Дело №Э2а-129/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2019 года с. Б. Солдатское
Большесолдатский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Шевлякова В.И.,
при секретаре Забировой Е.В.,
с участием помощника прокурора Большесолдатского района Курской области Толстой В.Н.,
главы администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области Зельднер В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Большесолдатского района Курской области к администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области о признании незаконным бездействие администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к разработке и утверждению муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства и возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить данную программу,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Большесолдатского района Курской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области о признании незаконным бездействие администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к разработке и утверждению муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства и возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить данную программу.
Требования мотивирует тем, что прокуратурой Большесолдатского района Курской области во исполнении п.1.4 приказа Генерального прокурора РФ от 31.03.2008 №53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», осуществляется постоянный надзор за исполнением Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в том числе в части своевременного принятия и надлежащего исполнения федеральных, региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение равного доступа субъектов предпринимательской деятельности к получению поддержки в установленном законом порядке. В ходе проведенного анализа установлено, что в администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области имеют место нарушения норм законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, влекущие нарушения прав лиц, указанной категории на получение поддержки. В нарушение положений п.1 ст.11 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ администрацией Большесолдатского сельского совета мер к формированию и осуществлению такой программы не принято.
В связи с выявленными нарушениями прокурором района в адрес главы Большесолдатского сельского совета 12.07.2018 внесено представление №22-2018 «Об устранении нарушений требований законодательства в сфере инвестиционной деятельности» в котором указано на необходимость устранения выявленных нарушений, а именно принять меры к разработке и утверждению муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства.
В 2019 году в ходе проведенной проверки прокуратурой Большесолдатского района установлено, что в администрации Большесолдатского сельского совета муниципальная программа развития малого и среднего предпринимательства отсутствует, до настоящего времени мер к ее разработке не принималось.
В судебном заседании помощник прокурора Большесолдатского района Толстая В.Н. заявленные требования поддержала по основаниям приведенным в заявлении, просила их удовлетворить, пояснив, что отсутствие муниципальной программы развития предпринимательства нарушает права субъектов предпринимательской деятельности на поддержку, препятствует достижению целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, нарушает основные принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными, в том числе, муниципальными программами.
Глава администрации Большесолдатского сельского совета Большесолдатского района Курской области Зельднер В.Р. с требованиями прокурора согласился и пояснил, что данная программа будет разработана и утверждена в указанные сроки.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Требования прокурора, в силу ст. 39 КАС РФ предъявлены в соответствии с законом, поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Согласно части 3 названной нормы, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Согласно положениям п.28 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства урегулированы Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона №209-ФЗ, под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, его дочерних обществ.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона №209-ФЗ, государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно п.п.1, 2, 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона №209-ФЗ, к основным целям государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации относятся, среди прочих: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
В соответствии с п.п. 2, 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона №209-ФЗ, к основным принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, среди прочих, относятся: ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).
Также, в соответствии с положениями п.3 ч.1 ст. 14 Федерального закона №209-ФЗ, одним из принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах).
Статьей 11 Федерального закона №209-ФЗ закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Пунктом 1 данной нормы к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Большесолдатского района Курской области была проведена проверка исполнения законодательства по вопросам защиты прав инвесторов по результатам которой в адрес главы Большесолдатского сельсовета 12.07.2018 внесено представление №22-2018 «Об устранении нарушений требований федерального законодательства» в котором указано на необходимость устранения выявленных в ходе проведенной проверки нарушений и принятию мер к разработке и утверждению муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства. Однако до настоящего времени администрацией Большесолдатского сельского совета муниципальная программа развития малого и среднего предпринимательства не разрабатывалась и не утверждалась.
Таким образом, невыполнение администрацией Большесолдатского сельского совета Большесолдатского района Курской области требований законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в части разработки и утверждении муниципальной программы, следует признать незаконным.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Большесолдатского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области о признании незаконным бездействие администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к разработке и утверждению муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства и возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить данную программу, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, государственная пошлина взысканию с администрации Большесолдатского сельсовета не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Большесолдатского района Курской области к администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к разработке и утверждению муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства.
Обязать администрацию Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу развития малого и среднего предпринимательства Большесолдатского сельсовета Большесолдатского района Курской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Курского областного суда через Большесолдатский районный суд Курской области, в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21.06.2019 и направлено сторонам почтой.
Судья В.И. Шевляков