Решение по делу № 2-5359/2016 от 02.08.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи.

28.09.2016 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,

с участием представителя ответчика МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" Удилова В.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Варельджана В. С., Лутцева С. Ю. к МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" о выплате заработной платы,

установил:

Варельджан В.С., Лутцев С.Ю. обратились в Центральный районный суд г.Сочи суд с иском к МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" о признании незаконными действий МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" по непроведению индексации заработной платы с 01.01.2015 по день увольнения и обязании произвести перерасчет заработной платы истцам с 01.01.2015 по день увольнения, включая выплаты, полагающиеся работнику при увольнении по сокращению.

В обоснование своих требований указали, что состояли в трудовых отношениях с МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго": Варельджан В.С. - до ДД.ММ.ГГГГ, Лутцев С.Ю. – до ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению истцов, в нарушение трудового законодательства, п.5.2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе Краснодарского края (далее – Отраслевое тарифное соглашение Краснодарского края) на 2014-2016 гг. работодатель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производил индексацию заработной платы. Истцы считают, что работодатель незаконно заключил с профсоюзным комитетом соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к коллективному договору о приостановлении индексации заработной платы без осуществления перерасчета заработной платы за период приостановки ее индексации. В связи с чем, как полагают истцы, работодатель обязан произвести перерасчет заработной платы истцам с учетом индексации заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения, включая выплаты, полагающиеся работникам при увольнении по сокращению.

В судебном заседании истцы не присутствовали, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, что допускается правилами ст.167 ГПК РФ.

Ответчиком представлен отзыв на иск, согласно которого ответчик иск не признает, просит в его удовлетворении отказать.

В обоснование возражений указывает, что отраслевое тарифное соглашение Краснодарского края для МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" не носит обязательного характера; порядок индексации определен в соглашении к коллективному договору в зависимости от финансового положения предприятия, синхронизирован с установленными тарифами; работникам установлены увеличенные оклады, что является мерой по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы; истцы пропустили срок для обращения в суд с требованием о доначислении заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика возражал в удовлетворении заявленных требований.

Суд, исследовав материалы дела, принимая во внимание выводы, указанные в акте проверки Государственной инспекции труда в Краснодарском крае от ДД.ММ.ГГГГ , находит исковые требования Варельджан В.С., Лутцева С.Ю. не подлежащими удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на предприятии заключен коллективный договор на 2014-2016 гг.. Согласно п.5.5 коллективного договора размер базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на предприятии подлежит ежеквартальной индексации в соответствии с официальными индексами фактического роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики и информационного письма Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения.

В письме от 18.05.2015 № 17 председатель горкома профсоюза Н.В. Канаки предложила временно приостановить индексирование заработной платы на предприятии. К указанному письму приложен проект соглашения о приостановлении индексации.

Соглашением к коллективному договору МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тяжелым финансовым положением предприятия, действие п.5.5 коллективного договора приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ без осуществления перерасчета заработной платы за период действия приостановки индексации.

С ДД.ММ.ГГГГ индексация базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на ежеквартальные индексы фактического роста потребительских цен в период действия приостановки индексации возобновлена, что подтверждается приказом МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ установлена базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 6917,5 рублей.

Согласно ст.130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.

В соответствии со ст.134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Работодатели производят индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии с п.2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 гг. (далее - ОТС РФ) минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в РФ на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Если в региональных соглашениях или в коллективных договорах организаций предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда поквартально, то ее размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики.

В силу ст.48 Трудового кодекса РФ если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к федеральному соглашению не представили мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Судом установлено, что МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" является организацией коммунального теплоснабжения, отказ присоединиться к ОТС РФ в установленной срок не направило. Действие ОТС РФ распространяется на МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго".

В соответствии с п.5.2 ОТС Краснодарского края размер месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда подлежит ежеквартальной индексации в размере, который установлен в соответствии с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения принятыми на основании индексов потребительских цен на товары за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики.

Согласно ст.17 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ "О социальном партнерстве в Краснодарском крае" если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к заключенному на краевом уровне отраслевому соглашению не представили в уполномоченный орган мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Статья 17 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ "О социальном партнерстве в Краснодарском крае", устанавливая, что действие заключенного на краевом уровне отраслевого соглашения распространяется на все организации в Краснодарском крае, не заявившие письменно в уполномоченный орган о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования, противоречит статьям 24, 48 ТК РФ, определяющим, во-первых, что одним из основных принципов социального партнерства является добровольность принятия сторонами на себя обязательств, во-вторых, что соглашение действует в отношении работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.

Положение о распространении действия соглашения на работодателей, не заявивших мотивированный отказ от присоединения к нему в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению, предусмотрено ст.48 ТК РФ только в отношении отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне. ОТС Краснодарского края в силу норм ст.45 ТК РФ и ст.17 Закона Краснодарского края от 07.08.2000 № 310-КЗ "О социальном партнерстве в Краснодарском крае" является региональным соглашением.

Согласно ст.6 ТК РФ в случаях, если закон субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ применяется Трудовой кодекс РФ.

В соответствии с ч.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Ответчик не является членом объединений работодателей, заключивших ОТС Краснодарского края между администрацией Краснодарского края, департаментом жилищно-коммунального хозяйства, департаментом по вопросам топливно-энергетического комплекса и Краснодарской краевой организацией Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения; ответчик не уполномочивал какое-либо объединение работодателей от его имени участвовать в коллективных переговорах и заключать указанное соглашение либо присоединяться к ним после их заключения.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что положения ОТС Краснодарского края, в т.ч. и в части установления ежеквартального порядка индексации заработной платы, не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.

Согласно п.2.3 ОТС РФ в случае несоответствия даты установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, предусмотренной настоящим соглашением, и даты изменения фактического уровня тарифов на тепловую энергию работодатель вправе синхронизировать дату установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с датой изменения фактического уровня тарифов.

С ДД.ММ.ГГГГ фактический уровень тарифов на тепловую энергию МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" не изменялся. Тариф на горячую воду МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" не повышался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Фактическая средняя заработная плата в 2013 г., который является базовым периодом для рассмотрения тарифа на 2015 г., составляет 32119,3 рублей, среднесписочная численность персонала 1178,5 человек. Фактический фонд оплаты труда в 2013 г. 454241,3 тыс. рублей.

Фактическая средняя заработная плата в 2014 г. составляет 35600,8 рублей, среднесписочная численность персонала 1184,3 человек. Фактический фонд оплаты труда в 2014 г. 505923,5 тыс. рублей.

Согласно экспертного заключения РЭК - департамента № 115-Т от 10.12.2014 г. величина затрат по статье "Фонд оплаты труда" на 2015 г. принята с учетом индекса-дефлятора 1,063 к минимальной тарифной ставке или к уровню расходов предусмотренных в тарифе на 2014 г. Численность работников принята в тарифе 1155,5 человека, среднемесячная заработная плата – 30544,3 рублей.

Заявлено предприятием на 2015 г. по статье "Фонд оплаты труда" 553877,7 тыс. рублей, принято РЭК - департаментом 423527,9 тыс. рублей, корректировка (снижение) -130349,7 тыс. рублей.

РЭК - департаментом при определении фонда оплаты труда в тарифе принимается численность работников на 2014 г. - 1246 человек, на 2015 г. - 1178,1 человек (по двум СЦТ). Нормативная численность МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" на 2014 г. составляет 1677,5 единиц, на 2015 г. 1673,0 единиц.

Фактический индекс потребительских цен в 2013 г. 6,5 %, в 2014 г. 11,4 %, в 2015 г. 12,9 %.

РЭК - департамент при определении фонда оплаты труда в тарифе закладывает индекс-дефлятор в 2014 г. 6,6 %, в 2015 г. - 5,5 %.

Таким образом, РЭК - департаментом не учитывается при определении средств на оплату труда в тарифе фактический объем фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также прогнозный индекс потребительских цен.

Согласно п.8 ч.1 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" одним из принципов государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является определение средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

В соответствии с п.2.8 Отраслевого тарифного соглашения РФ расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты.

В соответствии с п.42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно п.1.8 ОТС РФ расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются органами в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Вышеуказанные факторы не обеспечивают возможность предприятию производить ежеквартальную индексацию размера базовой месячной тарифной ставки в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

Судом установлено, что ответчиком принимаются меры по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы. Действующая на предприятии минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда выше, чем установленная отраслевыми соглашениями. Согласно статьям 2, 130, 134 ТК РФ увеличение должностных окладов, наряду с индексацией, - рассматривается в качестве одной из мер по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы. Таким образом, ответчиком избран иной механизм повышения уровня реального содержания заработной платы, что способствует достижению целей индексации, определенных статьей 134 ТК РФ.

Труд истцов правомерно оплачивался ответчиком в соответствии с нормами ОТС РФ, коллективного договора. Порядок индексации заработной платы правомерно определен ответчиком в коллективном договоре, соглашении к нему с учетом финансово-экономических условий предприятия.

При таких обстоятельствах, требования истцов о признании незаконными действий МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" по непроведению индексации заработной платы с 01.01.2015 по день увольнения и обязании МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" произвести перерасчет заработной платы истцам с 01.01.2015 по день увольнения, включая выплаты, полагающиеся работнику при увольнении по сокращению в соответствие с порядком, установленным п.5.2 ОТС Краснодарского края, являются неправомерными.

Ответчиком заявлено о пропуске истцами срока исковой давности обращения в суд, который установлен ст.392 ТК РФ.

Судом установлено, что истцы не могли не знать о том, что их заработная плата не индексируется. Истцы ежемесячно получали заработную плату, ежемесячно получали от работодателя расчетные листки с информацией по заработной плате в связи с чем, о приостановлении ежеквартальной индексации должны были узнать по окончании 3 квартала 2015 г. Соглашение к коллективному договору МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" от 27.05.2015 принималось публично на заседании двухсторонней комиссии по разработке проекта и контролю за выполнением коллективного договора, в которую входят представители работников предприятия.

Трудовое законодательство не обязывает работодателя знакомить каждого работника с коллективным договором, изменениями к нему, под роспись.

В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Таким образом, истцы пропустили 3 месячный срок для обращения в суд с настоящим иском, который истек в декабре 2015 г. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, является самостоятельным основанием к вынесению решения об отказе в иске.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении иска Варельджана В. С., Лутцева С. Ю. к МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго" о выплате заработной платы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29.09.2016 г.

Председательствующий

2-5359/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Лутцев С.Ю.
Варельджян В.С.
Ответчики
МУП г.Сочи "Сочитеплоэнерго"
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Дело на странице суда
sochi-centralny.krd.sudrf.ru
02.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2016Передача материалов судье
05.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2016Подготовка дела (собеседование)
06.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2016Судебное заседание
29.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее