Дело № 2а-1130/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сокол 23 сентября 2021 года
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Б.,
с участием помощника Сокольского межрайонного прокурора Якушева С.А.,
представителя административного истца МО МВД России «Сокольский» Тихоненкова А.М.,
административного ответчика Шелыгина С.А.,
при секретаре Мотовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МО МВД России «Сокольский» об установлении административного надзора в отношении ШЕЛЫГИНА С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
МО МВД России «Сокольский» обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Шелыгина С.А. со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения на срок погашения судимости 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и одновременно просит установить следующие ограничения: два раза в месяц в установленные дни являться в отдел внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запретить выезд за пределы <данные изъяты> без разрешения органов внутренних дел; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо фактического пребывания, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запретить посещение развлекательных учреждений (клубы, бары, кафе, рестораны), осуществляющих продажу спиртных напитков в разлив; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
В обоснование требований указано, что Шелыгин С.А. осужден Сокольским районным судом Вологодской области от 07 декабря 2017 года по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Обстоятельством, отягчающим наказание, суд в действиях Шелыгина С.А. признал особо опасный рецидив преступлений. Данное преступление совершено Шелыгиным С.А. в период нахождения под административным надзором, установленным решением Сокольского районного суда Вологодской области от 27 мая 2015 года
02 марта 2021 года Шелыгин С.А. постановлением Сокольского районного суда Вологодской области от 17 февраля 2021 года, вступившим в законную силу 02 марта 2021 года, освобождён из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области условно-досрочно на не отбытый срок 4 месяца 3 дня. Срок условно-досрочного освобождения истёк 20 июня 2021 года.
Шелыгин С.А. осужден за совершение тяжкого преступления, судимость Шелыгина С.А. погашается 02 марта 2029 года.
По месту жительства Шелыгин С.А. характеризуется отрицательно, проживает один, несовершеннолетних детей не имеет, официально не трудоустроен, проживает на временные заработки, злоупотребляет спиртными напитками, круг общения составляют ранее судимые лица и лица, злоупотребляющие спиртными напитками, склонен к совершению противоправных действий. Положительная динамика в его поведении, изменении его социальных установок отсутствует, что свидетельствует о стойко сформированной антисоциальной личности.
Ранее, находясь на профилактическом учёте под административным надзором по решению Сокольского районного суда Вологодской области от 27 мая 2015 года в период с 03 августа 2015 года по 08 мая 2018 года, Шелыгин С.А. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, так как допускал нарушения ограничений административного надзора, совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок. В связи с этим ему вменялись дополнительные ограничения административного надзора. Кроме того, преступление, совершённое Шелыгиным С.А. в период нахождения под административным надзором, было совершено в состоянии алкогольного опьянения.
Шелыгин С.А. за период с 07 августа 2021 года по настоящее время 2 раза привлекался к административной ответственности за нарушение общественного порядка по статье 20.21 КоАП РФ.
Учитывая характеризующие Шелыгина С.А. данные, привлечение его к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ, он нуждается в контроле со стороны отдела внутренних дел с целью предупреждения совершения им повторных преступлений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
С учетом изложенного, МО МВД России «Сокольский» просит установить административный надзор в отношении Шелыгина С.А. и установить административные ограничения.
Представитель административного истца МО МВД России «Сокольский» по доверенности Тихоненков А.М. доводы искового заявления поддержал, пояснил, что Шелыгин С.А. освобожден из мест лишения свободы 02 марта 2021 года условно-досрочно, 20 июня 2021 года снят с учета в УИИ, условно-досрочное освобождение ему не отменялось, при этом, он отбывал наказание за тяжкое преступление, в его действиях установлен особо опасный рецидив преступлений, преступление он совершил, находясь под административным надзором, характеризуется по месту жительства отрицательно, привлекался к административной ответственности, в связи с чем просил иск удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Шелыгин С.А. в судебном заседании с административным иском согласился частично, выразил несогласие со сроком административного надзора, административными ограничениями в виде запрета на пребывание вне жилого помещения с 22 часов до 06 часов, запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий, запрета на выезд за пределы <данные изъяты>, полагал возможным ограничиться пределами Вологодской области, против установления остальных ограничений не возражал. Пояснил, что по месту отбывания наказания он характеризовался положительно, освобожден из мест лишения свободы 02 марта 2021 года условно-досрочно, нарушений в данный период не допускал, УДО ему не отменялось, работает без официального оформления на пилораме на станке посменно с 20 марта 2021 года по настоящее время, спиртными напитками не злоупотребляет, на учете у врача-нарколога не состоит.
Помощник Сокольского межрайонного прокурора Якушев С.А. считает требования об установлении административного надзора обоснованными, в связи с чем полагал необходимым установить в отношении Шелыгина С.А. административный надзор на срок погашения судимости 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, поскольку Шелыгиным С.А. совершено тяжкое преступление, вместе с тем, с учетом характеризующих Шелыгина С.А. данных достаточными полагал ограничения в виде двух явок на регистрацию в ОВД, запрета на посещение учреждений, осуществляющих продажу спиртного, на посещение мест проведения массовых мероприятий, остальные ограничения считает излишне заявленными.
Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобождёнными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную и не снятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего лица; двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных в части 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В силу статьи 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определенных местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в определенное время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу части 2 указанной статьи, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
На основании части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо имеет право, обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учётом конкретных обстоятельств административного дела может устанавливать иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что Шелыгин С.А. осужден приговором Сокольского районного суда Вологодской области от 07 декабря 2017 года по п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 161 УК РФ, в силу ч. 4 ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений.
Шелыгин С.А. осужден за совершение тяжкого преступления, предусмотренного п.п. «а,г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, ранее судим за совершение, в том числе тяжких преступлений, следовательно, преступление он совершил при особо опасном рецидиве преступлений, что следует из приговора.
Таким образом, Шелыгин С.А. является лицом, в отношении которого могут быть применены нормы административного надзора.
Согласно пункту «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 218-ФЗ), судимость в отношении лиц, осуждённых к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Частью 4 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если осужденный в установленном законом порядке был условно-досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания.
02 марта 2021 года Шелыгин С.А. постановлением Сокольского районного суда Вологодской области от 17 февраля 2021 года, вступившим в законную силу 02 марта 2021 года, освобождён из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области условно-досрочно на не отбытый срок 4 месяца 3 дня, в соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ на него возложены обязанности: в течение 5 дней после освобождения встать на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства; зарегистрироваться по месту жительства; 2 раза в месяц в установленные дни являться на регистрацию в ОВД; в течение двух недель после освобождения трудоустроиться; в период с 22 часов до 06 часов утра находиться по месту жительства.
20 июня 2021 года Шелыгин С.А. снят с учёта Сокольского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Вологодской области по отбытии срока наказания, что подтверждается информацией Сокольского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Вологодской области.
Срок погашения судимости Шелыгина С.А. по приговору Сокольского районного суда Вологодской области от 07 декабря 2017 года истекает 02 марта 2029 года.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и нормы Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, требование МО МВД России «Сокольский» об установлении административного надзора за Шелыгиным С.А. является обоснованным.
Суд считает необходимым установить административный надзор за Шелыгиным С.А. на срок погашения судимости – 8 лет.
Имея непогашенную судимость, Шелыгин С.А. за период с 07 августа 2021 года по настоящее время 2 раза привлекался к административной ответственности за нарушение общественного порядка по статье 20.21 КоАП РФ.
По месту жительства Шелыгин С.А. характеризуется отрицательно, проживает один, несовершеннолетних детей не имеет, официально не трудоустроен, проживает на временные заработки, злоупотребляет спиртными напитками, жалоб на его поведение в быту от соседей в отдел полиции не поступало.
Шелыгин С.А. пояснил в суде, что освобожден из мест лишения свободы 02 марта 2021 года условно-досрочно, нарушений в данный период не допускал, условно-досрочное освобождение в отношении него не отменялось, работает без официального оформления на пилораме посменно с 20 марта 2021 года по настоящее время, спиртными напитками не злоупотребляет, на учете у врача-нарколога не состоит.
Пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно пункту 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Решая вопрос об установлении административных ограничений, учитывая конкретные обстоятельства административного дела, данные о личности Шелыгина С.А., обстоятельства и тяжесть совершенного им преступления, количество судимостей, возраст осужденного, его трудоспособность, в целях индивидуально профилактического воздействия на Шелыгина С.А., суд считает необходимым и достаточным установить административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раза в месяц для регистрации; запрета посещения развлекательных учреждений (клубы, бары, кафе, рестораны), осуществляющих продажу спиртных напитков в разлив; запрета выезда за пределы <данные изъяты> области, при этом в удовлетворении остальной части требований надлежит отказать, как заявленных преждевременно.
Руководствуясь статьями 272, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Законом Российской Федерации № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░, ░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.