Дело №2а-875/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дзюба Н.Д.,
при секретаре Чадаевой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 23 ноября 2020 года
дело по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора Курганской области в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора Курганской области к Администрации г. Куртамыша Курганской области о признании бездействия незаконным, обязанности организовать обустройство контейнерных площадок,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Курганской области в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Куртамыша Курганской области о признании бездействия незаконным, обязанности организовать обустройство контейнерных площадок. Административный иск мотивирован тем, что в результате проведения санитарно-эпидемиологической проверки контейнерных площадок в местах накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на пр-те Ленина (павильон «Диана»), ул. Молодежная, ул. 22 Партсъезда, ул. Фрунзе, пер. Карьерный, ул. Л. Чайкиной, «Первомайский мостик», были обнаружены нарушения действующего законодательства об отходах производства и потребления на территории г. Куртамыша. А именно: контейнерные площадки по фактическим адресам (возможным ориентирам) расположенным в г.Куртамыше пр-т Ленина (павильон «Диана»), ул. Молодежная, ул. 22 Партсъезда, ул. Фрунзе, пер. Карьерный, ул. Л. Чайкиной, «Первомайский мостик» не имеют водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что не соответствует п.2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований». Расстояние от контейнерных площадок до границ индивидуальных земельных участков составляет: пр.т Ленина (павильон «Диана») -9,70м.; ул. Л. Чайкиной – 10,70м.; ул. Фрунзе - 15,80м., 11,60м.; ул. 22 Партсъезда – 7,20м., 10,20м.; пер. Карьерный – 11,15м., что не соответствует п. 2.2. СанПиН 2.1.7.3550-19. Рядом с контейнерами навален бытовой мусор: пр-т Ленина (павильон «Диана») – ботва, полиэтиленовые бутылки; ул. Молодежная – ботва, сухостой; ул. 22 Партсъезда – сухостой, резиновые колеса, картон, полиэтилен, камни; ул. Фрунзе – ботва, сухостой, полиэтилен, строительный мусор; пер. Карьерный – сухостой; «Первомайский мостик» - сухостой, бумага, доски, что не соответствует п. 2.10 СанПиН 2.1.7.3550-19. Переполнены мусоросборники по ул. Чайкиной, ул. Карьерная, что не соответствует п. 2.10 СанПиН 2.1.7.3550-19. В соответствии с действующим законодательством организация обустройства контейнерных площадок, соблюдение их расстояния до жилых зданий, своевременная очистка пристигающей территории к контейнерам от мусора, не являющегося отходами ТКО, отнесены к ведению органов местного самоуправления. На основании чего, просит признать незаконным бездействия Администрации г.Куртамыша, выразившееся в непринятии мер по организации обустройства контейнерных площадок, несоблюдении расстояния мусорных контейнеров до жилых зданий, несвоевременной очистке прилегающей к контейнерам территории от мусора не являющегося твердыми коммунальными отходами по адресам: Курганская область, г.Куртамыш пр-т Ленина (павильон «Диана»), ул. Молодежная, ул. 22 Партсъезда, ул. Фрунзе, пер. Карьерный, ул. Л. Чайкиной, «Первомайский мостик». Просят обязать ответчика организовать обустройство указанных контейнерных площадок, соблюдая их расстояние до жилых зданий и своевременную очистку от мусора на прилегающей к контейнерам территории, не являющегося твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями п.п. 2.1., 2.2., 2.10 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» в срок до 31.12.2020 года.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, согласно заявлению просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика Администрации города Куртамыша Курганской области в судебное заседания не явился, извещен надлежащим образом, согласно заявлению с иском не согласен, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Исследовав представленные документы и доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 51 ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 ФЗ наделяются полномочиями рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства, предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
На основании п.15 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 718 (ред. от 05.08.2015), Территориальный отдел Управления возглавляет начальник, который является государственным санитарным врачом по городам и районам.
Конституцией РФ, а также статьей 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч.1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с ч 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Положениями ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Материалами дела установлено, что на основании предписания № 12-1/421-В от 02.10.2020 проведено обследование на соответствие объектов контейнерных площадок – мест накопления ТКО по фактическим адресам (возможным ориентирам) расположенным в г.Куртамыш: пр-т Ленина (павильон «Диана»), ул. Молодежная, ул. 22 Партсъезда, ул. Фрунзе, пер. Карьерный, ул. Л.Чайкиной, «Первомайский мостик» требованиям СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологических требования к содержанию территорий муниципальных образований» (л.д.10).
Согласно заключению ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № 45-20-13-ОИ-1073-2020 от 12.10.2020, выявлены следующие нарушения: контейнерные площадки по фактическим адресам (возможным ориентирам) расположенным в г.Куртамыше пр-т Ленина (павильон «Диана»), ул. Молодежная, ул. 22 Партсъезда, ул. Фрунзе, пер. Карьерный, ул. Л. Чайкиной, «Первомайский мостик» не имеют водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что не соответствует п.2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований». Расстояние от контейнерных площадок до границ индивидуальных земельных участков составляет: пр.т Ленина (павильон «Диана») -9,70м.; ул. Л. Чайкиной – 10,70м.; ул. Фрунзе - 15,80м., 11,60м.; ул. 22 Партсъезда – 7,20м., 10,20м.; пер. Карьерный – 11,15м., что не соответствует п. 2.2. СанПиН 2.1.7.3550-19. Рядом с контейнерами навален бытовой мусор: пр-т Ленина (павильон «Диана») – ботва, полиэтиленовые бутылки; ул. Молодежная – ботва, сухостой; ул. 22 Партсъезда – сухостой, резиновые колеса, картон, полиэтилен, камни; ул. Фрунзе – ботва, сухостой, полиэтилен, строительный мусор; пер. Карьерный – сухостой; «Первомайский мостик» - сухостой, бумага, доски, что не соответствует п.2.10 СанПиН 2.1.7.3550-19. Переполнены мусоросборники по ул. Чайкиной, ул. Карьерная, что не соответствует п.2.10 СанПиН 2.1.7.3550-19 (л.д.23-26).
В соответствии с уставом Муниципального образования города Куртамыша Куртамышского района Курганской области, принятого решением Куртамышской городской Думы от 26.06.2008 № 40, к вопросам местного значения города Куртамыша согласно п.19 ст. 7 относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д.45-64).
«Порядок сбора твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного сбора, на территории Курганской области» утвержден Постановлением Правительства Курганской области от 25.12.2017 № 492. Контейнерные площадки должны быть оборудованы в соответствии с нормами СанПиН.
Постановлением Администрации города Куртамыша Курганской области от 18.11.2019 № 206 определены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Куртамыша Куртамышского района и ведении их реестра.
Согласно Приложению № 1 указанного Постановления мусорные контейнеры по адресам: Курганская область, г.Куртамыш пр-т Ленина (павильон «Диана»), ул. Молодежная, ул. 22 Партсъезда, ул. Фрунзе, пер. Карьерный, ул. Л. Чайкиной, «Первомайский мостик» внесены в указанный перечень места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Куртамыша (27-29).
В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки – места накопления твердых коммунальных отходов, которые независимо от вида мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 2.3.3 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 метров, не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.
Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями по периметру и имеющая подъездный путь для автотранспорта.
Из представленных материалов следует, что решением Куртамышского районного суда от 13.05.2020 удовлетворены требования прокурора Куртамышского района к Администрации г.Куртамыша (л.д.103-104).
Указанным решением бездействие Администрации г.Куртамыша Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.1.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19, признано незаконным. На Администрацию г.Куртамыша возложена обязанность в срок до 31.12.2020 обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Администрации г.Куртамыша от 18.11.2019 № 206, водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов.
Решение вступило в законную силу. Срок, указанный в решении, для оборудования контейнерных площадок в соответствии с требованиями СанПин, не истек.
Исходя из того, что имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору, определением от 23.11.2020 производство в части признания бездействия Администрации г.Куртамыша Курганской области, выразившееся в непринятии мер по организации обустройства контейнерных площадок, несоблюдении расстояния до жилых зданий, возложения обязанности на Администрацию г. Куртамыша организовать обустройство контейнерных площадок, соблюдения их расстояния до жилых зданий по адресам: Курганская область, г.Куртамыш пр-т Ленина (павильон «Диана»), ул. Молодежная, ул. 22 Партсъезда, ул. Фрунзе, пер. Карьерный, ул. Л. Чайкиной, «Первомайский мостик» в соответствии с п.п. 2.1., 2.2., 2.10 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» в срок до 31.12.2020 года, прекращено.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Постановлением Правительства Курганской области от 25.12.2017 № 492 утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Курганской области.
В соответствии с утвержденным Порядком (ред.09.04.2020), сбор твердых коммунальных отходов на территории Курганской области обеспечивается региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области.
В соответствии с п.38 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Курганской области к крупногабаритным отходам относятся ТКО, по габаритам не помещающиеся в стандартные контейнеры для ТКО (мебель, бытовая техника, предметы интерьера, сантехника, торговое оборудование, ящики, велосипеды, коляски, части легковых машин, отходы от текущего ремонта жилых помещений и т.п.).
Накопление крупногабаритных отходов может осуществляться следующими способами: 1) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; 2) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов; 3) путем вывоза крупногабаритных отходов по заявке потребителя (пункт 39).
Площадка для накопления крупногабаритных отходов должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Бункеры должны быть промаркированы с указанием наименования и контактов организации, осуществляющей транспортирование крупногабаритных отходов. Бункеры должны быть в технически исправном состоянии. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения площадок указываются в договоре. Вывоз крупногабаритных отходов необходимо производить не реже одного раза в семь календарных дней (пункты 41-43).
Несмотря на то, что пунктом 45 указанного порядка запрещается складирование крупногабаритных отходов в контейнерах для ТКО, на контейнерных площадках вне бункеров и на прилегающей к контейнерным площадкам территории, суд считает, что ответчиком не обеспечены надлежащие условия для населения для складирования крупногабаритного мусора, отдельных площадок для накопления крупногабаритных отходов не имеется. Доказательств о предоставлении информации населению с указанием наименования и контактов организации, осуществляющей транспортирование крупногабаритных отходов, суду не предоставлено. В виду чего, действия по очистке территорий, прилегающей к контейнерам от мусора, не являющегося отходами ТКО, лежит на ответчике.
Согласно акту главы г.Куртамыша от 19.11.2020, произведенному в составе комиссии совместно с помощником врача по общей гигиене (представителя истца) произведены обследования контейнерных площадок – мест накопления ТКО по фактическим адресам (возможным ориентирам): Куртамыш пр-т Ленина (павильон «Диана»), ул. Молодежная, ул. 22 Партсъезда, ул. Фрунзе, пер. Карьерный, ул. Л. Чайкиной, «Первомайский мостик».
В результате проведенного исследования установлено, что по состоянию на 19.11.2020 рядом с контейнерами бытовой мусор отсутствует, переполнение контейнеров по указанным адресам отсутствует.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований Управления Роспотребнадзора о возложении обязанности на Администрацию города Куртамыша по организации очистки территорий от мусора на прилегающей территории к контейнерам, не являющегося отходами ТКО, расположенным по адресам Куртамыш пр-т Ленина (павильон «Диана»), ул. Молодежная, ул. 22 Партсъезда, ул. Фрунзе, пер. Карьерный, ул. Л. Чайкиной, «Первомайский мостик», в связи с устранением нарушений, не имеется. Оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Вместе с этим, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации города Куртамыша Курганской области, выразившееся в непринятии мер по очистке от мусора территории, прилегающей к контейнерам, не являющегося отходами ТКО, в соответствии с требованиями СанПиН, нарушают права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическую безопасность, и является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Роспотребнадзора Курганской области в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора Курганской области к Администрации г. Куртамыша Курганской области о признании бездействия незаконным, обязанности организовать обустройство контейнерных площадок, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации города Куртамыша Курганской области, выразившееся в несвоевременной организации очистки территории, прилегающей к контейнерам от мусора, не являющегося твердыми коммунальными отходами по адресам: Курганская область, г.Куртамыш пр-т Ленина (павильон «Диана»), ул. Молодежная, ул. 22 Партсъезда, ул. Фрунзе, пер. Карьерный, ул. Л. Чайкиной, «Первомайский мостик».
В удовлетворении требований о возложении обязанности на Администрацию г.Куртамыша Курганской области организовать своевременную очистку территории, прилегающей к контейнерам от мусора, не являющегося твердыми коммунальными отходами по адресам: Курганская область, г.Куртамыш пр-т Ленина (павильон «Диана»), ул. Молодежная, ул. 22 Партсъезда, ул. Фрунзе, пер. Карьерный, ул. Л. Чайкиной, «Первомайский мостик», отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Куртамышский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Д.Дзюба