <данные изъяты> между <данные изъяты> прекращен.

Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 10 марта 1999 г. № 410 Шипова Е.Г. с семьей из трех человек: <данные изъяты>, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

Шипова Е.Г. осуществляла трудовую деятельность в КБ <данные изъяты>», что подтверждается сведениями из трудовой книжки АТ-I №<данные изъяты>.

Как следует из письма Архивного отдела Администрации Одинцовского муниципального округа Московской области от 23 ноября 2011 г. №11402, истцу на семью из четырех человек (<данные изъяты>) выдан ордер на фактически занимаемое жилое помещение – комнату площадью 18 кв.м. в двухкомнатной квартире по адресу: <данные изъяты>.

Квартира по указанному выше адресу включена в специализированный жилищный фонд городского <данные изъяты> от 11 ноября 2010 г. № 927.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам граждан при Администрации городского поселения Одинцово от 21 декабря 2011 г. на основании Постановления Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 28 декабря 2011 г. №1423 между истцом и Муниципальным образованием городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области был заключен договор социального найма жилого помещения, состоящего из комнаты, площадью 19 кв.м., в двухкомнатной квартире по адресу: <данные изъяты>.

На основании Постановления Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 11 апреля 2012 г. №326 в связи с вселением в занимаемую истцом и его семьей комнату по адресу: <данные изъяты>, супруги Шипова Т.С. Шиповой Натальи Владимировны заключено дополнительное соглашение к договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования городского поселения Одинцово от 28 декабря 2011 г. №153.

Постановлением Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 17 октября 2014 г. №1021 внесены изменения в учетное дело очередника, в состав семьи включен <данные изъяты>., <данные изъяты> Указанное Постановление принято на основании протокола №16 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам граждан Администрации городского поселения Одинцово от 15 октября 2014 г.

Для установления внеочередного права предоставления жилого помещения дочери <данные изъяты> г. обратилась с заявлением в Администрацию Одинцовского городского округа.

Постановлением Администрации Одинцовского городского округа от 25 мая 2021 г. №1785 <данные изъяты> (одной) установлено внеочередное право предоставления жилого помещения по договору социального найма, в связи с <данные изъяты>.

Постановлением Администрации Одинцовского городского округа от27 июля 2021 г. №2662 <данные изъяты> (одной) предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 35,1 кв.м. в доме–новостройке по адресу: <данные изъяты>, со снятием <данные изъяты>. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Указанное Постановление принято на основании протокола №12 заседания жилищной комиссии Одинцовского городского округа от 21 июля 2021 г. С Шиповой К.С. заключен договор социального найма от 30 июля 2021 г. №127.

13 сентября 2021 г. в Администрацию Одинцовского городского округа поступило заявление от <данные изъяты> об установлении внеочередного права предоставления жилого помещения по договору социального найма сыну <данные изъяты>.; к заявлению приложены справка по месту жительства, выписка из домовой книги, справка с указанием <данные изъяты>; справка об установлении <данные изъяты> не представлена.

Ответ на заявление направлен от 23 сентября 2021 г. №155-01ТГ-15925.

Информацией об очередности по месту работы Шиповой Е.Г. Администрация Одинцовского городского округа не располагала.

Согласно ответу Администрации городского округа от 23 сентября 2021 г. №155-01ТГ-15925 на обращение Шиповой Е.Г. об установлении внеочередного права предоставления жилого помещения по договору социального найма <данные изъяты>., исходя из представленных документов у <данные изъяты> имеется заболевание, включенное в перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную площадь, но не предполагающее внеочередного порядка предоставления.

Согласно справке ГБУЗ <данные изъяты>» от 28 июля 2020 г. (л.д.17) у Шипова Т.С. диагностирован рассеянный склероз ремитирующее течение.

В соответствии с выпиской из домовой книги от 28 февраля 2023 г. в комнате по адресу: <данные изъяты>, зарегистрированы: истец Шипова Е.Г., <данные изъяты>).

Как следует из ответа АО «<данные изъяты>» от 10 июля 2023 г. № ГО-010444-исх (л.д.14), истцу в <данные изъяты> Московская область, г. Одинцово, ул. Верхне-Пролетарская, д.5, кв.197. Соответствующая информация отражена в прилагаемом к ответу списку рабочих и служащих КБ «<данные изъяты>».

Согласно письму ФГУП «<данные изъяты>» от 23 ноября 2011 г. №400/356 следует, что в связи с реорганизацией предприятия в 1994 г. документы о предоставлении Шиповой Е.Г. жилой площади по адресу: <данные изъяты>, не сохранены.

В соответствии с представленной в материалах информацией из ЕГРН у Шиповой Е.Г., <данные изъяты> отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества, зарегистрированные на праве собственности.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для изменения очередности улучшения жилищных условий, а также о нарушении прав ответчиком, при это суд принял во внимание, что Шипова Е.Г. отказалась от предложенной ей освободившейся комнаты площадью 9,9 кв.м. в квартире по адресу: <данные изъяты>, что следует из письма исполняющего обязанности Заместителя Главы Администрации городского поселения Одинцово <данные изъяты> директору МУП «Управление жилищного хозяйства» <данные изъяты>, в связи с чем суд расценил это как фактический отказ истца от улучшения своих жилищных условий. Также суд не усмотрел оснований для исчисления периода постановки истца на учет в качестве нуждающейся, руководствуясь положениями ст. 52, 57 ЖК РФ и Закона Московской области от 12 декабря 2005 г. № 260/2005-ОЗ, поскольку материалы дела содержат доказательства нахождения истца на указанном учете на основании постановления Главы Одинцовского района Московской области от 10 марта 1999 г. № 410.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, основаны на фактических обстоятельствах дела, при правильном применении норм материального права. До введения в действие Жилищного кодекса РФ статья 30 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В соответствии по ст. 35 Жилищного кодекса РСФСР, контроль за состоянием учета на предприятиях, в учреждениях, организациях граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и соответствующими органами профессиональных союзов.

Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.

В силу п. 11 Правил, ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялось: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

И в первом и во втором случае постановка на учет осуществлялась в заявительном порядке, с приложением выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и других документов, относящихся к решению данного вопроса (п. 12 Правил).

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (п. 14 Правил).

Реализуя свое право, истец встала на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту работы. Доказательств одновременного принятия на учет месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов истцом не представлены.

Поэтому предусмотренных законом оснований для установления очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента постановки на аналогичный учет по месту работы, не имеется, так как право на получение жилого помещения носит заявительный характер, гражданин должен подать органу местного самоуправления соответствующее заявление вместе с документами, подтверждающими его нуждаемость в жилье, т.е. заявить о себе и о своем праве на обеспечение жильем, подтвердив нуждаемость в жилье (п. п. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Аналогичный порядок был предусмотрен и ранее действовавшим Жилищным кодексом РСФСР.

Доказательства наличия оснований для внеочередного обеспечения жилым помещением истцом также не представлены.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не истребованы доказательства, не может являться основанием для отмены судебного решения, поскольку применительно к ч. 2 ст. 156 ГПК РФ во взаимосвязи с ч. 2 ст. 56, ст. 166 ГПК РФ, ходатайств об оказании содействия в собирании доказательств сторона истца ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не заявляла, при этом удовлетворение подобного ходатайства стороны является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем, несогласие с результатами рассмотрения судом первой инстанции по имеющимся доказательствам, сами по себе, учитывая обстоятельства данного дела, не свидетельствуют о нарушении судом норм ГПК РФ и не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда, учитывая предмет и основания иска.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, иному толкованию норм материального права, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

При указанных обстоятельствах вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, принятым в результате подробного исследования фактических обстоятельств дела, анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, надлежащей оценки представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь ст.ст. 198, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 18 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шиповой Елены Григорьевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-20172/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шематонов Игорь Вячеславович
Ответчики
ОГУРЦОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Другие
Исаева Наталья Сергеевна
Администрация Ленинского городского округа Московской области
Тулинков Игорь Дмитриевич
Матюнина Екатерина Владимировна
Суд
Московский областной суд
Судья
Романенко Лариса Леонидовна
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
05.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2024Передано в экспедицию
05.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее